Должность не может ни продаваться, ни передаваться по наследству

Общественное мнение есть неорганический способ позна-ния того, чего народ хочет и мнит. То, что действительно утверждает свою значимость в государстве, должно, правда, осуществляться органически, и это происходит в государственном строе. Но общественное мнение было во все времена большой силой.

Общественное мнение содержит в себе вечные субстанци-альные принципы справедливости.

Печатается по: Гегель Г.В.Ф. Философия права.

B.C. СОЛОВЬЕВ

Всякое личное существо, в силу своего безусловного значения (в смысле нравственности), имеет неотъемлемое право на существование и на совершенствование. Действительное право есть то, которое заключает в себе условия своего осуществления, т.е. ограждения себя от нарушений. Первое и основное условие для этого есть общежитие или общественность, ибо человек одинокий, предоставленный самому себе, очевидно бессилен. Но общественная форма жизни есть вместе с тем ограничение этих прав, внутренне вытекающее из существа дела.

Определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага, или — что то же — опреде-ленное в данных условиях уравновешение этих двух начал, есть право по-ложительное, или закон.

Закон есть общепризнанное и безличное определение права, или понятие о должном.

признака закона:

1) публичность

2) конкретность

3) реальная при-менимость,

Право должно иметь в обще-стве действительных носителей или представителей, силу принудительнуюэто власть.

Предоставить этому общественному целому:

1) власть издавать обязательные законы;

2) власть судить сообразно этим общим законам

3) власть принуждать всех к исполнению приговоров и всех законных мер

Общественное тело с постоянною организациею, заключающее в себе полноту положительных прав, или единую верховную власть, называется государством. В организме различаются:

1) органи-зующее начало;

2) система органов или орудий организующего действия

3) совокупность организуемых элементов.

Соответственно это

1) верховная власть;

Различные ее органы, или подчиненные власти

Субстрат государства, т.е. масса населения

Государство есть необходимое условие человеческой образованности, культурного прогресса.

Греки, называя государство «городом», выдвигали на первый план создаваемую городом культуру. Люди практического характера — римляне — ставили выше его задачу объединять людей для общего дела или осуществлять их солидар-ность в этом деле. О беспеченность общего дела, охранение общественного целого от распадения есть высший интерес, которому все прочее должно неограни-ченно подчиняться.

Государство, как действительное историческое воплощение людской солидарности, есть реальное условие общечеловеческого дела, т.е. осущест-вления добра в мире.

В средние века две новые политические идеи общего значения: западноевропейская и византийская. В первой: относительный характер государства. С ложный его состав из эле-ментов разнородных, приблизительно равносильных, само-стоятельных, способных и желающих постоять за себя.

Чтобы борьба противных сил не переходила в не-прерывное насилие, чтобы они были уравно-вешиваемы, по общему согласию, выра-женному в договоре. О сновной формальный смысл го-сударства, именно его правовое значение. Право есть равновесие частной свободы и общего блага.

Прогресс права и связанное с ним усовершенствование человечества всегда будет происходить само собою, как физический процесс.

Византийская политическая идея признает в государстве сверхправовое начало, оно может и призвано самостоятельно изменять правовые отношения согласно требованиям высшей правды.

Императорская власть могла почитаться священной лишь как особое служение истинному Богу. П онятием государственной власти, как делегации свыше, устраняется в принципе возможность личного произвола и утверждается верховенство безусловного нравственного идеала. Х ристианская монархия есть самодержавие совести. Носитель верховной власти, порученной ему от Бога правды и милости, не подлежит никаким ограничениям, кроме нравственных.

Он не должен зависеть от «общественного мнения», потому что об-щественное мнение может быть ложным; он не есть слуга народной воли, потому что воля народа может быть безнравственной; он не представитель страны, потому что страна может быть поглощена мертвым морем. Он по-ставлен выше всего этого, — он есть подчиненный, служитель и представи-тель.

Поступать по совести и только по совести есть право и обязанность вся-кого человека, и в этом смысле всякий человек есть нравственный само-держец.

Византийской империи это исполнение крайне недостаточным.

Печатается по: Соловьев B.C. Соч.: В 2 т.

Н.А. БЕРДЯЕВ

Злым и безбожным государственное начало, которое в государственной воле и присущей ей власти видит высшее воплощение добра на земле, второго Бога.

Суверенная, неограниченная и са-модовлеющая государственность во всех ее формах есть результат обоготворения воли человеческой, одного, многих и всех. подмена абсолютной божественной воли относительной во-лей человеческой. Государство по самому существу своему, скорее, безнравственно И не может стать нравственным до тех пор, пока не отречется от власти человека над человеком, пока не смирит своей власти перед властью Божьей, т.е. не превратится в теократию.

Абсолютно самодержавное государство — человековластие одного — есть самая совершенная и крайняя форма воплощения «царства князя мира сего», это предельная форма человеческого самообоготворения.

Могут быть два типа учений об отношении между правом и государ-ством, о происхождении права и государства. Первый тип, преобладающий и в теории и в практике, я бы назвал государственным позитивизмом. Уче-ния этого типа видят в государстве источник права, за государством при-знают полноту и суверенность власти, санкционирующую и распределяю-щую права. Самодержавного, абсо-лютного государства.

Противоположный тип признает абсолютность права и относительность государства: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а волю сверхчеловеческую.

Не право нуждается в санкции государства, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве. Совершенное народовластие ведет к самообоготворению народа, обого-творению его человеческой воли, не подчиненной ничему сверх-человеческому, никаким абсолютным идеям.

У социал-демократии совершенное народовластие превращается в про-летаровластие, так как пролетариат признается истинным народом, истин-ным человечеством. Но к истинному содержанию никогда социал-демократия не может прийти, так как обоготворение гряду-щего человечества самообожание человече-ской воли и потому предельный объект ее жела-ний есть пустота, бессодержательность и небытие. Пустая свобода от миро-вого всеединства, насильственное соединение распавшихся воль — вот пе-чальный удел человеческого самообоготворения.

Всякому человековластию дол-жен быть положен предел, объективный, а не субъективный предел, предел сверхчеловеческий, а не человеческий. Декларация прав человека и гражданина, всякое торжество свободы в мире, всякое признание за личностью безусловного значения было декларацией воли божественной, явление в мире правды сверхчеловеческой. Реальная сущность — в победе над злом, над источником зла в мире, а не над произвольными, поверхностными страданиями и неудобствами.

Печатается по: Бердяев Н.А. Государство // Власть и право.

Б. КИСТЯКОВСКИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: