Государство даже в настоящее время вызывает иногда ужас и содро-гание. В представлении многих государство является каким-то безжалостным деспотом, который давит и губит людей

Почти нет таких поступков, признавае-мых людьми преступлением и грехом, которые государство не совершало бы когда-нибудь, утверждая за собой право их совершать.

Но действительно ли государство создано и существует для того, чтобы угнетать, мучить и эксплуатировать отдельную личность? В се культурное человечество живет в государственных единениях. Культур-ный человек и государство — это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому культурный человек даже немыслим без государства.

Настоящие задачи и истинные цели государства заключаются в осуществлении солидарных интересов людей. Государство само по себе есть пространственно самая обширная и внутренне наиболее всеобъемлющая форма вполне организованной солидарности между людьми. Общее благо — вот формула, в которой кратко выражаются задачи и цели государства.

В олицетворении государства и проповеди борьбы с ним до его полного уничтожения более всего сказывается неверие в самого человека.

Понимание государства покоится на вере в человеческую личность.

Основной принцип правового или конституционного государства состоит... в том, что государственная власть в нем ограничена.

Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности госу-дарственная власть в правовом или конституционном государстве не только ограничена, но и строго подзаконна.

Престиж конституционной государственной власти заключается не в недосягаемой высоте ее, а в том, что она находит поддержку и опору в народе.

В государстве будущего каждому будет обеспечено достойное чело-веческое существование не в силу социального милосердия, приводящего к организации, аналогичной современному призрению бедных, а в силу при-сущих каждой личности прав человека и гражданина.

Между со-временным правовым государством и тем государством, которое осуще-ствит социальную справедливость, нет принципиальной и качественной разницы, а есть только разница в количестве и степени. [...]

Правовое государство является наиболее совершенным типом государственного бытия. Оно создает те условия, при которых возможна гармония между общественным целым и личностью. Здесь государственная индивидуальность не подавляет индивидуальности отдельного лица. Напротив, здесь в каждом человеке представлена и воплощена определенная культурная цель, как нечто жизненное и личное. [...]

Печатается по: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право.

П.Б. СТРУВЕ

Между силой отдельной личности и мощью государства существует известное необходимое соотношение, но это соот-ношение покоится не на рациональных, а на религиозных началах.

Личность, особенность государства проявляется в отношениях его к другим государствам. Поэтому могущество государства есть его мощь вовне.

Жизнь государства состоит во властвовании одних над другими.

Национальное начало тесно связано с государственным и разделят с ним его сверхразумный, или мистический, характер. [...]  

В основе нации всегда лежит культурная общность в прошлом, настоя-щем и будущем, общее культурное наследие, общая культурная работа, об-щие культурные чаяния. [...]

Индивидуализм, который в центре всего ставит личность, ее потребно-сти, ее интерес, ее идеал, ее содержание, есть как религия самая трудная, самая малодоступная, самая аристократическая, самая исключительная религия. Трудно человеку глубоко религиозному поклоняться просто чело-веческой личности или человечеству. Индивидуализм как религия учит признавать бесконечно достоинство или ценность человеческой личности. Но для того чтобы эту личность провозгласить мерилом всего, или высшей ценностью, для этого необходимо ей поставить высочайшую задачу. Личность как религиозная идея означает воплощение ценного содержания, отмеченное своеобразием, или единственностью, энергией или напряженностью. Только индивидуализм, ставящий такую высочайшую за-дачу, может быть религиозен. Но что означает и что совершает такой инди-видуализм? От религии государства и национальности такой индивидуализм уводит человека, но он вовсе не приближает его к эмпирическим условиям человеческого существования, к пользе и выгоде отдельного человека или целого общества, а удаляет от них в область, еще более далекую и высокую. ...]

Печатается по: Струве П. Patriotica: политика, культура, религия.

 

 

К. ПОППЕР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: