Тема № 3. Основные понятия теории наследственности

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ

 

 

 «ПСИХОГЕНЕТИКА»

 

Учебно-методический комплекс

по специальности 020400 Психология

для студентов факультета ПСИХОЛОГИИ

 

Москва - 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

 

V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ПО КУРСУ

 

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 



I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

1. Цель курса - ввести обучаемых в предметное поле психогенетики и побудить их к изучению и критическому осмыслению традиционных проблем психологии в свете индивидуального развития и индивидуального разнообразия.

2. Задачи курса:

- сформировать у обучаемых твердое и систематизированное представление о генетических основах психической деятельности человека;

- на основе изучения роли наследственности и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии сформировать естественнонаучное представление об основных свойствах и функциях психики человека;

- выработать умение с естественнонаучных позиций объяснять связь психических явлений, поведения и деятельности человека с их генетической основой;

- выработать практические навыки сопоставления психических явлений с генетической основой и процессами происходящими в онтогенезе.

Место курса в подготовке специалиста.

Психогенетика - область науки, пограничная между психологией, физиологией и генетикой, предметом исследования которой является роль наследственных и средовых детерминант в развитии психологических и психофизиологических признаков человека.

Она относится к общепрофессиональным дисциплинам подготовки обучающихся по специальности "Психология" и служит теоретико-методологическим фундаментом для «Психологии развития и возрастной психологии», «Педагогической психологии», «Специальной психологии». Знания в области психогенетики позволяют сформировать у обучаемых представления о соотношении наследственных и средовых факторов развития человека и его психики.

Требования к уровню усвоения содержания курса.

Обучаемый, изучивший данный курс, должен

иметь представление:

- об основных положениях современной дифференциальной психологии и психогенетики, необходимых для профессионального понимания психологических данных о человеке;

- о месте психогенетики в системе психологических знаний;

знать:

-методы психогенетики и их разрешающие способности;

-результаты исследований наследственности и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза;

уметь:

-дифференцировать людей по индивидуальным психофизиологическим и психологическим наследственным признакам;

иметь опыт (навык):

-применения диагностических приемов и методов изучения индивидуальных психофизиологических и психологических особенностей.



II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Наименование разделов и тем

Всего учебных занятий (час)

Аудиторные занятия:

 (час)

Самостоятельная работа (час)

всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
1 2 3 4 5 6 7 8

5 семестр

Раздел 1. Основные положения современной дифференциальной психологии и психогенетики, необходимых для профессионального понимания психологических данных о человеке              
Тема № 1. Введение в психогенетику. 3 2 2       1
Тема № 2. Методы психогенетики и их разрешающие способности. 9 6 4   2   3
Тема № 3. Наследственность и среда. 6 4 2 2     2
Тема № 4. Природа межиндивидуальной изменчивости. 7 4 2 2     3
Тема № 5. Психогенетическое изучение системных процессов. 4 2 2       2
Раздел 2. Результаты исследований наследственности и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза              
Тема № 6. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательной функции. 7 4 2 2     3
Тема № 7. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций. 5 2 2       3
Тема № 8. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности. 4 2 2       2
Тема № 9. Вклад наследственности и среды в изменчивость психических функций. 9 6 2   4   3
Зачет с оценкой 6 4       4 2
Итого за 5 семестр 60 36 20 6 6 4 24
Всего по дисциплине 60 36 20 6 6 4 24


Раздел I. Основные положения современной дифференциальной психологии и психогенетики, необходимые для понимания психологических данных человека.

Тема № 1. Введение в психогенетику.

Основные периоды развития психогенетики. Зарождение генетики поведения. Ф. Гальтон – родоначальник современного «евгенизма». Определение понятий «жесткий» и «мягкий» евгенизм. Практическая необходимость изучения наследственности. Евгенизм и популяционная генетика: случай Фишера. Растяжимое понятие «раса». Свойства «евгенизма», отличающие его от «социального дарвинизма». «Евгенизм» сегодня.

Место психогенетики в системе психологических знаний. Генетика поведения как самостоятельная научная дисциплина. Разработка основных методов генетики поведения. Современное состояние психогенетики как науки.

Тема № 2. Методы психогенетики и их разрешающие способности.

Генеалогический метод. Сиблинг, пробанд. Основные символы, используемые для составления родословной. Эффективность генеалогического метода.

Метод приемных детей, как теоретически наиболее чистый метод психогенетики. Базовый вариант метода. Полная и частичная схема метода ПД. Ограничения метода.

Близнецовый метод. История формирования метода близнецов. Разновидности метода близнецов: метод разлученных близнецов; метод семей монозиготных близнецов; метод контрольного близнеца; метод близнецовой пары.

Модель одного гена; полигенные генетические модели; генетические эффекты; методы анализа психогенетических эмпирических данных.

Тема № 3. Основные понятия теории наследственности.

Ф. Гальтон и В. Штерн – основоположники научного изучения индивидуальности; проблемы профотбора, профконсультирования, индивидуализации обучения и воспитания; «синдром трудного темперамента». «Биологическое и социальное», «врожденное и приобретенное, «наследственное и средовое». Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий людей.

Биологические основы наследственности. Клетка – основная генетическая структурно функциональная биологическая единица. Генетическая роль нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Программирования синтеза белка. Строение и типы метафазных хромосом человека. Понятие о кареотипе. Современные методы цитологического анализа хромосом. Понятие о гетеро- и эухроматине, половом хроматине. Амитоз, митоз, мейоз. Клеточный цикл и его периоды. Половые клетки (яйцеклетка и сперматозоид). Патология митоза и мейоза. Хромосомные карты. Генетические поля.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Влияние генотипической среды и факторов внешней среды на проявление признаков. Особенности изучения наследственности человека. Характеристика основных методов изучения наследственности человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: