ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ
«ПСИХОГЕНЕТИКА»
Учебно-методический комплекс
по специальности 020400 Психология
для студентов факультета ПСИХОЛОГИИ
Москва - 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ
V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ПО КУРСУ
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (УКАЗАНИЯ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса - ввести обучаемых в предметное поле психогенетики и побудить их к изучению и критическому осмыслению традиционных проблем психологии в свете индивидуального развития и индивидуального разнообразия.
2. Задачи курса:
- сформировать у обучаемых твердое и систематизированное представление о генетических основах психической деятельности человека;
|
|
- на основе изучения роли наследственности и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии сформировать естественнонаучное представление об основных свойствах и функциях психики человека;
- выработать умение с естественнонаучных позиций объяснять связь психических явлений, поведения и деятельности человека с их генетической основой;
- выработать практические навыки сопоставления психических явлений с генетической основой и процессами происходящими в онтогенезе.
Место курса в подготовке специалиста.
Психогенетика - область науки, пограничная между психологией, физиологией и генетикой, предметом исследования которой является роль наследственных и средовых детерминант в развитии психологических и психофизиологических признаков человека.
Она относится к общепрофессиональным дисциплинам подготовки обучающихся по специальности "Психология" и служит теоретико-методологическим фундаментом для «Психологии развития и возрастной психологии», «Педагогической психологии», «Специальной психологии». Знания в области психогенетики позволяют сформировать у обучаемых представления о соотношении наследственных и средовых факторов развития человека и его психики.
Требования к уровню усвоения содержания курса.
Обучаемый, изучивший данный курс, должен
иметь представление:
- об основных положениях современной дифференциальной психологии и психогенетики, необходимых для профессионального понимания психологических данных о человеке;
- о месте психогенетики в системе психологических знаний;
|
|
знать:
-методы психогенетики и их разрешающие способности;
-результаты исследований наследственности и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза;
уметь:
-дифференцировать людей по индивидуальным психофизиологическим и психологическим наследственным признакам;
иметь опыт (навык):
-применения диагностических приемов и методов изучения индивидуальных психофизиологических и психологических особенностей.
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Наименование разделов и тем | Всего учебных занятий (час) | Аудиторные занятия: (час) | Самостоятельная работа (час) | ||||
всего | лекции | семинары | практические занятия | зачет с оценкой | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 семестр | |||||||
Раздел 1. Основные положения современной дифференциальной психологии и психогенетики, необходимых для профессионального понимания психологических данных о человеке | |||||||
Тема № 1. Введение в психогенетику. | 3 | 2 | 2 | 1 | |||
Тема № 2. Методы психогенетики и их разрешающие способности. | 9 | 6 | 4 | 2 | 3 | ||
Тема № 3. Наследственность и среда. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
Тема № 4. Природа межиндивидуальной изменчивости. | 7 | 4 | 2 | 2 | 3 | ||
Тема № 5. Психогенетическое изучение системных процессов. | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
Раздел 2. Результаты исследований наследственности и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза | |||||||
Тема № 6. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательной функции. | 7 | 4 | 2 | 2 | 3 | ||
Тема № 7. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций. | 5 | 2 | 2 | 3 | |||
Тема № 8. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности. | 4 | 2 | 2 | 2 | |||
Тема № 9. Вклад наследственности и среды в изменчивость психических функций. | 9 | 6 | 2 | 4 | 3 | ||
Зачет с оценкой | 6 | 4 | 4 | 2 | |||
Итого за 5 семестр | 60 | 36 | 20 | 6 | 6 | 4 | 24 |
Всего по дисциплине | 60 | 36 | 20 | 6 | 6 | 4 | 24 |
Раздел I. Основные положения современной дифференциальной психологии и психогенетики, необходимые для понимания психологических данных человека.
Тема № 1. Введение в психогенетику.
Основные периоды развития психогенетики. Зарождение генетики поведения. Ф. Гальтон – родоначальник современного «евгенизма». Определение понятий «жесткий» и «мягкий» евгенизм. Практическая необходимость изучения наследственности. Евгенизм и популяционная генетика: случай Фишера. Растяжимое понятие «раса». Свойства «евгенизма», отличающие его от «социального дарвинизма». «Евгенизм» сегодня.
Место психогенетики в системе психологических знаний. Генетика поведения как самостоятельная научная дисциплина. Разработка основных методов генетики поведения. Современное состояние психогенетики как науки.
Тема № 2. Методы психогенетики и их разрешающие способности.
Генеалогический метод. Сиблинг, пробанд. Основные символы, используемые для составления родословной. Эффективность генеалогического метода.
Метод приемных детей, как теоретически наиболее чистый метод психогенетики. Базовый вариант метода. Полная и частичная схема метода ПД. Ограничения метода.
Близнецовый метод. История формирования метода близнецов. Разновидности метода близнецов: метод разлученных близнецов; метод семей монозиготных близнецов; метод контрольного близнеца; метод близнецовой пары.
Модель одного гена; полигенные генетические модели; генетические эффекты; методы анализа психогенетических эмпирических данных.
|
|
Тема № 3. Основные понятия теории наследственности.
Ф. Гальтон и В. Штерн – основоположники научного изучения индивидуальности; проблемы профотбора, профконсультирования, индивидуализации обучения и воспитания; «синдром трудного темперамента». «Биологическое и социальное», «врожденное и приобретенное, «наследственное и средовое». Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий людей.
Биологические основы наследственности. Клетка – основная генетическая структурно функциональная биологическая единица. Генетическая роль нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Программирования синтеза белка. Строение и типы метафазных хромосом человека. Понятие о кареотипе. Современные методы цитологического анализа хромосом. Понятие о гетеро- и эухроматине, половом хроматине. Амитоз, митоз, мейоз. Клеточный цикл и его периоды. Половые клетки (яйцеклетка и сперматозоид). Патология митоза и мейоза. Хромосомные карты. Генетические поля.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Влияние генотипической среды и факторов внешней среды на проявление признаков. Особенности изучения наследственности человека. Характеристика основных методов изучения наследственности человека.