КУРСОВАЯ
Лекции
Маслова Юлия Александровна maslovaja@mail.ru
Января 2012
Курсовую можно не печатать, а присылать на почту.
Две направленности курсовых:
- Риторическая
- Воздействие (граничит с манипулированием)
Об истории. Откуда риторическая сторона. Лет 10 назад была модная дисциплина, «Педагогическая риторика». Учебник под ред Политовой «Риторика» - взяли за основу Аристотеля и новейшие исследования. Увы, сейчас из моды ушло, но методисты до сих пор работают.
Педагогическое общение. Это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности. Особенность в том, что речь учителя и учеников рассматривается именно как коммуникативное взаимодействие, пусть и в учебной ситуации.
Оптимальное педагогическое общение. Это такое ПО, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Обеспечивает хороший эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление соц-псих процессами в детском коллективе и позволяют максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя и учащихся.
|
|
Функции педагогического общения
1. Информационно-коммуникативная. Обеспечивает познание, приобретение новых знаний и социального опыта.
2. Регуляционная организация совместной деятельности. Обеспечивает организацию учебного процесса, реализацию выбранной стратегии учителя, способы взаимодействия с учащимися, поведение учителя в конкретной учебной ситуации.
3. Аффективная. Эмоциональный контакт учителя с учащимися. Обеспечивает развитие личностных качеств учеников, его эмоциональной сферы, развитие эстетической восприимчивости, художественного вкуса учащихся.
4. Нормативная. Обеспечивает освоение норм речевого поведения. Школьники через общение с учителями усваивают нормы речевого поведения.
5. Актуализирующая. Обеспечивает реализацию индивидуальных особенносте личности.
Стили общения
- Авторитарный. Присуще зачастую учителям с большим стажем. Характерен деловой подход к учебному процессу, четкие установки, усредненное (стереотипное) отношение к ученику. При оценке так же руководствуется стереотипами.
- Демократический. Противоположный.
СО – индивидуальные особенности социального взаимодействия педагога и учащихся. СО находят свое выражение в особенностях характера взаимоотношений между учителем и учащимся, творческая индивидуальность учителя, особенности ученического коллектива.
|
|
Канн-Калек
- Запугивание. Авторитет держится на страхе.
- Заигрывание. Желание понравиться.
- С четко выраженной дистанцией
- Дружеского расположения
- Совместной увлеченности
Критерии, определяющие учителя как коммуникативного лидера
- Психологический настрой. Настраивает класс на работу, организует его, устанавливает с учащимися контакт, проговаривает правила, которые он устанавливает в данном классе.
- Выражает свое коммуникативное намерение – явно или неявно. В различных типичных ситуациях на уроке: определяет тему урока, связывает ее с предыдущим материалом, дает установку на восприятие, слушание нового материала, установку на усвоение и запоминание материала, мотивирует свою деятельность и деятельность учащихся
- Управляет педагогическим процессом с помощью умелой организации своего речевого поведения на уроке. Грамотно направляет разговор в свое русло и не дает сменить предмет речи. Точно и ясно формулирует вопросы, чтобы получить исчерпывающие ответы. Выяснительные вопросы, конкретизирующие вопросы, уточняющие вопросы. Помогаете учиться говорить. Внимательно слушают ответы учеников и реагируют на них. «Слушать одного, и слышать всех». Поддерживать через речь, чтобы создать ситуацию успеха. Бывает прямая и косвенная похвала. Взаимосвязь вербального и невербального.
Января 2012
Речевые приемы, которые использует учитель для достижения интенций.
- Прием установления контакта
- Использование речевых клише (грамматических форм), направленных на вовлечение слушателя в повествование. Учитель делает учеников равноправными участниками беседы: «Давайте откроем», «Посмотрим», «Мы все вместе сейчас возьмем и сделаем».
- Демонстрация зависимости от слушателя. Демонстрация уважения в школьной аудитории. «Если вы поняли, то можно продолжить»
- Употребление риторических вопросов. Таким образом учитель актуализирует информацию. «…И что же мы получаем?...»
- Использование контакт устанавливающих вопросов. «Да, Ваня?»
- Реальные вопросы, которые предполагают собственный ответ. Цель – выяснить реальные знания учеников.
- Невербальные средства. Темп речи, тон, громкость… жесты, позиция.
- Направленные на ясное донесение информации
- Повторение значимого. Особенно важно для устного выступления. Не менее трех раз (совет методистов).
- Учитель помогает ученикам ориентироваться в материале, вычленять лавное и второстепенное. Клишированные выражения: «А сейчас обратите внимание именно на то, что…»
- Идентификация. Говорить дважды об одном и том же, но по-разному. «Давайте рассмотрим пути, возможные модели,…» - побольше синонимов.
- Напоминание об основной идее. Помогает напомнить о теме обсуждения, удержать ее в центре внимания.
- Сегментация речи. Дробление новой информации на определенные сегменты. Кусок теории, упражнение, кусок теории, упражнение…
- Смысловой круг (театральная режиссура). В начале постулат, потом спорное обсуждение, в итоге возврат к постулату. «Итак, мы убедились…»
- Соотнесение с ранее сказанным. Уяснить связь с изученным.
- Интонацией демонстрировать, что нужно и важно запомнить.
- Чтобы было легче следить за развитием речи. Это речевые сигналы – отдельные слова, выражения, фразы, которые являются своеобразными сигналами для учащихся, они подсказывают общее содержание, компоненты речи, помогают предугадать какую-то информацию.
- Сигналы, которые отграничивают новое от предшествующего. «Прежде всего», «дальше», «и помимо этого».
- Свидетельствующие о том, что далее последует обобщение и вывод. «Итак»
- Сигналы перехода от общего к частному, иллюстративному материалу, примерам. «А вспомните-ка примеры из вашей жизни»
- Прием обнаженной стратегии. Когда учитель объявляет тему, он раскрывает полностью, о чем будет читать. Пан можно написать на доске, нарисовать ромашку, можно постепенно стирать или отрывать компоненты темы.
|
|
Активное слушание
Пошло от психолингвистики. Это искусство понимать. Активный слушатель должен уверить говорящего, что все сказанное будет понято и принято.
Это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях. Еще две ситуации, крайне сложные: с коллегами и родителями, но это уже другая тема.
Функции слушания
- Регулятивная. Научиться делать что-то.
- Познавательная.
- Эстетическая, ценностная.
- Реагирующая, реактивная. Слушаю, чтобы отреагировать.
Способы
- НЕрефлексивное слушание
- Минимизация ответов, невмешательство
- Внимательное молчание. На первый план выходят невербальные средства.
- Рефлексивное. Искусство слушать, задавая вопросы, не переходя в беседу.
- Выяснение. Это обращение за уточнениями, отдельными фактами. ОШИБКИ: «Ты всегда говоришь запутано», «Вас невозможно понять».
- Перефразирование. Пытаетесь сформулировать полученную информацию своими словами и озвучиваете эти мысли. Резюмирование.
- Отражение чувств. Эмпатия.