Речевые приемы, которые использует учитель для достижения интенций

КУРСОВАЯ

Лекции

Маслова Юлия Александровна maslovaja@mail.ru

 

Января 2012

Курсовую можно не печатать, а присылать на почту.

Две направленности курсовых:

  1. Риторическая
  2. Воздействие (граничит с манипулированием)

 

Об истории. Откуда риторическая сторона. Лет 10 назад была модная дисциплина, «Педагогическая риторика». Учебник под ред Политовой «Риторика» - взяли за основу Аристотеля и новейшие исследования. Увы, сейчас из моды ушло, но методисты до сих пор работают.

 

Педагогическое общение. Это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности. Особенность в том, что речь учителя и учеников рассматривается именно как коммуникативное взаимодействие, пусть и в учебной ситуации.

Оптимальное педагогическое общение. Это такое ПО, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Обеспечивает хороший эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление соц-псих процессами в детском коллективе и позволяют максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя и учащихся.

Функции педагогического общения

1. Информационно-коммуникативная. Обеспечивает познание, приобретение новых знаний и социального опыта.

2. Регуляционная организация совместной деятельности. Обеспечивает организацию учебного процесса, реализацию выбранной стратегии учителя, способы взаимодействия с учащимися, поведение учителя в конкретной учебной ситуации.

3. Аффективная. Эмоциональный контакт учителя с учащимися. Обеспечивает развитие личностных качеств учеников, его эмоциональной сферы, развитие эстетической восприимчивости, художественного вкуса учащихся.

4. Нормативная. Обеспечивает освоение норм речевого поведения. Школьники через общение с учителями усваивают нормы речевого поведения.

5. Актуализирующая. Обеспечивает реализацию индивидуальных особенносте личности.

 

Стили общения

  1. Авторитарный. Присуще зачастую учителям с большим стажем. Характерен деловой подход к учебному процессу, четкие установки, усредненное (стереотипное) отношение к ученику. При оценке так же руководствуется стереотипами.
  2. Демократический. Противоположный.

СО – индивидуальные особенности социального взаимодействия педагога и учащихся. СО находят свое выражение в особенностях характера взаимоотношений между учителем и учащимся, творческая индивидуальность учителя, особенности ученического коллектива.

Канн-Калек

  1. Запугивание. Авторитет держится на страхе.
  2. Заигрывание. Желание понравиться.
  3. С четко выраженной дистанцией
  4. Дружеского расположения
  5. Совместной увлеченности

 

 

Критерии, определяющие учителя как коммуникативного лидера

  1. Психологический настрой. Настраивает класс на работу, организует его, устанавливает с учащимися контакт, проговаривает правила, которые он устанавливает в данном классе.
  2. Выражает свое коммуникативное намерение – явно или неявно. В различных типичных ситуациях на уроке: определяет тему урока, связывает ее с предыдущим материалом, дает установку на восприятие, слушание нового материала, установку на усвоение и запоминание материала, мотивирует свою деятельность и деятельность учащихся
  3. Управляет педагогическим процессом с помощью умелой организации своего речевого поведения на уроке. Грамотно направляет разговор в свое русло и не дает сменить предмет речи. Точно и ясно формулирует вопросы, чтобы получить исчерпывающие ответы. Выяснительные вопросы, конкретизирующие вопросы, уточняющие вопросы. Помогаете учиться говорить. Внимательно слушают ответы учеников и реагируют на них. «Слушать одного, и слышать всех». Поддерживать через речь, чтобы создать ситуацию успеха. Бывает прямая и косвенная похвала. Взаимосвязь вербального и невербального.

 

Января 2012

Речевые приемы, которые использует учитель для достижения интенций.

  1. Прием установления контакта
    1. Использование речевых клише (грамматических форм), направленных на вовлечение слушателя в повествование. Учитель делает учеников равноправными участниками беседы: «Давайте откроем», «Посмотрим», «Мы все вместе сейчас возьмем и сделаем».
    2. Демонстрация зависимости от слушателя. Демонстрация уважения в школьной аудитории. «Если вы поняли, то можно продолжить»
    3. Употребление риторических вопросов. Таким образом учитель актуализирует информацию. «…И что же мы получаем?...»
    4. Использование контакт устанавливающих вопросов. «Да, Ваня?»
    5. Реальные вопросы, которые предполагают собственный ответ. Цель – выяснить реальные знания учеников.
    6. Невербальные средства. Темп речи, тон, громкость… жесты, позиция.
  2. Направленные на ясное донесение информации
    1. Повторение значимого. Особенно важно для устного выступления. Не менее трех раз (совет методистов).
    2. Учитель помогает ученикам ориентироваться в материале, вычленять лавное и второстепенное. Клишированные выражения: «А сейчас обратите внимание именно на то, что…»
    3. Идентификация. Говорить дважды об одном и том же, но по-разному. «Давайте рассмотрим пути, возможные модели,…» - побольше синонимов.
    4. Напоминание об основной идее. Помогает напомнить о теме обсуждения, удержать ее в центре внимания.
    5. Сегментация речи. Дробление новой информации на определенные сегменты. Кусок теории, упражнение, кусок теории, упражнение…
    6. Смысловой круг (театральная режиссура). В начале постулат, потом спорное обсуждение, в итоге возврат к постулату. «Итак, мы убедились…»
    7. Соотнесение с ранее сказанным. Уяснить связь с изученным.
    8. Интонацией демонстрировать, что нужно и важно запомнить.
  3. Чтобы было легче следить за развитием речи. Это речевые сигналы – отдельные слова, выражения, фразы, которые являются своеобразными сигналами для учащихся, они подсказывают общее содержание, компоненты речи, помогают предугадать какую-то информацию.
    1. Сигналы, которые отграничивают новое от предшествующего. «Прежде всего», «дальше», «и помимо этого».
    2. Свидетельствующие о том, что далее последует обобщение и вывод. «Итак»
    3. Сигналы перехода от общего к частному, иллюстративному материалу, примерам. «А вспомните-ка примеры из вашей жизни»
    4. Прием обнаженной стратегии. Когда учитель объявляет тему, он раскрывает полностью, о чем будет читать. Пан можно написать на доске, нарисовать ромашку, можно постепенно стирать или отрывать компоненты темы.

 

Активное слушание

Пошло от психолингвистики. Это искусство понимать. Активный слушатель должен уверить говорящего, что все сказанное будет понято и принято.

Это такое умение слушать, которое в полной мере способствует эффективному общению учителя с учащимися в различных коммуникативных ситуациях. Еще две ситуации, крайне сложные: с коллегами и родителями, но это уже другая тема.

 

 

Функции слушания

  • Регулятивная. Научиться делать что-то.
  • Познавательная.
  • Эстетическая, ценностная.
  • Реагирующая, реактивная. Слушаю, чтобы отреагировать.

 

Способы

  • НЕрефлексивное слушание
    • Минимизация ответов, невмешательство
    • Внимательное молчание. На первый план выходят невербальные средства.
  • Рефлексивное. Искусство слушать, задавая вопросы, не переходя в беседу.
    • Выяснение. Это обращение за уточнениями, отдельными фактами. ОШИБКИ: «Ты всегда говоришь запутано», «Вас невозможно понять».
    • Перефразирование. Пытаетесь сформулировать полученную информацию своими словами и озвучиваете эти мысли. Резюмирование.
    • Отражение чувств. Эмпатия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: