Глава 2. Вещные (имущественные) права по Законам XII таблиц

2.1 Понятие вещей, классификация. Способы приобретение вещных прав.

В римском праве отсутствует понятие вещи, но его можно воссоздать в том виде, в каком оно воспринималось самими римлянами. С их точки зрения, вещь-это то, по поводу чего у субъекта возникает право, в самом общем смысле этого социального явления, а так же это определенная часть живой или неживой природы. Римский юрист II века Гай под вещью понимал:

телесные предметы (res corporalеs) – все материальные предметы внешнего мира;

бестелесные вещи (res incorpoles) – вещи нематериальные, т.е. ненаделенные реальным существованием. Это определенные права (например, наследство, обязательство, узуфрукт и т.д.).

Для раннего состояния римского права характерно деление вещей на манципируемые и неманципируемые.

Манципируемые вещи (res mancipi) – главные средства земледелия, наиболее ценное имущество (земля, рабы, крупный домашний скот), отчуждение которого осуществлялось в сложной форме – в виде манципации (древнейшая сделка купли – продажи). Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей. Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей являлось достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она уже была исполнена. Неманципируемые вещи (res nec mancipi) – остальные предметы домашнего обихода (мебель, продовольствие, мелкий скот и т.д.), которые могли отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.1

В сочинениях римских классических юристов было разработано и широко применялось в практике разрешения судебных дел деление на вещи в обороте и вне оборота, вещи движимые и недвижимые, делимые и неделимые, потребляемые и непотребляемые, определяемые родовыми признаками и индивидуально – определенные. Рассмотрим это деление.

Вещи в обороте (res in commercio) – это объекты купли-продажи, мены, дарения. Они могли принадлежать каждому и свободно отчуждаться третьим лицам. Вещи, изъятые из оборота (res extra commercium), не подлежали отчуждению. Это священное имущество – храмы, предметы религиозного культа; публичные вещи и общие вещи – дороги, площади, гавани, театры, бани, а также море, свободно текущая вода, т.е. то, что нельзя продать, подарить.

Вещи движимые (res mobiles) – пространственно перемещаемые вещи (те вещи, которые приходят в движение собственной силой: рабы, животные, мебель, другая утварь). Вещи недвижимые (res immobiles) – земельные участки и все созданное на них (строения, насаждения), кроме того – недра и пространство над землей.

К неделимым вещам (res indivisibiles) относились те, которые при делении утрачивали свою субстанцию (корабль, шкаф). Делимые вещи (res divisibeles) сохраняли свою субстанцию при деле­нии, их часть – это прежнее целое, но в уменьшенном объеме (масло, вино, песок). В случае невозможности материального разделения вещи она переходила в собственность одного, а другие наследники получали денежную компенсацию.

Вещи потребляемые (res consumptibiles) – те, которые материально уничтожаются при их однократном использовании (продукты, деньги – самые потребляемые в мире вещи). Вещи непотребляемыe (res non consumptibiles) не уничтожаются от употребления (обручальное кольцо), а если уничтожаются, то постепенно (платье, обувь).

Вещи, наделенные родовыми признаками (genues), определялись весом, ме­рой, числом (зерно, вино, песок и т.д.). Родовая вещь юридически считалась не подверженной гибели, ибо она всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило: "Genera non pereunt" ("Род не погибает").

Вещи индивидуально – определенные (species), в отличие от родовых, могли быть выделены из числа подобных им вещей (например, раб Октавий, имение Аттика и т.д.) и были ценны именно своей индивидуальностью. Юридическое значение такого деления заключалось в том, что при гибели индивидуально-определенной вещи договор прекращался, т.к. должник уже не имел возможности передать другую такую же вещь. Такие вещи замене не подлежали, а риск случайной гибели вещи нес ее собственник.

В римском праве имелись и другие деления вещей – главные и придаточные, части вещи, принадлежность, плоды, вещи простые и сложные. Такое дробное деление свидетельствует о высоком уровне право­вого регулирования отношений по поводу вещей. Многое из сделанного римскими юристами в этой области сохраняет свое значение и в настоя­щее время. Конструкция вещи, разработанная в Древнем Риме, продол­жает жить в современных правовых системах: подразделения римской классификации видов вещей оказались столь жизнеспособны, что вошли во мно­гие законодательства, в том числе в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них:

1) манципация – воображаемая продажа, происходившая в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Нарушение обряда манципации влекло за собой признание сделки недействительной;

2) традицио – простая передача неманципируемой собственности за деньги, под поручительство или залог;

3) спецификация – создание новой вещи из чужого материала или соединение нескольких вещей в одной – главной;

4) уступка права – фиктивный судебный спор перед претором, при котором покупатель заявлял о своем праве собственности на отчуждаемую вещь, а ее владелец не возражал;

5) наследование;

6) давность владения.1

На основании вышеопределенного, необходимо отметить, что вещное право закрепляет господство лица над имуществом от своего или чужого имени и состоит из следующих структурных элементов: владение, собственность, права на чужие вещи, залоговое право.

 

2.2 Право собственности.

  Под правом собственности в Древнем Риме, понималось фактическое, ничем неограниченное, ясно, четко и конкретно определенное господство субъекта над вещью. Собственник имел полное право владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.

Важной чертой римского права собственности было под подразделе­ние вещей на два типа – res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии во – обще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу отно­сились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Для отчуждения вещей первой категории – продажи, мены, дарения и пр. – требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципа – ции. Слово это произошло от "manus" – рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобре – тенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: «я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов…». Манципация сообщала приобретателю неос­поримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.1

Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходи­ла в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда – нибудь, в будущем времени, воз – никнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью прос­той традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установлен­ных договором купли – продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовали – при переходе из рук в руки – манципации. Драгоценная ваза – традиции. Первые две вещи отно – сились к разряду орудий и средств производства; по своему происхожде­нию они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общи­ны, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.1

Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей – в один год.

Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.

В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:

1) Оставлять незастроенное место вокруг здания (VII. 1);

2) Отступать от границ участка на определенное расстояние (VII. 2);

3) Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (VII. 9а).2

Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле (пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает). Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью. Законами XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка», а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб (если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Законов XII таблиц ты можешь предъявить иск об уборке его).

Таким образом, право собственности являлось и продолжает являться, фактически, основным правовым институтом относительно вещи лица, и предоставляет ему весьма обширный перечень возможностей определения судьбы своего имущества.

 

2.3 Права на чужие вещи.

Кроме прав владения и собственности, римское право развило ряд прав на вещи с ограниченным содержани­ем полномочий. Объектом этих прав служили, конечно, чужие вещи, почему они назывались iura in re aliena. Возникли они очень рано, и постепенно развиваясь, образовали особую группу полномочий разно­го содержания. В состав этой группы к концу классической эпохи вхо­дили институты сервитутов, суперфиция и эмфитевзиса.1

Право собственности на вещь принадлежит другому лицу, однако не собственник имеет ряд прав в отношении данной вещи. Очевидно, что не собственник не мог иметь таких же широких правомочий по отношению к вещи, как сам собственник, поэтому права на чужие вещи (jura in re aliena) именуют также ограниченными вещными правами. Другими словами, это права с ограниченным содержанием полномо­чий. Объектами этих прав служили чужие вещи.

Сервитуты (servitutes). Некоторые ограничения права земельной собственности были установлены Законами XII таблиц например: никто не мог сажать деревья ближе 5 – 9 футов от соседнего участка и т.д.

Особой формой ограничения права собственности является сервитут – право на чужую вещь или право пользования чужой вещью. Сервитуты ограничивали наиболее абсолютное право частной собственности и в то же время для всего класса собственников делали это право более полным. Сервитуты, в частности, выражали хозяйственную целесообразность более рационального пользования землей. При мелком землевладении собственники одних (господствующих) участков получали право прохода, проезда, прогона скота к дороге, пастбищу, источнику воды и т.п. через участок (служащий участок) соседа. Не существуют сервитуты ни для людей, ни для имений, если не представляют интереса для соседей. Сервитутное право давало возможность собственнику восполнить недостатки принадлежащего ему участка.

Собственник обремененной вещи не должен был совершать каких-либо активных действий для обеспечения сервитута, но обязывался не препятствовать его использованию. В то же время владеющий сервитутом обязывался пользоваться им бережно, способом, наименее обременительным для собственника служащей вещи. Различались вещные и личные сервитуты.

Право проведения воды через чужой участок, вызванное хозяйственной необходимостью, есть пример вещного сервитута, которым римское право обременяло одного собственника на пользу другого. Среди вещных сервитутов различали:

–сельские (земельные) – право прохода, проезда, прогона скота, устройства водопровода, водопоя скота, черпания воды на соседнем участке;

–городские – право пристроить к стене соседа, опереть балку на стену соседа, перекинуть балкон и другие выступы в чужое пространство, направлять сток дождевой воды или провести клоаку через чужой участок.

Каждая разновидность сельского и городского сервитута имела индивидуальную правовую регламентацию. Но они обладали и общим – бессрочностью, были обременением самой земли и вместе с ней переходили к новому собственнику. Вещный сервитут устанавливался в отношении не конкретного лица, а конкретной вещи, поэтому смена собственника данной вещи не приводила к прекращению действия сервитута.

Личный сервитут – это право пользования вещью определенным лицом, т.е. подобный сервитут, устанавливался в отношении конкретного лица и прекращался с его смертью. Из личных сервитутов можно выделить узуфрукт, узус, право проживания в чужом доме, право пользования чужим рабом или животным.

Узуфрукт (usufructus) – право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением целостности субстанции. Примером узуфрукта мог быть земельный участок, сад или огород. Получивший право узуфрукта (узуфруктарий) мог всесторонне пользоваться вещью, распоряжаться ее плодами, но при условии сохранения самой вещи. Узус (usus) – другой личный сервитут – давал  право пользоваться вещью, но без получения плодов. Узуарий не пользуется вещью как источником дохода. Можно еще отметить такие личные сервитуты, как право проживания в чужом доме (habitatio), когда, например, наследодатель предоставлял старой служанке право пожизненного пользования комнатой в доме и право пользования чужим рабом или животным (operae).1

В Риме сохраняли действие сервитуты, признанные еще квиритским правом (право прохода к могилам, соседу разрешалось заходить на чужой участок для сбора плодов, упавших с его дерева).

Устанавливались сервитуты путем заключения договора, судебным решением (например, при разделе общей собственности), а также истечением давностного срока пользования.

Прекращался сервитут гибелью служащей или господствующей вещи, отказом от сервитута, его неиспользованием, истечением срока договора и некоторыми другими юридическими фактами.

Таким образом, сервитуты ограничивали право собственности или владения в пользу других лиц, выражали взаимопомощь, коллективистские начала в праве.

Правом на чужую вещь были также эмфитевзис и суперфиций – особые сделки, регламентирующие отношения наследственной аренды, которая появилась в Риме к середине IV века. Будучи разновидностями аренды, они имели общую основу с сервитутами, но отличались от них широтой прав, предоставленных арендаторам. Иначе говоря, они были "вечной арендой" – особыми вещными правами на чужую вещь, собственник которой был крайне ограничен в своих владельческих правах.

Эмфитевзис (emphyteusis) – вещное наследственное отчуждаемое право пользования чужой землей и плодами с правом изменения участка собственника, но не ухудшения его. По – другому – это аренда земли с исключительно широкими правами арендатора. Эмфитевт владел землей пожизненно, мог ее закладывать, продавать, передавать по наследству.

Применительно к государственным землям правомочия эмфитевта полно охарактеризованы юристом Павлом. Он был убежден в том, что арендованными у государства участками называются те, которые сняты в наем навсегда, т.е. с таким условием, что, пока за них уплачивается арендная плата, до тех пор не разрешается их отбирать ни у тех, кто снял их внаем, ни у тех, кто является преемником этих лиц.

Эмфитевзис защищался интердиктами претора, а также исками, аналогичными виндикации, против всякого нарушителя, в том числе и против собственника. Эмфитевзис прекращался при причинении значительного ущерба арендуемому участку, неуплатой арендной платы в течение трех лет, нарушением правил о продаже эмфитевзиса.

Суперфиций (superficies) – вещное наследственное отчуждаемое право возведения строения на чужом земельном участке, с правом бессрочного (или на длительный срок) пользования этим участком, но не ухудшения его. По общему правилу суперфиций был отчуждаемым и наследуемым владением.1 Также и здесь предусматривалась уплата собственнику поземельной ренты. Суперфиций обладал сходным с эмфитевзисом правовым режимом, и его вполне можно считать городским вариантом эмфитевзиса, только суперфиций устанавливал право длительного пользования чужой землей под здание, а эмфитевзис – под обработку земли.

Я считаю, что для нас небезынтересно проследить прямое влияние римской юриспруденции на учение о вещных правах, содержащееся в Гражданском Кодексе РФ. Римские традиции и институты проявляются уже в первых статьях вещно – правового раздела в установлении правового режима вещей, например, в их делении на вещи телесные и бестелесные (ст. 128), допускаемые к обороту и изъятые из оборота (ст. 129), в клас­сификации вещей на делимые и неделимые (ст. 133), главные и принадлежности (ст. 135). Принципиальным, разумеется, стало возрождение деления вещей на движимые и недвижимые (ст. 130), корни которого также находятся в римском частном праве. В область вещного права введены и такие римские институты, как пожизненное наследуемое владение (близкий аналог эмфитевзиса), право постоянного пользования (аналог узуфрукта), чисто римские институты - ипотека и сервитут (п. 1 ст. 131, ст. 216).

Новый Гражданский Кодекс РФ, возвращаясь к некоторым классическим традициям, закрепил ряд оснований возникновения права собственности, почти текстуально воспро­изводящих положения, признанные в римском частном праве. Так, уже в самом начале второго раздела 1-й части ГК РФ дается определение права собственности, где в частно­сти, говорится: "Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряже­ния своим имуществом" (п. 1 ст. 209). Учитывая, что пользование в российском праве понимается расширительно, т.е. как пользование и извлечение доходов (ст. 136), можно сказать, что данное определение содержания права собственности аналогично pимскому. Довольно много сходства с институтами рим­ского права и в статьях Гражданского Кодекса РФ о приобретении права собственности. Это – возможность обращения в собственность общедоступных для сбора вещей (occupatio), переработка вещи (specificatio), последствия обнаружения клада для собственника земли или здания, в котором клад обнаружен, и т. д. (ст. 220, 221, 233). Возродился институт приобретательной давности, т.е. возможность получения права собственности по давности фактиче­ского владения (ст. 234). Даже момент возникновения права собственности на вещь у ее приобретателя по договору, как, впрочем, и ранее, регламентирован по системе тра­диции (traditio), или передачи (ст. 223, 224).1

В заключение главы, хотелось бы отметить:

вещное право – субъективное гражданское право, объектом которого является вещь;

вещное право регулировало отношения по поводу вещей – тех или иных предметов окружающей среды, которые находились в индивидуальном владении, пользовании или распоряжении;

в раннем Риме в условиях неразвитой частной собственности особое значение имел институт владения, который исторически предшествовал институту частной собственности. Из владения раннего квиритского права (например, владения общинной землей) в последующем вырастет право собственности;

у римлян право собственности было правом пользования и распоряжения вещами по своему усмотрению и даже произволу;

в римском праве признаны специальные вещные права – права на чужие вещи, которые, подобно праву собственности, отличались правом пользования, своей отчуждаемостью и способностью переходить по наследству;

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить следующее: вещные правоотношения необходимы настолько, что без этого правового института, безусловно, ни одно современное цивилизованное государство не смогло бы создать условия обеспечивающие достойный уровень жизни граждан.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: