Вопрос. Законы 12 таблиц: семейно-брачное право

Семейно-брачное право

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго пат­риархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед

или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и станови­лась когнаткой в

отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению

к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на

законную часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родс­твом

кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток

родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и

одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной

обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае

(confarreatio) брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов,

сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной

клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма (coemptio) брака

состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "sine manu" - то

есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался

нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но

это только предположение. Как бы там ни было, но имен­но в этой форме брака -

sine manu - женщина нашла себе значительную сво­боду, включая свободу

развода (которой она не имела в "правильном бра­ке"). С разводом женщина

забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве

приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно браку sine manu было обеспеченно наи­большее

распространение, тогда как "правильные" формы брака все более исчезали,

сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фа­милиях.

Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало

возобновлять ежегодно, иначе на основании Законов супруг получал все права

как в браке conventio in manum в силу давности владения. Для сохранения

брака в форме sine manu жена в положенный день на три дня уходила из мужнего

дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности (VI.4.).

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был

патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоря­жаться приданым,

принесенным женой. Оно было его собственностью.

По преданию, первый развод в Риме имел место в 231 г. до н.э., однако,

очевидно, что семьи в Риме распадались и раньше. Так в Законах XII таблиц уже

встречается статья, регулирующая эту сферу семейно-брачного права.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке sine

manu. Для формального развода мужу достаточно было произнести жене «Бери свои

вещи и иди прочь» и отнять ключ (IV.3.).

Также Законам XII таблиц известен и институт опеки, которая устанавливалась над

женщинами («V.I:. вследствие присущего им легкомыслия.»

[6], несовершеннолетними, безумными и расточителями (V.7. а.б.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: