Глава 1. Общая характеристика Законов XII таблиц

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

Римское право древнейшего периода

 

 

                                                                                                             Выполнил:

                                                                            студент 2 курса гр. 1 ИП – ТП

                                                                                                          А. П. Торхов

 

                                                                                       Научный руководитель:

                                                                                                         к.и.н., доцент

                                                                                                Е. Б. Калашникова

 

 

Самара 2010

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика Законов XII таблиц ……………………....6

1.1 История создания Законов XII таблиц………………………………………6

1.2 Законы XII таблиц. Современный взгляд………………………………….12

 

Глава 2. Вещные (имущественные) права по Законам XII таблиц ……...16

2.1 Понятие вещей, классификация. Способы приобретение вещных прав…16

2.2 Право собственности………………………………………………………..19

2.3 Права на чужие вещи………………………………………………………..21

 

Глава 3. Обязательственное право по Законам XII таблиц ………………27

3.1 Обязательства из договоров………………………………………………...27

3.2 Обязательства из деликтов………………………………………………….28

 

Глава 4. Брак и семья по Законам XII таблиц ……………………………..30

4.1 Предметная характеристика древнеримской семьи, как основного объекта семейных правоотношений……………………………………………………..30

4.2 Виды родства………………………………………………………………...31

4.3 Формы заключения брака…………………………………………………...34

 

Заключение ……………………………………………………………………...36

Список используемой литературы …………………………………………..38

Приложения …………………………………………………………………….40

Введение

Данное исследование посвящено вопросам, непосредственно связанным со становлением, развитием и функционированием одного из основных источников права Древнего Рима – Законам XII таблиц.

Учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» относится к категории общественных историко-правовых наук, поскольку они имеют прямое отношение как к науке истории, так и к науке и государстве и праве. В целом, по своему характеру «История государства и права зарубежных стран» – это  юридическая наука. Данная научная дисциплина детально изучает государство и право отдельных стран в ходе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе фактического выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. «История государства и права зарубежных стран» вместе с другими теоретико-правовыми и историко-правовыми научными дисциплинами фактически образует фундамент для изучения отраслевых и специальных юридических наук. Кроме того, она освещает возникновение и непосредственное развитие права тех государств, которые оказали особое влияние на современные государство и право. Анализируя конкретно – историческое содержание политических и правовых процессов и исследуя присущие им причинно-следственные связи, всеобщая история государства и права выявляет устойчивые тенденции и закономерности их становления и эволюции, а так же раскрывает мировой опыт построения и функционирования политических и правовых систем.

Законы XII таблиц – это древнейший памятник римского цивильного права. Создав реальную защиту против произвола патрицианских судей, они явились олицетворением важнейшего этапа в борьбе между патрициями и плебеями в Древнем Риме. К сожалению, подлинник их не сохранился, и материалом для реконструкции этого древнейшего кодекса, предпринятой в XIX веке, стали фрагменты, приведенные в сочинениях римских и греческих авторов буквально или в пересказе. Актуальность данное темы бесспорна, в силу того, что римское право, во многом, является основой, базой, своеобразным фундаментом создания правовой системы в целом, во всех государствах мира. И действительно, многие научные деятели этой области знания, настойчиво и категорично убеждены в том, что закономерности функционировании и развития, римского права, фактически определили судьбу развития правовой системы в целом.

Задачи исследования:

1. Всесторонне и предметно проанализировать структуру и правовую специфику древнейшего источника права Древнего Рима – Законов XII таблиц.

2. Выяснить причины создания Законов XII таблиц, рассмотреть роль этого свода законов как одного из ведущих источников права Древнего Рима, определить детали трансформации Законов и их практические цели.

3. Рассмотреть значение отраслей права по Законам XII таблиц и практическую стабилизацию их применения в правоотношениях между субъектами.

Структура работы.

Работа состоит из введения, четырех основных глав, заключения и списка используемой литературы.

Первая глава построена по хронологическому принципу, во второй третьей и четвертой главе дается анализ и подробная характеристика отраслей права по Законам XII таблиц.

Источники.

Специфика темы исследования обусловлена необходимостью обращения к различным типам источников и литературы, разнообразным как по степени правовой достоверности, так и по тематике.

Практическая ценность данного исследования, на мой взгляд, состоит в непосредственном сопоставлении отраслей права Древнего Рима с комплексной спецификой современной системы права. Данная курсовая работа нашла свое теоретическое отражение в трудах таких выдающихся ученых – юристов как: Моногр. / под ред. д.ю.н., Кофанова Л.Л. Обязательственное право в Древнем Риме (VI - IV вв. до н.э.). М., 2010, С. 347; Законы XII таблиц. Составление и перевод Л. Л. Кофанова под ред. А. И. Солопова; отв. редактор д.и.н., проф. В.И. Уколова - М., 2010, С. 435; Учебное пособие: под ред. д.ю.н., Винничука Л.С. Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высшая Школа, 2009, С. 432 и пр.

Знание «Истории государства и права зарубежных стран» я полагаю, нужно прежде всего для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в будущем.   Я четко убежден в том, что римское право, выступало, выступает и будет выступать в качестве непосредственной субстанции создания объективного права в целом, в самом общем смысле этого социального явления.

Именно поэтому, анализ одного из самых древнейших памятников римского цивильного права представляется мне наиболее интересным в качестве основного объекта курсовой работы.  

 

Глава 1. Общая характеристика Законов XII таблиц.

1.1 История создания Законов XII таблиц.

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управ­ляли старейшины. Род первоначально представлял собой спло­ченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю, а также почитанием предков.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появи­лись люди, не входящие ни в один из них. Это были освобож­денные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и тор­говцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же насе­ление, жившее родами, называлось патрициями.

Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его комплексную теорию:

- патриции действительно были коренным граж­данством. Они представляли собой полноправный римский на­род;

- в непосредственной связи с ними были клиенты (от лат. Clients - послушный), которые получали от них землю, скот, пользовались их защи­той на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

- плебеи стояли вне родовой организации патрици­ев, т.е. не принадлежали к римскому народу, не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.1

Происхождение плебеев неясно и спорно. Они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Гордый своим происхож­дением патриций, считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.1

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовы – вали курию.

Курии образовывали общее народное собрание римской общины (ку­риатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему зако­нопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важ­нейшими судебными делами.2

Римская патрицианская община представляла собою прими­тивный город – государство с типичными чертами военной де­мократии.

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат. Его члены на­зывались "отцами" – patres. В компетенцию се­ната входили дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от senex – старый, старейшина). Старейшины эти составляли потомс­твенную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, сог­ласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.

Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их коли­чество до 300.

В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые су– дебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", кото – рого называли Рексом (rex). Исторические предания называют первым Рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь Рексов.

Несмотря на представительность народного собрания, сенат и Рекс пользовались правом отменить решения народного собрания. При этом Рекс мог издавать общеобязательные постановления.

Шестым царем Рима был Сервий Туллий, к периоду царствования которого относятся важнейшие государственные и правовые преобразования, которые развиваясь, способствовали превращению Рима в наиболее значительную общественную формацию античного периода.

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого Рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся вне патрицианской общины, также не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло резкое несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.1

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи – было разделено по имущественному признаку (цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений – центурий.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять невооруженных центурий: две – ремесленников, две – музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старшая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая – войны от 17 до 45 лет – младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семнадцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды – Tributum.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе.1

Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи – центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции: всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальным и имущественном признаках, причем только постепенно, в течение 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострилась после свержения последнего Рекса. Военная демократия как форма организации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.

Развитие ремесел и торговли, которыми все больше и больше занимались плебеи, привело к расслоению римского плебса. Из среды плебеев выделилась богатая торгово – ремесленная знать. С другой стороны, возросло количество неимущих плебеев. Плебеи, находясь вне патрицианской родовой организации, владели на праве частной собственности очень небольшими участками земли. Войны, неурожаи, переселение в Рим части жителей завоеванных областей, естественный прирост населения в условиях римского малоземелья увеличили число безземельных плебеев. Многие из них передавали землю в качестве залога ростовщикам, часто принадлежащим к родовой аристократии. Неплатежеспособный должник терял право собственности на землю, и если по воле кредитора и оставался на прежнем участке земли, то лишь в качестве арендатора, под залог своей личной свободы. Это расслоение плебеев привело к обострению отношений между социальными группами.1

Римский плебс в V – IV вв. до н.э. стремился получить доступ к разделам земли общественного поля (ager publicus), которое принадлежало всей римской общине. Чтобы получить право оккупации завоеванных земель, которым пользовались патриции, плебеи должны были добиться равенства с патрициями в политических правах.

К первой половине V в. до н.э. относятся первые попытки плебеев добиться решения аграрного вопроса. В 486 г. до н.э. консул Спурий Кассий хотел разделить захваченные во время войны земли между плебеями. Патриции обвинили консула в стремлении к тирании. Однако в 456 г. до н.э. народный трибун Ицилий провел закон о разделе между бедняками земель на Авентине.

Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабс­тва, неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.

Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политичес­ких правах. Дело доходило до острых столкновений, но, в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: 1.Учреждения особой плебейской магист­ратуры - народного трибуната, призванного защищать плебеев от произ­вола патрициев; 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц); 4. Разрешения браков меж­ду патрициями и плебеями; 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.1

Изгнание царей и учреждение Республики было результатом обострения социально-политической борьбы в Риме в конце VI в. до н.э. В античной историографии этот переворот изображался всенародным делом. Но фактически республиканское правление, как это видно из ранее сказанного, было победой патрициев, которые установили порядки, закрепившие их господство. С этой целью они сохраняли элементы родовой организации. Однако римское общество достаточно далеко ушло в своем развитии. Плебс организационно окреп и усилил борьбу за свои права. Важным этапом этой борьбы являлось опубликование Законов XII таблиц.

Этот древнейший из сохранившихся сборников римских законов. Восстановлен по цитатам и пересказам более поздних античных авторов. Согласно традиции, Законы XII таблиц датируются 451 – 450 гг. до н.э. Архаичность языка и характер отраженных в памятнике социальных отношений подтверждает эту датировку. Для источниковедческой характеристики Законов XII таблиц, необходимо учесть зафиксированные в них пережитки первобытности, а также нормы, восходящие к законодательству Рексов, что может быть определено только с помощью сопоставлений с сообщениями античных писателей. Так, предание смерти за нарушение верности клиентских отношений (VIII. 21), как и разрешение убивать детей-уродцев (IV. I), определяется Дионисием Галикарнасским как установления Ромула. Почетное положение жриц Весты (V. I), согласно Плутарху, учреждено Нумой. Закон об эмансипации сына после трехкратной продажи его отцом (IV. 2) Дионисий относит к незапамятным временам, т.е. к началу царской эпохи. Необходимая квота в пять свидетелей (VI. I; 5б) упоминается Дионисием применительно ко времени Ромула.

Следует обратить внимание на то, что Законы XII таблиц почти не называют плебеев. В этом проявляется основа памятника, т.е. обычное право римской общины. Но оно уже приспособлено к новым социальным условиям, так как учитывает патрициев и плебеев, свободных и зависимых, богатых и бедных.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что Законы XII таблиц определенно рисуют сложный, многоструктурный, но и в то же время прозрачный, состав римской общины начала Республики, разные формы собственности, которые непосредственно в ней существовали.

 

1.2 Законы XII таблиц. Современный взгляд.

Вся традиционная история возникновения Законов XII таблиц была подвергнута в последнее время полному сомнению. Один из виднейших представителей современного скептического настроения, итальянский ученый Э. Пайс (Ettore Pais) в своей книге "Истории Рима", сравнивая предание о возникновении XII таблиц с преданием об обнародовании legis actiones Кн. Флавием, приходит к заключению, что компиляция, известная под названием Законов XII таблиц, есть не что иное, как частный юридический сборник, составленный в начале III в. до н. э. некоторым Кн. Флавием.1

Еще дальше пошел в этом направлении французский ученый Ламбер. По его мнению, Законы XII таблиц как особый законодательный памятник так же малодостоверны, как Jus Papirianum или как две доски заповедей Моисеевых. Сама римская традиция о создании Законов XII таблиц децемвирами возникла в Риме не ранее начала II в. до н. э. и полна противоречий. В действительности, говорит Ламбер, то, что называется Законами XII таблиц, есть не законодательный кодекс, а простое собрание старинных юридических обычаев, появившееся еще позже, чем думал Пайс – именно в начале II в. до н. э., и составленное известным юристом того времени – Секстом Элием Петом.1

Эти попытки опровергнуть даже самое существование Законов XII таблиц встретили, однако, весьма серьезный и вполне убедительный отпор со стороны всех наиболее видных представителей современной науки. Так, например, французский историк Жюль Жирар, среди многих других соображений усматривает невозможность позднего появления Законов XII таблиц, ввиду самого характера содержащихся в них положений. Эти положения предполагают общество мелких земледельцев, архаический процесс, небольшую территорию. Затем, с гипотезой Пайса или Ламбера совершенно не вязались многочисленные довольно ранние законы, отменяющие или дополняющие Законы XII таблиц (например, lex Aquilia, lex Furia de legatis и т.д.).

Современные ученые неоднократно пытались собрать воедино все эти отдельные переданные нам положения Законов XII таблиц и расположить их в таком порядке, в каком они находились на каждой из первоначальных таблиц. При этих попытках реконструкции руководились следующим соображением. В дошедшем до нас Юстиниановском своде сохранились выдержки из комментария к Законам XII таблиц, написанного Гаем и состоявшего из шести книг. Предположив, что Гай следовал порядку Законов XII таблиц и каждую одну книгу своего комментария посвящал двум таблицам подлинного законодательства, на основании содержания известных отрывков можно придти к следующему распределению: на таблицах I и II находились положения о гражданском процессе, на III – производство против несостоятельного должника, на IV – положения об отцовской власти, на V и VI – опека, наследование и собственность, на VII и VIII – обязательственные отношения, на IX и X – jus publicum и sacrum и на XI и XII – различные дополнительные статьи. Все эти построения, однако, лишены достаточной научной прочности, и прежде всего они противоречат общему обычаю древних при начертании законов или других актов на досках писать сплошь до конца доски и затем переходить на другую без всяких соображений относительно содержания.

Как видно уже из приведенного перечня общего содержания, Законы XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса; из других областей (права государственного или уголовного) есть только несколько совершенно разрозненных постановлений вроде, de capite civis nisi per maximum comitiatum ne ferunto (положение o provocatio), privilegia ne inroganto (запрещение привилегий) и некоторые другие. Обо всех важнейших постановлениях гражданского права будет идти речь ниже – в истории гражданского права; постановления, касающиеся гражданского процесса, в значительной части уже изложены в учении о legis actiones.1

Что же послужило источником Законов XII таблиц, материалом при их составлении? Нередко высказывается мнение, что на Законы XII таблиц оказало большое влияние греческое право. Это мнение как бы подтверждается преданием о посылке депутации в Грецию и об участии в составлении некоего грека Гермодора Эфесского. Однако ближайший анализ известных нам положений Законов XII таблиц приводит к заключению, что если вообще заимствования из Греции (через посредство греческих колоний в Южной Италии) были, то они, во всяком случае, отразились лишь на сравнительно немногих и несущественных положениях. Огромное же большинство содержащихся в этих законах норм представляет из себя не что иное, как исконные римские обычаи. Децемвиры, по всей вероятности, только формулируют и кодифицируют их, лишь изредка внося что – либо новое в интересах большей ясности и определенности и в соответствии с выяснившимися потребностями времени.

Законы XII таблиц имели громадное значение для дальнейшего развития римского права. Явившись, с одной стороны, синтезом всей предшествовавшей эпохи обычного права, они, с другой стороны, послужили основой для дальнейшего движения вперед.

Возможно, что те или другие детали в вышеизложенном историческом взгляде на Законы XII таблиц переданы нам не совсем верно, но я считаю, что отрицать на этом основании само существование их как прямого законодательного памятника, нельзя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: