Как распознать манипулятора

         У каждого человека есть своя миссия. Миссия – это то, что мы хотим дать миру безвозмездно. В отличие от цели: цель – это то, чего мы хотим достичь, взять от мира. Миссия отдаёт, вне зависимости от того каким будет результат. Цель имеет определённый уровень корысти. Отсюда произрастает самоидентификация. То, кем себя видим – жертвой, хищником, охотником, наставником. Это образ нашей личности, который определяет наши убеждения и нашу шкалу ценностей.

Проявление энергии стихий в коммуникациях:

· земля – в общении спокойный, стабильный, неторопливый, размеренный. Гнёт свою линию, несмотря на возражения. Попросту не слышит возражений.

Земля – это анализ, экспертиза, скептицизм, кристаллизация. Цель земли выявить структуру, нарезать на кусочки, разложить по полочкам. Земля может быть направлена и в будущее, и в настоящее, и в прошлое.

В манипуляциях встречается редко. Иногда земля используется как элемент в многоходовой манипуляции. Кроме того, земля замечательная антагонистическая стихия – с помощью неё манипуляции разрушаются. Противостоять ей крайне сложно: она приземляет манипулятора.

Один нюанс: человека, находящегося в стихии земли, вы не сможете замотивировать. Вы можете его в чём-то убедить, объяснив, как всё устроено и как всё работает, но привить ему мотивацию к действию (подсадить энтузиазм) не получится;

· воздух – активная стихия. Это ветер, вихрь, порыв. Заполняет собой всё пространство. Когда вы чувствуете воздух в общении, вы должны понимать, что перед вами либо увлеченный идеалист, либо опытный манипулятор, который после зажигательных речей обязательно попросит денег или же сведёт всё к иным материальным вопросам. Как говорил один предприниматель: «О чём бы вы ни говорили, в конечном итоге речь пойдёт о деньгах».

Воздух всегда устремлен в будущее, в завтрашний день. Он рисует перед вами картины того, что будет. Отлично занимается презентациями новых проектов и продуктов. Эмоционально окрашивает будущее. Негативный манипулятор, работающий в стихии воздух, будет мотивировать вас будущими пряниками. То, что сейчас – его не волнует. Его волнует то, что будет завтра, через неделю, через месяц. Заметили устремленность в будущее, знайте – перед вами стихия воздуха.

Тело отзывается на воздушное воздействие ощущениями, возникающими на уровне горла и лёгких. Обращая на внимание на данные ощущения можно выработать чутьё на стихию, владеющую оппонентом.

Воздух хорошо вдохновляет (вдохновение от слова «вдох»). Поэтому эта стихия идеально подходит для ораторов, для работы с аудиторией или просто с людьми, когда их больше, чем один.

Воздушная стихия хорошо представлена в американской ораторской школе. Со студенческой скамьи там обучают публичным выступлениям и дебатам. К сожалению, в Российской системе образования ораторскому искусству не обучают;

· огонь – активная стихия, имеет узконаправленное действие, мотивирует одного человека, идёт по коридору. Очень хорош для точечного, концентрированного удара.

Стихия огня всегда направлена в настоящий момент: человек должен прямо сейчас совершить какой-то шаг. Опытный манипулятор, начиная с воздуха, переходит на огонь (как правило, он работает именно с этими двумя стихиями). Воздух – в начале, для очарования, для того, чтобы показать нечто замечательное, а огонь для того, чтобы принудить немедленно что-то сделать.

Огонь хорошо встраивает чувства вины, стыда, страха, жадности. Это всегда давление, человек словно жжёт своего оппонента бескомпромиссными суждениями. Тело отзывается на огненное воздействие ощущениями в области диафрагмы, иногда живота (выше диафрагмы не чувствуется).

Огонь ощущается как более негативная штука, нежели воздух. Если воздух улыбчивый, добрый, неконкретный, то огонь без сантиментов режет правду-матку в глаза (на самом деле это, конечно же, не совсем правда…). Огонь как будто бы за справедливость, он прямолинеен, всегда на грани. Сразу переходит на личности, значительно сокращая дистанцию в общении (в отличие от воздуха, которому близкого контакта не требуется). Если огонь воздействует на аудиторию, то это краткосрочная вспышка и окончание речи.

Огонь обвиняет, стыдит, нагоняет жути. Часто используется педагогами в школе, чтобы вызвать чувство вины у ребенка, или в семейных раздорах супругов между собой.   

· вода – это нытьё, жалость, котик из «Шрэка». Бьёт по чувствам: дети, совесть, религия. Обволакивает слезливыми чувствами и эмоциональной поддержкой, зачастую гипертрофированной. Выражение «давит на жалость» свидетельствует о водном воздействии.

В манипуляциях используется чаще всего детьми, подростками, стариками. Тело отзывается на водное воздействие ощущениями в области сердца и чувств (вода – это стихия слёз и подавленных, либо скрытых рыданий).

Вода направлена в прошлое. Манипулятор вспоминает какие-то обиды и пытается вызвать у вас ассоциации, связанные с вашим прошлым, чтобы вы ощутили резонанс с его просьбой. Иными словами обращается к прошлому опыту человека.

Маркеры манипуляции:

1. Ощущение активной стихии в коммуникации. Манипулятор проявляет активность – сильную, яркую, харизматичную. Встретив активного человека, сразу спросите себя чего ему от вас нужно, какие у него намерения?

2. Ощущение дискомфорта в коммуникации. Навязанное чувство вины. Иные неприятные переживания и негативные эмоции от общения. В подобных случаях следует взять паузу и подумать. Для манипулятора нет ничего хуже, если вы берете тайм-аут. Он не терпит думания и экспертного анализа. В его игре всё должно быть динамично, быстро и лихо. Беря паузу, вы разрушаете манипуляцию.

3. Другие маркеры (факторы риска):

· доверие (малознакомый человек вызывает ваше доверие);

· границы (манипулятор вторгается в ваше личное пространство, нарушает границы коммуникации – 50 см для западных людей, 100 см – для восточных);

· время (манипулятор часто торопит: прими решение прямо сейчас, чего тут думать, всё в твоих руках, если ты сейчас этого не сделаешь, то всё пропало);

· неопределенность (очень часто манипулятор избегает обязательств, говорит размытые слова, уходит в туман);

· информационная асимметрия (манипулятор расспрашивает вас обо всём, ничего не рассказывая о себе).

    Можно составить таблицу (матрицу) манипуляций, где галочкой отмечать проявленные признаки. Если таких признаков 3 и больше, то это 100% манипуляция. Манипуляция всегда развивается последовательно. Манипулятор преследует какую-то конкретную цель, не останавливаясь.

    Фактор доверия. Мы бессознательно доверяем:

· тому, кто на нас похож (зеркалу). Пример, человек пережил похожий опыт, имел те же трагедии в жизни. Следует помнить, что при манипуляции идёт отзеркаливание не только одежды и жестов, но и ценностей человека;

· беззащитному. Мультимедийный образ – котик из «Шрека». Беззащитность отрабатывается манипулятором до серьезного уровня. В социальном взаимодействии проявляется как «дурачок», простофиля, несуразный, либо рассеянный человек. Мы смотрим на беззащитного и думаем: какая от него может исходить опасность? Часто фактор беззащитности используют женщины. Если у мужчины есть комплекс лидера, он бессознательно захочет оберегать такую женщину и покровительствовать ей;

· позитивному. Как правило, манипуляторы позиционируют себя позитивными людьми, любят улыбаться;

· красивому. Красивому человеку хочется верить. Следите за собой, будьте красивыми и вам будут больше доверять;

· том, кто хочет нам помочь;   

· эксперту, специалисту. Мы доверяем человеку, который добился определённого уровня компетентности. Достаточно увидеть форму, халат, иные аксессуары, как у нас в голове переключается тумблер: этот человек разбирается в деталях, он – специалист;

· успешному человеку. Признаки успеха – королевская грация (посадка головы, неторопливый и гармоничный ритм движений). Это рождает бессознательное доверие. Тут же должна загораться сигнальная лампочка: почему я ему доверяю???

· Ничто так не вселяет веру в человека, как предоплата. Возьмите этот лозунга на вооружение.

Фактор нарушения границ:

· Хамство (негативное нарушение границ). Навязывается образ: я начальник, ты – дурак, ты полностью в моей власти, я распорядитель твоей судьбой. Другой пример: я представитель закона, ты – предприниматель, блоха на теле народа.  

· Наставничество (негативное нарушение границ). Навязывается образ: я учитель, ты – ученик. Стремится вызвать чувство вины и стыда. Способ противостояния: расслабьтесь, не принимайте решений сразу, возьмите паузу: «я всё обдумаю, возможно, вы правы». Всегда соглашайтесь, не доказывайте неправоту бредоносных обвинений. Задача манипулятора загнать вас в негатив, заставить оправдываться. Пример. Обвинение: «Ты – неудачник!» Ответ: «Что вы, я не только сам неудачник, я еще и других неудачниками делаю. Вы со мной аккуратнее, неудача заразна. Могу и вас заразить». Относитесь к манипуляциям с юмором и иронией.    

· Панибратство (позитивное нарушение границ). Наиболее опасный фактор. Сигнальная лампочка: человек с вами едва знаком, а ведет себя так, как будто знает вас много лет. Пример. Манипулятор вас обнимает и говорит: «Какие между нами могут быть счеты? Мы же 100 лет друг другу знаем». Или: «Ты мне не доверяешь??? Кому же ты тогда доверять будешь в этой жизни, если не мне?» Слова Мюллера из кинофильма «17 мгновений весны»: «Никому нельзя верить. Мне – можно».

Фактор времени. Бывает сжимание времени: «срочно прими решение, подпиши сейчас!». Бывает растягивание времени (например, чиновником): приходите завтра, приходите послезавтра. Так вынимает душу, что через неделю человек готов согласиться на любые условия манипулятора.

Фактор неопределенности. Свойственен стихии воздуха. Напускается туман. Не определены сроки, ответственность, форма контроля. Приземляет манипулятора конкретика и неторопливость.

Фактор информационной асимметрии. Вы рассказываете много информации, а ваш оппонент молчит и хорошо слушает. Если же говорит, то несёт какой-то ветер. Потом это выливается в ресурсную асимметрию: он получает всё, а вы – ничего. Иногда в переговорах выгоднее не договориться, чем договориться на условиях манипулятору выгодных, а для вас убыточных. Переговорное соглашение любой ценой неинтересно. Цена в конечном итоге окажется слишком высокой и не в вашу пользу. 

Главный страх манипулятора:

· маски сброшены (мы знаем, что имеем дело с манипулятором, и он будет продавливать нас на ресурсы);

· вы – не жертва (выйти из ролевой модели «ты главный – я подчиненный», «ты гуру – я никто», «ты хищник – я жертва»);

· вы без эмоций и отождествления (убирая эмоции, мы убираем желание во что бы то ни стало получить то, что нам рекомендует манипулятор).

Основные ошибки при столкновении с манипулятором:

· Поведение жертвы. Нас часто приучают к механической реакции на социальный статус: например, если человек – начальник, то мы должны заискивать, вести себя ниже, чтобы подчеркнуть его иерархию. Подобные расшаркивания часто используют манипуляторы: они знают, что цивильно одетый человек с дорогими аксессуарами вызывает распространенную в обществе реакцию. Люди бессознательно признают свою низкопоставленность перед высокопоставленными персонажами.

Манипулятор ждет от вас реверанса. Если вы ведете себя иначе, то разрываете навязываемую им коммуникацию. Покровительственные нотки – признак манипуляции, признак отношения к вам, как к жертве. Если манипулятору показать, что между вами нет социальной разницы, то он может перестать с вами общаться. Поведения жертвы не допустимо. Если мы ведем себя как жертва, то однозначно проигрываем (даже если притворяемся, чтобы потом выскочить, как тигр из кустов – так иногда поступают манипуляторы, чтобы сократить дистанцию и напасть неожиданно).

Необходимое поведение – нулевое. Это – эксперт. Вы не пытаетесь доминировать, но вы и не жертва. Вы оцениваете всё как эксперт-аналитик.

Ролевые аналогии по Э. Берну: ребенок (жертва), родитель (хищник), взрослый (уравновешенный человек). Ролевые аналогии по К. Кастанеде: хищник-жертва-охотник. Охотник не является жертвой и хищником. Поведение жертвы необходимо из себя убирать.

· Переоценка: вера в манипулятора. Иногда мы думаем, что манипулятор не станет применять в отношении нас свои технологии («со мной он так не поступит, со всеми – только не со мной, со мной он – другой»). В реальности манипулятор с вами не будет «другим». Он привык получать всё за ничего. К тому же очень трудно соскочить с использования манипуляций. Манипуляция – это игра другими людьми и она сродни наркотику;

· Недооценка: я его умнее. Это может кончиться печально. Вы не знаете, насколько глубока бездна и как далеко готов зайти манипулятор (даже имея представление о манипулятивных техниках). Поэтому не стоит играть с манипулятором в поддавки – проиграете. Не стоит проверять его профессионализм и узнавать насколько он сильнее вас. Лучше сразу использовать приёмы нейтрализации и контроля;

· Пассивность: авось, как-нибудь обойдётся. Не обойдется. Такой номер с манипулятором не проходит: закончится плохо. Опытный манипулятор всегда продумывает, где сделать подсечку, каким образом загнать в ловушку. При этом у него могут быть припасены десятки разных схем. В данном случае пассивное поведение мало чем отличается от поведения жертвы;

· Ложная скромность. Мы проигрываем в противостоянии с манипулятором:

Ø если боимся прямо сказать ему, что он – манипулятор;

Ø если считаем, что обличить человека не соответствует нашему интеллигентному воспитанию.   

Стратегии работы с манипуляторами:

· Внешние:

Ø Тайм-аут, пауза. «Мне нужно время подумать, посоветоваться. Сейчас я такие решения принять не могу». С помощью паузы мы легко выходим из со-зависимых отношений. Мы не спорим, мы используем паузу, чтобы собрать факты и данные;

Ø Проведение независимой экспертизы;

Ø Третейский судья. Авторитетный человек, к которому прислушивается и вы и манипулятор и который не вовлечен в оцениваемую им систему отношений.

· Внутренние:

Ø Модель поведения. Выход из слабой ролевой модели (ребёнок, жертва). Ведем себя как люди земной стихии (эксперт, скептик); 

Ø Психологическая дистанция. Отрешаемся от человека. Формируем образ пуленепробиваемого стекла между собой и оппонентом. Смотрим на оппонента, как на экспонат. Выключаем звук, наблюдаем за мимикой, жестами, положением тела. Ищем асимметрию невербалики и слов. Асимметрия – это всегда сокрытие эмоций. Вас провоцируют, хватают, вовлекают, а вы говорите «Стоп!» и держите дистанцию;

Ø Акцентированная коммуникация: вопросы, уточнения, парафраз. Делаем акцент на приёмах задавания вопросов, уточняем позицию манипулятора, подвергаем сомнению каждое его слово. Возвращаем манипулятору его слова, проговаривая их: «Ты сказал вот это. Ты это имел в виду? Я правильно тебя услышал?»; «А вот это я хочу уточнить»; «А вот здесь ответь, пожалуйста на вопрос…»; «Почему ты так считаешь?»; «Откуда у тебя эта информация?».   

· Скрытые:

Ø Пси-технологии самозащиты. Арканы таро.

Ø Стихия-антагонист. Войти в стихию земли: представить себя основательным человеком, ощутить, что вы, как гора. Ваши слово – веское, движения – неторопливые, плавные, идут изнутри.

Ø Эзотерические методы блокирования негатива. К эзотерическим технология следует относится как к продуктам техносферы, например телефону, утюгу. Совсем не обязательно знать, как они устроены, просто берём и используем. Но не подвергаем гуризму, не окрашиваем излишним мистицизмом. 

Принципы нейтрализации манипуляций:

· Трезвость интеллектуальная и эмоциональная. Здоровый скептицизм по всем вопросам. С чем-то соглашаемся, с чем-то – нет. Что-то подвергаем сомнению. Если чего-то не понимаем, то говорим смело: «я не понимаю, мне нужно время, чтобы понять». «Ты тупой или тугодум?». «Я – тугодум и горжусь этим, хотя бы потому, что черепахи дольше всех живут. Спешка хороша лишь при поносе и ловле блох. У меня ни того, ни другого».

· Усиление своей переговорной позиции: поиск альтернатив, экспертиза, многовариантность. Наша позиция в переговорах – это микс из наших целей, наших альтернатив и вариантов решения переговорной задачи. Это наша повестка дня. Если у нас нет альтернатив, и мы зациклены на одном человеке, то этот человек сильнее нас, потому что ему от нас ничего не нужно, а нам от него нужно. Всегда следует иметь альтернативный вариант. Причем другие варианты есть всегда. Также как всегда есть эксперты и союзники.

· Вскрытие всех интересов оппонента. Бесконечно уточняем и выясняем, что нужно нашему оппоненту. Чего он хочет получить и что мы должны отдать. Оцениваем бюджет переговоров: сколько затратим, сколько получим.

· Модель поведения скептика (эксперта).

· Акцентированная коммуникация: вопросы, уточнения, парафраз. Не боимся показаться занудой, если чувствуем, что нами начинают играть. Таким образом, мы в том числе помогаем людям застопорится, отстраниться от инерции раскаченных эмоций.

· Дистанцирование, выход из коммуникации. Выработать красную линию, за которую мы ни за что не заступим. «Мне кажется, вы мною манипулируете… Мне нужно время всё обдумать. Пусть я покажусь вам мутным».

Как работать с истерикой? Фразы-кинжалы. Мировоззрение.

Истерика относится к стихии огня. При столкновении с ней необходимо дистанцироваться. Истерика длится около 20 минут (максимальный психический всплеск нервного напряжения). Сидите спокойно, наблюдайте, записывайте ключевые фразы. Отмечайте для себя фразы-кинжалы. Это те фразы, которые вас задевают: они означают, что у вас в душе есть какие-то непроработанные психокомплексы.

Истерика заканчивается уходом в стагнацию, в состояние «даун», наступает релаксация и депрессия. Потому важно дать человеку высказаться, не давать ему топлива (энергии), не подливать масла в огонь. Если мы даём ему топливо, то сами уходим в истерику и продлеваем её. 

Он орёт, мы – записываем. Потом смотрим семантическое ядро своих записей: какие слова нас больше всего ранят и почему. Это тема для нашего самосовершенствования и нашей проработки. Таким образом, мы отслеживаем список триггеров, детонаторов, которые запускают процесс наших негативных реакций. Узнаём где кроются психотравмы, которые нужно осознавать и менять к ним отношение. В совокупности это называется взрослением. Переговоры это взрослая форма жизни человека.

Оговорка: задеть (особенно неожиданно) можно каждого человека, не говоря уже о том, если это делают близкие нам люди.

В коммуникациях нужно соблюдать баланс между отдачей и получением. Это критерий реализуется внутри каждого человека через совесть и нравственный закон. К сожалению, сейчас совесть считать мерилом не принято. Но баланс важен! Нельзя просто брать от людей. В жизни за всё приходится платить. И если вы что-то даром получили, то обязательно что-то даром отдадите. Нужно вырабатывать координаты добра и зла, корректировать мировоззрение.

Примечания.

Когда над вами смеются, это манипуляция чувством вины. Когда вас стыдят, это тоже манипуляция. За этим обязательно что-то последует дальше.

Нужно понимать, какие бы не были у вас психологические комплексы, вы – живы и это главное. Очень многие могущественные люди находятся в сырой земле и по-доброму вам завидуют: ведь у вас есть человеческая жизнь. В некоторых восточных религиях считается, что получить человеческую жизнь это все равно что вытащить 1 из 84 миллионов лотерейных билетов. Получив человеческое тело, мы вытащили счастливый лотерейный билет.

Мы не можем изменить мнение крыс, но мы можем изменить свои поступки (мультик про овечку и кроленя).

 

        

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: