ГОУ СПО САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.Н.ЛЯПИНОЙ
Раздел «Сестринское обследование детей разного возраста»
Измерение температуры тела в паховой складке и подмышечной области.
Цель: определить температуру тела ребенка.
Оснащение: медицинский термометр, часы, марлевые салфетки – (2 шт.), лоток с дезраствором, температурный лист, ручка.
Этапы | Обоснование | ||
Подготовка к процедуре
| |||
– Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры | – Обеспечение права на информацию, участие в процедуре | ||
– Подготовить необходимое оснащение | – Обеспечение четкости выполнения процедуры | ||
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности | ||
– Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35°С | – Обеспечение достоверности результата измерения | ||
– Осмотреть паховую (подмышечную) область | – Исключение повреждений кожи | ||
Выполнение процедуры
| |||
– Протереть насухо салфеткой область, используемую для термометрии | – Влага охлаждает ртуть | ||
– Поместить ртутный резервуар термометра в паховую (подмышечную) область так, чтобы он полностью охватывался кожной сладкой и соприкасался с бельем | – Обеспечение условий для получения достоверного результата | ||
– Фиксировать ногу ребенка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе) или руку (плечо прижать к грудной клетке) | – Смещение термометра искажает результат измерения | ||
– Засечь время и через 10 минут извлечь термометр определить его показания | – Оценка полученных данных | ||
Завершение процедуры
| |||
– Сообщить маме/ребенку результат термометрии | – Обеспечение права на информацию | ||
– Зафиксировать температуру в температурном листе Примечание: а) каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С; б) точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки | – Документирование результатов термометрии | ||
– Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар | – Подготовка термометра к последующему измерению | ||
– Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора) | – Обеспечение инфекционной безопасности | ||
– Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой | – Подготовка к последующему использованию | ||
– Поместить термометр в футляр |
Измерение температуры тела в прямой кишке.
Цель: определить температуру тела.
Противопоказания: судороги, расстройство стула, трещины заднего прохода.
Оснащение: медицинский термометр, часы, марлевые салфетки, лоток с дезраствором, температурный лист, ручка, вазелиновое масло.
|
|
Необходимое условие: перед измерением температуры сделать ребенку очистительную клизму.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре
| |
– Объяснить маме ход процедуры | – Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре |
– Подготовить необходимое оснащение | – Обеспечение четкости выполнения процедуры |
– Вымыть и осушить руки – Надеть перчатки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
– Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35°С | – Обеспечение достоверности результата измерения |
– Смазать термометр методом полива вазелиновым маслом | – Облегчает введение термометра в прямую кишку |
Выполнение процедуры | |
– Уложить ребенка на левой бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу Примечание:ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх | – Учет анатомической особенности расположения сигмовидной и прямой кишки |
– Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2-м пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении | – Обеспечение выполнения процедуры |
– Осторожно ввести термометр в анальное отверстие и продвинуть его в прямую кишку на ½ его длины, направляя его сначала к пупку, а затем преодолев сфинктеры, параллельно копчику | – Учет анатомических изгибов прямой кишки |
– Сжать ягодицы ребенка левой рукой | – Фиксация термометра |
– Засечь время – 3-5 минут | – Время, необходимое для получения достоверного результата |
– Извлечь термометр через салфетку и определить его показания | – Обеспечение инфекционной безопасности |
Завершение процедуры | |
– Сообщить маме/ребенку результат термометрии | – Обеспечение права на информацию |
– Записать результат в температурный лист | – Документирование результатов исследования – Обеспечение преемственности |
– Промыть термометр под проточной водой с мылом | – Механическое очищение термометра |
– Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар | – Подготовка термометра к последующему измерению |
– Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора) | – Обеспечение инфекционной безопасности |
– Вынуть термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой | – Подготовка к последующему использованию |
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
Исследование пульса.
Цель: определить основные характеристики пульса.
Оснащение: часы, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состояние покоя.
Этапы | Обоснование | ||
Подготовка к процедуре
| |||
– Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | – Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании | ||
– Обеспечить спокойную обстановку | – Пульс у детей очень лабильный (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению пульса | ||
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности | ||
– Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу» | – Обеспечение достоверности результата | ||
Выполнение процедуры
| |||
– Слегка прижать 2,3,4-м пальцами лучевую артерию (1-й палец находиться со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии Примечание:у детей до 1 года пульс чаще определяют на височной артерии, а у детей старше 2-ч лет – на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят 2 и 3-м пальцами. Пульс у детей можно исследовать также на плечевой, сонной, бедренной артерии. | – Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости. | ||
– Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту | – Обеспечение достоверности результата, т.к. пульс у детей аритмичный | ||
– Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса Примечание:если пульсация ослабевает при умеренном нажатии – напряжение хорошее, если полностью прекращается – напряжение слабое, если пульсация не ослабевает – пульс напряженный | – Обеспечение точности оценки напряжения пульса | ||
Завершение процедуры
| |||
– Записать результаты исследования в температурный лист | – Документирование результатов исследования – Обеспечение преемственности | ||
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности |
Определение типа и частоты дыхания.
Цель: определить основные характеристики дыхания.
Оснащение: часы, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состояние покоя.
Этапы | Обоснование | ||
Подготовка к процедуре
| |||
– Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | – Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании | ||
– Обеспечить спокойную обстановку | – Ритм дыхания у детей неустойчивый (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению дыхания | ||
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности | ||
– Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (желательно чтобы грудной ребенок спал) | – Обеспечение достоверности результата | ||
Выполнение процедуры
| |||
– Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки | – Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года – брюшной тип дыхания, 1 – 2 года – смешанный, с 8 лет у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной | ||
– Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту | – Обеспечение достоверности результата, т.к. у детей дыхание аритмичное | ||
– Если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то положить руку на грудную клетку или живот ребенка в зависимости от возраста и подсчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту | – Обеспечение достоверности результата, т.к. у детей дыхание аритмичное | ||
Завершение процедуры
| |||
– Записать результат исследования в температурный лист | – Документирование результатов исследования – Обеспечение преемственности | ||
– Вымыть и осушить руки | – Обеспечение инфекционной безопасности. |