ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПРОМЫШЛЕННОГО И ГРАЖДАНСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ
для студентов дневной и заочной форм обучения инженерных специальностей
Пятигорск 2009
Методические указания и контрольные задания по строительным машинам для студентов дневной и заочной форм обучения инженерных специальностей.
Пятигорск. ПГТУ. ИТФ. ПГС 2009. – с.
Составлено с учетом рабочих программ и ГОСВПО.
Составители: Асланян С.В.
Рецензенты: к.т.н. Марутян А.С.
Ó Пятигорский государственный технологический университет
Механико-транспортный факультет. Кафедра промышленного и гражданского строительства.
СоДержание
1. | Назначение курса «Строительные машины» ……………………… | 4 |
2. | Требования к уровню освоения дисциплины …………………….. | 4 |
3. | Методические указания к изучению курса «Строительные машины» ………………………………………………………………. | 4 |
4. | Рабочая программа по курсу «Строительные машины» ………… | 6 |
5. | Гидроаппаратура и вспомогательные устройства ……………….. | 8 |
6. | Основные системы и механизмы строительных машин. Канатно-блочная система. ………………………………………………... | 12 |
7. | Грузозахватные устройства ……………………………………….. | 15 |
8. | Клиноременные передачи. ………………………………………… | 17 |
9. | Подъемно-транспортные машины. Гидравлические домкраты…. | 19 |
10. | Грузоподъемные краны. Устойчивость грузоподъемных кранов. | 22 |
11. | Расчет производительности грузоподъемных кранов……………. | 29 |
11. | Машины и оборудование для бетонных работ. Смесительные машины……………………………………………………………… | 33 |
12. | Приложение 1 ………………………………………………………. | 37 |
13 | Приложение 2 ………………………………………………………. | 42 |
14 | Приложение 3 ………………………………………………………. | 42 |
15 | Приложение 4 ………………………………………………………. | 42 |
16 | Приложение 5 ………………………………………………………. | 43 |
17 | Приложение 6 ………………………………………………………. | 43 |
18 | Приложение 7 ………………………………………………………. | 43 |
19 | Приложение 8 ………………………………………………………. | 44 |
20 | Приложение 9 ………………………………………………………. | 44 |
21 | Приложение 10 ……………………………………………………... | 45 |
22 | Приложение 11 ……………………………………………………... | 45 |
23 | Приложение 12 …………………………………………………….. | 45 |
24 | Приложение 13 …………………………………………………….. | 45 |
25. | Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………... | 46 |
НАЗНАЧЕНИЕ КУРСА
«СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ»
Учебная дисциплина «Строительные машины» необходима для профессиональной подготовки будущих специалистов в области промышленного и гражданского строительства, расширяя их знания в области устройства строительной техники, а так же способности ориентироваться в технических возможностях различных моделей машин для оптимального комплектования ими технологических процессов в заданных производственных условиях.
Программа предусматривает лекционные и практические занятия, в ходе которых студенты должны получить систематизированные знания по видам строительных процессов и основным строительным машинам и механизмам, используемым в них.
Полученные студентами знания должны составить основу инженерного подхода, применимую к методам их будущей профессиональной деятельности.
Цели и задачи курса – снабдить будущих специалистов в области промышленного и гражданского строительства знаниями устройства и работы машин и механизмов, применяемых в строительном производстве для достижения максимального качества и сокращения сроков строительных работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студенты в ходе изучения данной дисциплины должны освоить теоретические и практические вопросы и на основе этого:
- знать виды строительных машин и область их применения;
- уметь проводить анализ технических возможностей различных моделей машин для оптимального комплектования ими технологических процессов в заданных производственных условиях;
методические УКАЗАНИЯ
К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ.
При изучении курса необходимо, прежде всего ознакомиться с программой, приобрести необходимую учебную литературу и тщательно продумать календарный рабочий план самостоятельной учебной работы, согласуя его с учебным графиком и планами работы по другим учебным дисциплинам. В этом плане строительным машинам следует уделить особое место как дисциплине, где наряду с изучением теории необходимо ознакомиться с решением типовых задач и выполнить контрольные работы.
Нужно учитывать уровень своей математической подготовки, уметь достаточно точно и аккуратно выполнять графические построения и описания при решении конкретных задач.
При изучении курса строительных машин следует придерживаться следующих общих указаний:
1. Строительные машины нужно изучать строго последовательно и систематически. Перерывы в занятиях, а также перегрузки нежелательны
2. Прочитанный в учебной литературе материал должен быть глубоко усвоен. Следует избегать механического запоминания отдельных формулировок и решений задач. Знания, полученные на основании зубрежки, непрочны, они быстро забываются и, что еще хуже, искажаются до бессмыслицы. Студент должен разобраться в теоретическом материале и уметь применять его как общую схему к решению конкретных задач. Свои знания надо проверить ответами на поставленные в конце каждой темы учебника вопросы.
3. Очень большую помощь в изучении курса оказывает хороший конспект учебника или аудиторных лекций, который сопровождается собственными формулировками. Такой конспект поможет глубже понять и запомнить изучаемый материал. Он служит также справочником, к которому приходится часто прибегать. Составлять конспект учебника следует только при повторном изучении темы.
Каждую тему курса по учебнику желательно прочитать дважды. При первом чтении глубоко и последовательно изучается весь материал темы. При повторном изучении темы рекомендуется вести конспект, записывая в нем основные положения теории. В конспекте нужно указать ту часть пояснительного материала, которая нуждается в частом повторении. При подготовке к экзамену конспект не может заменить учебника.
4. Решению задач должно быть уделено особое внимание, так как это наилучшее средство более глубокого и всестороннего изучения основных положений теории. Прежде чем приступить к решению задачи, нужно понять ее условие и установить последовательность решения.
5. Если в процессе изучения курса строительных машин у студентавозникли трудности, он обращается за письменной или устной консультацией на кафедру университета, поддерживая тесную связь с преподавателем-рецензентом по всем вопросам, связанным с изучением учебной дисциплины.
6. Выполнив все задания по курсу строительных машин, и имея рецензии на них с отметкой «зачтено», студент имеет право сдать экзамен. На экзамене представляются зачтенные контрольные работы с решениями задач по каждому заданию, по ним проводится предварительный опрос-собеседование.
Преподаватель вправе аннулировать представленные работы и выдать новое задание, сообщив об этом на кафедру и на факультет, если при этом собеседовании убедится, что студент выполнил работы несамостоятельно.
На экзамене студенту предлагается решить задачу и ответить на один, два теоретических вопроса.
На экзамен необходимо принести с собой: лист бумаги формата А4, карандаши (жесткий и мягкий), ручку.
Контрольные работы представляют собой решения типовых задач, которые выполняются по мере последовательного прохождения курса строительных машин. Задания на контрольные работы индивидуальные. Они представлены в вариантах. Студент выполняет тот вариант задания, номер которого соответствует последней цифре номера его студенческого билета (шифра). Если, например, учебный шифр студента 681133, то он во всех контрольных работах выполняет 3 вариант задания.
Каждая контрольная работа представляется на рецензию в полном объеме. На каждую работу преподаватель кафедры составляет рецензию, в которой кратко отмечает достоинства и недостатки. Контрольную работу вместе с рецензией возвращают студенту, и она хранится у него до экзамена. Пометки преподавателя в работах стирать нельзя. Все замечания и указания преподавателя должны быть приняты студентом к исполнению. Если работа не зачтена, преподаватель в рецензии указывает, какую часть контрольной работы нужно переделать или же выполнить всю контрольную работу вновь. На повторную рецензию следует высылать всю контрольную работу полностью.
Контрольные работы представляются на рецензию строго в сроки, указанные в учебном графике.
Работы выполняются в двенадцати листовой тетради, ручкой синего цвета. Задания к работам берутся в соответствии со своим вариантом из таблиц настоящего пособия.
Первая страница обложки контрольной работы должна быть оформлена по образцу:
ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Контрольная работа № _____ По дисциплине ______________________________ вариант _________ Студента ______ курса специальности ___________________________ Группа __________________________ _____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) «____» _______________ 200__ г. Рецензент ______________________ Оценка ______________________ Домашний адрес студента ______________________________________ |
Оформление первой страницы обложки контрольной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ
Тема 1. Общие сведения о строительных машинах и механизмах. Основные понятия и требования к машинам. Классификация и индексация строительных машин. Трансмиссии. Специальные узлы и детали строительных машин. Силовое оборудование. Ходовое оборудование. Системы управления. Основные технико-эксплуатационные показатели строительных машин.
Тема 2. Транспортные, погрузо-разгрузочные машины. Грузовые автомобили, тракторы, пневмоколесные тягачи. Специализированные транспортные средства. Ленточные строительные конвейеры. Погрузочно-разгрузочные машины.
Тема 3. Машины для разработки и перемещения грунта. Машины для подготовительных работ. Землеройно-транспортные машины. Экскаваторы.
Тема 4. Подъемно-транспортные машины и механизмы для возведения зданий и сооружений. Домкраты, тали, лебедки. Строительные подъемники, башенные краны, стреловые самоходные краны, козловые краны.
Тема 5. Приготовление и транспортирование бетонных, растворных и др. композиционных смесей. Дозаторы, смесители. Бетононасосные установки.
Тема 6. Машины и механизмы для уплотнения грунта, строительных смесей.
Тема 7. Устройства для погружения свай. Способы устройства свайных фундаментов. Свайные молоты. вибропогружатели, вибромолоты и шпунтовыдергиватели. Копры и самоходные копровые установки. Машины и оборудование для устройства буронабивных свай.
Тема 8. Производство отделочных и изоляционных работ. Машины для штукатурных, малярных, кровельных работ. Машины для устройства и отделки полов.
Тема 9. Принципы и технологии работы строительных машин и механизмов.
Тема 10. Основы расчета производительности при выполнении строительных процессов.
Тема 11. Техническая эксплуатация. Основные положения системы технического обслуживания и ремонта строительных машин. Организация технического обслуживания и ремонта строительных машин.