Антропологический подход к системному анализу отечественной букваристики

Как отмечалось выше, структура внешних связей функциональной системы включает не только входные, но и выходные связи. С этой точки зрения целостное представление отечественной букваристики предполагает рассмотрение ее связей с одним из главных субъектов образовательного процесса - учеником. Более того, в современных условиях гуманизации общества, образования, школы понимание методики не может быть полным без применения методологии, обеспечивающей адекватный подход к личности ученика, ради которого методика собственно и существует. Другими словами, методика обучения грамоте может правильно решать свои проблемы только в русле общей проблемы определения движущих сил, источников развития, нравственного воспитания личности младшего школьника[12]. Это обстоятельство, на наш взгляд, предполагает опору на антропологический подход, который способен обеспечить оценку педагогическим и методическим идеям как современности, так и прошлого с гуманистических позиций[13].

В этой связи необходимо заметить, что педагогическая антропология была выделена еще в ХIХ веке К. Д. Ушинским и сегодня рассматривается как самостоятельная область педагогических знаний. Тем не менее педагогическая антропология, а точнее ее научный аппарат исследования, может использоваться и в качестве методологического обоснования отечественной букваристики в историко-культурном контексте ее развития. Учитывая непосредственную обусловленность конкретных методик обучения грамоте направленностью педагогических систем (теорий), в составе которых они функционируют, опора на педагогическую антропологию позволяет реализовать в нашем исследовании ее важнейшие методологические функции:

· определить критерии оценки педагогических систем и в их составе методик обучения грамоте (первоначальному чтению);

· раскрыть в конкретных методических системах причинно-следственные связи и зависимости по отношению к личности ученика;

· выделить прогрессивные тенденции в теории и практике методики обучения грамоте и на этой основе определить перспективы развития отечественной букваристики.

В современной методологии трактовка антропологического подхода связывается с антропологическим принципом, который в самом общем виде понимается как «включенность человека в мировой процесс»[14], и потому антропология рассматривается как один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом и, с другой стороны, смысла мировых процессов в «человеческом измерении».

Значение антропологического принципа, например, для историко-педагогических исследований отмечается в достаточно широком круге работ (Ш.А.Амонашвили[15], Б.М.Бим-Бад[16], В.В.Краевский[17] и др.), в которых среди существенных его характеристик выделяется следующее:

· реализация гуманистической направленности педагогического знания и содержания обучения;

· концентрация внимания на человеке как базовой ценности, целей воспитания (обучения) – на его целостности с выходом на структуру личности и соотношение отдельных сторон ее развития;

· выдвижение приоритетов развития человека (личности ученика), учитывающих закономерности становления его интеллектуально-мыслительных и эмоционально-чувственных процессов, сфер духовного и функционального развития;

· ориентация той или иной педагогической (методической) системы на определенных этапах исторического процесса на особенности человека как природного и социального организма, как неповторимой индивидуальности и неотъемлемой части всего мира;

· связь воспитания, развития и обучения с человеком как активной созидающей диалогичной личностью.

Для нашего исследования принципиально важное значение приобретает вытекающая из антропологического принципа общепедагогическая позиция - взгляд на отечественную букваристику в «человеческом измерении», что, по нашему мнению, подразумевает и вполне определенный критерий оценки ее развития в зависимости от того, в каком направлении она двигалась по отношению к ребенку-ученику: от ребенка, создавая свою теорию и практику на основе потребностей, возможностей и в целом законов его развития, или двигалась от того или иного социального заказа, модной идеи или концепции, приспосабливая, по существу, к ним ребенка.

Уже представленное содержание антропологического подхода обнаруживает и второй ведущий его принцип – принцип развития. В современных условиях, когда начальное образование переходит в русло парадигмы развивающего образования, он расценивается и как особый дидактический принцип (Н.Ф.Виноградова, В.В.Давыдов, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и даже как методический принцип (М.Р.Львов, Н.С.Рождественский и др.). В дидактическом аспекте принцип означает ориентацию обучения и на целостное развитие личности ученика, которое предполагает стимулирование процессов обогащения и качественного изменения его эмоциональной, духовно-нравственной и интеллектуальной сфер; создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности[18]. В роли методологического основания принцип развития ставит перед нашим исследованием задачу определения развивающей направленности конкретных методических систем обучения грамоте.

В целом в основе оценки обучения грамоте с гуманистических позиций лежит личность ребенка, выступающая как системное образование и требующая в обучении адекватной личностной системы развития. Знаменательно в этой связи то, что именно такое понимание личности достаточно отчетливо прослеживается у целого ряда современных исследователей, рассматривавших личность с философских, педагогических или психологических позиций (А.Г.Асмолов[19] [35], Э.В.Ильенков[20], А.В.Мудрик[21], В.С.Мухина[22] и др.).

Как видим, основные параметры антропологического подхода не противоречат системному подходу, более того, в единстве с ним органично дополняют системный анализ конкретным содержанием. Эти обстоятельства позволяют говорить о возможности использования в исследовании единого системно-антропологического подхода. Его главная особенность заключается в том, что он обеспечивает полным анализом исследование любых открытых функциональных систем, созданных человеком и для человека, и, следовательно, методики обучения грамоте в двух измерениях:

· в системном, то есть с точки зрения общих закономерностей саморазвития систем;

· в личностном, то есть с точки зрения закономерностей развития человека (ученика) как личности.

В отечественной букваристике системно-антропологический подход предполагает рассмотрение процессов становления и развития методики обучения грамоте соответственно в двух плоскостях: во-первых, как саморазвивающейся системы научно-прикладных знаний; во-вторых, как развивающей системы, обеспечивающей средствами методики целостное развитие личности ученика. В обеих плоскостях исходным для нашего исследования выступает понятие «развитие». В зависимости от трактовки его содержания, по существу, определяются конечные результаты исторического анализа и вообще возможность обоснованного выделения основных закономерностей развития отечественной букваристики.

 


[1]
            Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Михаил Ростиславович Львов. – М.: Просвещение, 1988. -С. 25.

[2]         Там же. С. 104-105.

[3]         Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. – С. 353.

[4]         Русский язык: Энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин; АНСССР, Ин-т рус. языка. - М.: Совет. энциклопедия, 1979. - С. 141-142.

[5]         Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 266.

[6]         Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI в. / Рифгат Фаизович Абдеев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1994. - С. 19.

[7]         Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца ХVII в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989. – С. 12.

[8]         Агаркова Н. Г. Теоретические основы методики обучения первоначальному письму: Автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н. Г. Агаркова. - Тамбов, 1991. – 35 с.

[9] Дегтярев Ю. И. Системный анализ и исследование операций / Юрий Иванович Дегтярев - М.: Высш. шк., 1996. – С. 9.

[10]        Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI в. / Рифгат Фаизович Абдеев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1994. - С. 40.

[11]        Джуринский, А. Н. Научные и методические проблемы истории педагогики и сравнительной педагогики: монография / Александр Наумович Джуринский; М-во образования и науки РФ, Моск. пед. гос. ун-т. – М.: Прометей, 2005 (М.: Тип. МПГУ) – С. 245.

[12]        Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований / Давид Иосифович Фельдштейн // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов / Под науч. Ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – С. 14-22.

[13]        История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.; под ред. З. И. Васильевой. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - С. 8.

[14]        Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. – М.: Одиссей, 1996. – С. 21.

[15]        Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Шалва Александрович Амонашвили. - М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 463 с.

[16]        Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 - педагогика / Борис Михайлович Бим-Бад. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 204 с. - (Библиотека антропологии: БА / Ун-т Рос. акад. образования).

[17]        Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.

[18]        Виноградова Н. Ф. Концепция содержания непрерывного образования: (дошкольное и начальное звено) / Н. Ф. Виноградова и др. // Начальная школа. – 2000. - № 4. – С. 3 – 20.

[19]        Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / Александр Георгиевич Асмолов. – М.: Смысл: Academia, 2007. – 526 с.

[20]        Ильенков Э. В. Философия и культура / Эвальд Васильевич Ильенков. – М.: Политиздат, 1991. – 464 с. – (Мыслители ХХ века).

[21]        Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» /Анатолий Викторович Мудрик. – М.: Академия, 2007. – 223 с.

[22]        Мухина, В. С. Возрастная психология: феномоенология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. / Валерия Сергеевна Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: