1.6.1 Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности
Определяется статьями 202-206 Кодекса РФ об административных нарушениях. Ниже приведен порядок привлечения лиц к административной ответственности:
1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях, с особенностями, установленными в ст.202 и федеральном законе об административных правонарушениях.
2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 Кодекса – административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в том числе осуществляющих арбитражное управление.
|
|
3. Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст.203).
В заявлении должны быть также указаны:
1. дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
3. сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
4. нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
5. требование заявителя о привлечении к административной ответственности.
К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности осуществляется в порядке, определенном в ст.205.
Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.
|
|
Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием наложения штрафа в порядке и размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении и, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрено ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
4. Решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности. Порядок принятия определен в ст. 206.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:
наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или места жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;
|
|
вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
1.6.2 Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности
1. Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определен в ст. 207.
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса – административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
|
|
2. Порядок подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности изложен в ст. 208.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течении десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В заявлении должны быть также указаны:
наименования административного органа, принявшего оспариваемого решение;
название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.
К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.
3. Порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании решений административных органов изложен в ст. 210.
Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая в срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
4. В статье 211 приведен порядок принятия решения арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспаривание решения или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО
1.7.1 Общие положения законодательства о налогах и сборах
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по их установлению, введению и взиманию, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых нарушений. К взиманию таможенных платежей и отношениям по таможенному контролю законодательство о налогах и сборах НЕ применяется (за исключением случаев, определенных Налоговым кодексом).
Основной законодательный акт о налогах — НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, часть первая которого действует в России с 1 января 1999 г. (введен Федеральным законом N 146-ФЗ от 31 июля 1998 г.), НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, часть вторая вводится постепенно с 1 января 2001 г. (Федеральным законом N 117-ФЗ от 5 августа 2000 г.)
Включены в НК РФ:
1января 2001 г.
¨ Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);
¨ Акцизы (гл. 22 НК РФ);
¨ Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);
¨ Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);
1 января 2002 г.
¨ Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);
¨ Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);
¨ Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный
налог) (гл. 26.1. НК РФ);
¨ Налог с продаж (утрачивает силу с 01.01.2004 г.) гл.,27 НК РФ);
1 января 2003 г.
¨ Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2. НК РФ);
¨ Система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.
26.3. НК РФ);
¨ Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
¨ Система налогообложения при выполнении соглашений
о разделе продукции (гл. 26.4. НК РФ);
1 января 2004 г.
¨ Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ)
Акты законодательства о НАЛОГАХ вступают в силу НЕ ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и НЕ ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о СБОРАХ вступают в силу НЕ ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования. Законодательные акты, вводящие НОВЫЕ НАЛОГИ и СБОРЫ вступают в силу НЕ ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Законодательные акты, вводящие НОВЫЕ НАЛОГИ и СБОРЫ, ухудшающие положение налогоплательщика ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЮТ. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков ИМЕЮТ ОБРАТНУЮ СИЛУ. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие их, снижающие размеры ставок, устраняющие обязанности налогоплательщиков и сборов или иным образом улучшающие их положение МОГУТ ИМЕТЬ ОБРАТНУЮ СИЛУ, если прямо предусматривают эту возможность. Участники налоговых отношений:
-налогоплательщик (организации и физические лица),
-Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения,
-государственные исполнительные органы власти по взиманию налогов и контролю за их уплатой,
-органы государственных внебюджетных фондов,
-Министерство финансов и финансовые органы по решению вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов,
Государственный таможенный комитет и его подразделения.
Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и сборщиков налогов