Аристократическая стратегия насмешки во Франции

(1702–1752)

Об основании общества

«В конце царствования Людовика ХIV… собрались однажды …офицеры, да принялись вышучивать на разные лады одного из товарищей своих, страдавшего от головной боли, и для исцеления оной предложили водрузить сему бедняге на голову свинцовую ермолку. Разговор завязался жаркий. Дошло до намерения исправлять нравы, поднимать на смех стили, вошедшие в моду, и основать трибунал, противоположный трибуналу академическому. Для исполнения подобного замысла требовались войска испытанные. Посему решено было основать полк, в который принимать особ,,известных сумасбродством речей и поступков. Имя же ему тотчас отыскалось: нарекли сей полк Полком в ермолках».

Приведенный фрагмент – единственный дошедший до нас рассказ об основании Полка в ермолках, сообщества шутников, которые в течение полувека без устали подвергали «цензуре смеха» французский высший свет. … Ермолка в данном случае выступает … скорее, в роли симптома безумия и шутовства. Свинцовая шапочка на голове больного либо сумасброда – средство, призванное не дать уму покинуть голову несчастного, не дать его органическим жидкостям – гуморам – сбиться с пути…

Выразителен сам период, когда совершилось рождения Полка в ермолках, – период литературных споров и политических конфликтов. Сам смех и формы, которые он принимает, выдают глубочайший кризис, переживаемый в начале XVIII столетия французской культурой. Полк в ермолках пытается сберечь определенную культуру смеха, которой, как кажется его участникам, грозит гибель, стремится сохранить «исконно французское» расположение ума, и принимает активное участие … в споре о смехе правильном и неправильном, о сравнительных достоинствах фарса, сатиры и комедии.

… Замысел полка в ермолках – замысел стратегический; предполагается вернуть смех к традиционным формам, очистить его, облагородить его обряды и приемы. Полк в ермолках призван, таким образом, покончить с «упадком» комизма и положить начало возрождению дворянской культуры.

…Все тексты, сочиненные членами Полка в ермолках, свидетельствуют о … маниакальной тяге к очищению ума и языка: стиль      «шутовской канцелярии» исполнен скрытого морализма, он вытекает из определенной этической концепции, которой смех служит поддержкой и порукой. …Идеальный носитель «ермолки» – порядочный человек, умеющий смеяться и называющий себя «остроумцем». Это слово члены Полка в ермолках употребляют очень часто, совершая при этом понятийный и лексический переворот: в самом деле, в течение всей второй половины XVII века «остроумцами» именовали претенциозных и даже смешных педантов.

… Полк в ермолках состоит из двух различных групп. … Это, во-первых, «остроумцы», которые грамоты сочиняют, и, во-вторых, жертвы, которые их получают. Первые составляют реальное сообщество, действительных членов Полка в ермолках; вторые – Полк воображаемый, к которому насмешники причисляют своих противников «в ироническом смысле», высмеиваемых в грамотах за их притязания и пороки. Впрочем, и первая группа не так однородна, как можно было бы судить по ритуальным самовосхвалениям ее членов, ибо и она сама, в свою очередь, разделяется на две части: с одной стороны, просвещенные весельчаки-офицеры, те, кто основали Полк и определили царящие в нем смеховые порядки; с другой – блестящие литераторы-сатирики, те, кто сочиняет грамоты. По всей вероятности, строгие правила, которым с самого начала стали подчиняться «ермолочники», очень быстро сообщили текстам, выходящим из под их пера, вполне профессиональный характер.

… «Ермолочное» ритуальное пространство весьма причудливо. … Члены Полка в ермолках сторонятся солнечного света; заседания проходят либо «в лунном свете», либо при свете факелов, укрепленных «по всей окружности громадной залы». … свои заседания «ермолочники» мыслят как собрания ночные, а свой Полк – как своего рода тайное общество, выносящее приговоры в атмосфере строжайшей секретности, с тем, чтобы назавтра, при свете дня огласить во всеуслышанье решения, принятые накануне, и сделать достоянием публики, грамоты, выписанные тем или иным особам.

…Очевидно, что в основании Полка в ермолках следует видеть попытку дворянства защитить своё сословие от непочтительных нападок, культурную реакцию на «грубые нравы и грубые зрелища сего века». … Это беспокойство дворян о сохранении собственного статуса, которое в деятельности Полка в ермолках проявляется на уровне смеховой культуры, – частный случай пришедшегося на последние годы царствования Людовика XIV общего кризиса дворянского самосознания.

… Мысль о том, что дворяне призваны быть хранителями культуры, составляет основу всех сочинений начала XVIII века, отстаивающих приоритет дворянства. Мысль эта – плод тревожных предчувствий возможного и скорого упадка дворянского сословия.

де Бек Антуан. Раскаты смеха. Полк в ермолках или аристократическая стратегия насмешки во Франции (1702–1752). //Анналы на рубеже веков – антология. М., 2002. – С. 244–269.

ДЮБИ ЖОРЖ. ВРЕМЯ СОБОРОВ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: