Искусство и общество 980–1420 ГГ

В значительной степени новизна XIV века заключается в обновлении религиозного восприятия мира и в новых формах религиозности, ставших итогом средневекового обращения в христианство. Проделав долгий путь, … христианская религия в конце концов перестала ограничиваться ритуалами и быть делом лишь священнослужителей. В XIV веке она стала привлекать к себе народные массы. …начался период избавления от влияния Церкви. это не было отходом от христианства. Наоборот, к христианству проявлялся все более сильный интерес, отношение к нему становилось более личным, более глубоким благодаря распространению и укоренению в сознании евангельского учения. До тех пор в Европе существовала только видимость христианства. Лишь очень немногие действительно жили в соответствии с учением Христа. С кардинальным изменением отношения к миру христианство становится народной религией.

В связи с этим христианство стало более наивным. Приобретая грубые формы народной религии, оно тем самым в определенной степени защитило себя от колебаний в вере. …спустившись с высот, оно стало более подвержено влиянию страха. …в религии народа, который Церковь принимала в свое лоно и пыталась приучить к дисциплине, большое место занимали сумрак и страх. Из тьмы выступили демоны, которых свет готики прежде оттеснял в дальние углы соборов и которые нашли тайное прибежище в сектах еретиков, в лесах, близ деревьев, на которых жили феи, или около чудесных источников. Миряне XIV века боялись их так же сильно, как и Небесного Судию. Религиозная жизнь … выдвигает на первое место в повседневной жизни совершение религиозных профилактических действий, которые должны были отогнать злые силы и привлечь божественное милосердие. … Художественное творчество было одной из составных частей этой жизни…

Одной из главных перемен было то, что творчеством теперь управляло светское общество. …отношения между духовенством и верующими стали радикально иными. …Новое пасторское учение призывало верующих молиться сами, самостоятельно произносить слова священных текстов, читать и проникать в их смысл. Новое учение открывало мирянам богослужение, совершаемое в монастырях и соборах, перенеся его в повседневную жизнь, поместив в глубины сердца.

Стремясь воспитать народ и придать разумность обрядам, совершаемым в различных братствах, нищенствующие ордена широко использовали такие средства массового воспитания, как проповедь и театр, тесно соединив их друг с другом.

К восьмидесятым годам XIV века относится начало великих миссионерских экспедиций и странствий проповедников. Этих людей, предваряемых славой об их духовных подвигах, встречали у ворот все горожане. Церкви или площади заполнялись слушателями, горячо внимавшими каждому их слову. Собравшиеся ждали чудес, изгнания чумы, но особенно – очищения своей жизни, открытия пути к благочестию.

Эти люди, волновавшие народные толпы, часто прибегали к банальностям. Они желали, чтобы слушатели плакали, внимая им, стремились затронуть потаенные глубины души, вызвать эмоции, способные привести к массовому обращению. … Но благодаря их нескончаемому красноречию, в сердцах народа запечатлевался трогательный и близкий образ Христа. Этот образ был тем более убедителен, что фоном проповеди служило представление, народное гуляние. Проповедь проходила в окружении наглядных символов, живописных или скульптурных, религиозных процессий, смешивалась с театральным действом.

Театр возник из богослужения. Начиная с Х века театральное представление стало переложением литургии, доступным пониманию простого народа. Тем не менее его подъем и массовое распространение относится к XIV веку и идут параллельно с распространением проповеди. …Приуроченные к двум главным христианским праздникам, Рождеству и Пасхе, … мистерии разыгрывались … в виде картин, которые, постепенно оживая, смешивались с процессиями. Они начинали отличаться все более умелой постановкой, на сцене звучал диалог, появлялась музыка, декорации. …Изображая страдания Христа, легче было понять все значение Его жертвы, отождествить себя с Ним. В конце века, с началом первых массовых проповедей, театр еще более укрепил свои позиции. Он укрепился в своем предназначении – коллективном прославлении Бога. В Париже, Лондоне и других крупных городах братства основывались именно для того, чтобы ежегодно устраивать большое представление в напоминание о Страстях Господних. Начались пятьдесят самых плодотворных лет в истории религиозного европейского театра.

Дюби Жорж. Время соборов. Искусство и общество 980–1420. М, 2002. Подражание Христу. – С. 246–250.

Вопросы для самоконтроля

1. Проанализируйте материалы «консультации». В чем, по мнению основателей движения Анналов, состоял смысл проекта «социальной истории»?

2. Как, с точки зрения Марка Блока, различаются функции «ремесла» судьи и ученого?

3. В чем специфика призвания историка, по сравнению с другими учеными? Что включает в себя функция «понимания» в исторической науке?

4. Представленный фрагмент из текста Ле Руа Ладюри Эммануэль относится к направлению «квантитативной» (количественной) или «сериальной» истории. На основании анализа фрагмента попытайтесь объяснить специфику данного метода исследования.

5. Насколько убедительным и достоверным вам представляется уровень обобщения исторической информации в тексте Ле Руа Ладюри Эммануэль? Аргументируйте свой ответ.

6. Текст Шмитт Жан-Клод «Культура imago» относится к направлению «истории изображений». Объясните, что в нем является объектом исследования?

7. На ваш взгляд, почему автор «Культуры imago» считает возможным сравнивать культуру изображений современности и средневековья? Как бы вы могли объяснить фразу «…самые современные изображения называются виртуальными: судя по всему, они имеют происхождение в самих себе, как образы сновидений, они рождаются случайно из своего собственного движения»?

8. Представленный текст «Раскаты смеха. Полк в ермолках или аристократическая стратегия насмешки во Франции (1702–1752)» относится к направлению исследований «социальной символики». Попытайтесь объяснить данное понятие, привлекая материал фрагмента.

9. Направление исследований «социальной символики» склонно объяснять глобальные социокультурные кризисы, сопровождающие смену эпох, на примерах малых социальных групп. Представляется ли вам такой подход правомерным? Иллюстрируйте свой ответ примерами из текста «Раскаты смеха. Полк в ермолках или аристократическая стратегия насмешки во Франции».

10. На примере текста Дюби Жорж. Время соборов. Искусство и общество 980–1420 поясните, почему, рассуждая об искусстве и обществе средневековой Европы, автор говорит в основном об утверждении и трансформациях христианской веры?

11. Какие взаимосвязи прослеживает Жорж Дюби между развитием христианства и становлением европейского средневекового театра?

Раздел V


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: