МиНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования
«тюменский государственный нефтегазовый университет»
Институт Транспорта
Кафедра Сервиса автомобилей и технологических машин
ХИММОТОЛОГИЯ
Методические указания по выполнению курсовой работы
по дисциплине «Химмотология»» для студентов направления 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов для студентов всех форм обучения
Тюмень
ТюмГНГУ
2012
Утверждено редакционно-издательским советом
Тюменского государственного нефтегазового университета
Составитель: Ильиных В.Д., к.т.н., доцент
Гуляев М.Л., ассистент
© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет» 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | 4 |
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | 7 |
2.1. Понятие о химмотологической карте и методика ее составления | 7 |
2.2. Содержание курсовой работы | 8 |
2.3. Порядок выполнения курсовой работы | 9 |
2.4. Подбор марки топливо-смазочного материала | 13 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ | 14 |
4.Основные вопросы к защите курсовой работы | 15 |
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 16 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Правильный выбор и рациональное использование эксплуатационных материалов во многом определяют надежность и долговечность техники, затраты на ее обслуживание и ремонт. Ошибка при выборе моторного масла может привести в лучшем случае к сокращению срока службы двигателя, в худшем — к его поломке.
Выбор и правильное применение масла осложняются зачастую тем, что технической документацией на некоторые машины предусматривается большое число марок смазочных материалов. Поэтому унификация их и использование заменителей могут иметь большое значение для упрощения эксплуатации автомобильной техники.
В автомобиле имеется большое число узлов и механизмов, где применяются пластичные смазки, разнообразие которых также предполагает грамотное их использование.
Выбор смазочных материалов более высокого качества, чем требуется, ведет к неоправданному увеличению затрат. Применение же материала с более низкими качествами неизбежно приводит к сокращению сроков службы автомобиля и перерасходу самого материала.
В современном автомобиле число деталей, в конструкции которых применяется резина, доходит до 500. Поэтому необходимо обладать знаниями о правильном использовании резинотехнических изделий, особенно дорогостоящих, таких, как автомобильные шины.
|
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Химмотология» относится к профессиональному циклу дисциплин базовой части (Б.3).
Для полного усвоения данной дисциплины студенты должны знать следующие разделы ФГОС: ЕН.Б.2.1/3 – физика, ЕН.Б.2.1/4 –химия, ПЦ.Б. 3.1/13 – конструкция и эксплуатационные свойства Т и ТТМО, ПЦ.Б. 3.1/14 – силовые агрегаты, ПЦ.Б. 3.2/44 – устройство, ТО и Р СНПТ, ПЦ.Б. 3.2/9 – автодвигатели.
Знания по дисциплине «Химмотология» необходимы студентам данного направления для усвоения знаний по следующим дисциплинам: ПЦ.Б.3.1/17 – технологические процессы технического обслуживания и ремонта ТиТТМО, ПЦ.Б.3.2/3 –эксплуатация ТиТТМО в особых условиях, ПЦ.Б.3.2/7 –химмотология, ПЦ.Б.3.2/8 – основы организации ремонтного производства.
Цель изучения дисциплины: изучение эксплуатационных свойств топливо-смазочных материалов, технических жидкостей, методов оценки их качества, а также ассортимент и применение, с целью повышения надежности, долговечности, производительности автомобилей и снижения затрат на его техническое обслуживание и ремонт.
Задачи:
- установить зависимость между химическим составом нефти и свойствами получаемых топливо-смазочных материалов;
-изучить физико-химические и эксплуатационные свойства топливо-смазочных материалов, технических жидкостей;
- приобрести навыки по контролю и оценке качества топливо-смазочных материалов, технических жидкостей;
- изучить теорию и практику рационального использования топливо-смазочных материалов, технических жидкостей.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции (ОК):
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь |
- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
- способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность |
- уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности |
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии |
- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны |
- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны |
- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
профессиональные компетенции (ПК):
- владеть базовыми знаниями математических и естественнонаучных дисциплин и дисциплин общепрофессионального цикла в объеме, необходимом для использования в профессиональной деятельности основных законов соответствующих наук, разработанных в них подходов, методов и результатов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач с учетом их последствий для общества, экономики и экологии |
- быть готовым к участию в составе коллектива исполнителей в проведении испытаний транспортно-технологических процессов и их элементов |
- уметь выбирать материалы для применения при эксплуатации и ремонте автотранспортных средств с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной и эффективной эксплуатации и стоимости |
- владеть знаниями направлений полезного использования природных ресурсов, энергии и материалов при эксплуатации, ремонте и сервисном обслуживании автотранспортных средств, их агрегатов, систем и элементов |
- владеть умением проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений |
- владеть умением изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы по совершенствованию технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания автотранспортных средств, их агрегатов, систем и элементов, проводить необходимые расчеты, используя современные технические средства |
- способен составлять графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам, следить за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов |
-способен использовать конструкционные материалы, применяемые при техническом обслуживании, текущем ремонте автотранспортных средств |
-способен к проведению инструментального и визуального контроля за качеством топливно-смазочных и других расходных материалов, корректировки режимов их использования |
|
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-физико-химические свойства топливо-смазочных материалов, технических жидкостей и конструкционно-ремонтных материалов;
-эксплуатационные качества топливо-смазочных материалов, технических жидкостей и конструкционно-ремонтных материалов;
- основные понятия, термины, определения курса «Химмотология»,
|
|
-классификацию топливо-смазочных материалов и технических жидкостей.
Уметь:
- решать конкретные задачи при составлении химмотологической карты автомобиля;
- выбирать марку топливо-смазочного материала и технической жидкости для различных марок автомобиля,
- прогнозировать изменение технического состояния автомобиля при применении эксплуатационных материалов.
- выбирать материал для заданных условий эксплуатации с учетом требований технологичности, экономичности, надежности и долговечности изделий;
- выбирать материалы для решения задач профессиональной деятельности;
- определять физические, химические и механические свойства ТСМ при различных видах эксплуатации;
- прогнозировать на основе информационного поиска конкретную способность материалов;
- ориентироваться в ассортименте эксплуатационных материалов, применяемых на автомобильном транспорте.
Владеть:
-практическими навыками определения важнейших показателей качества топлив, смазочных материалов и технических жидкостей;
- принципами выбора и рационального использования эксплуатационных материалов при эксплуатации и проведении ТО и ремонта автомобилей.