Степень сжатия ε,частота вращения коленчатого вала n, диаметр поршня D определяют степень форсированности двигателя. На основе этих данных для карбюраторного двигателя рассчитывается октановое число по формуле:
ОЧ=125.4 -413/ε +0,183 · D,
где ε - степень сжатия;
D - диаметр цилиндра, мм.
Выбор марки моторного масли производится по степени форсированности и типа двигателя (карбюраторный, дизельный и т. п.)
Степень форсированности карбюраторного и дизельного двигателя определяют по таблице 3.
Таблица 3
Выбор степени форсированности двигателя
Тип двигателя | Параметры | Степень форсированности | ||||
Нефорсированный | Малофорсированный | Среднефорсированный | Высокофорсированный | Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях | ||
Карбюраторный | ε | до 5 | 5..6 | 6,0…7,5 | 7,5 | - |
nmax мин-1 | до 2000 | 2000-3000 | 3000-4500 | 4500-5500 и выше | ||
Дизельный | ε | - | 16…18 | 16…18 | 16…21 | 16…21 |
nmax мин-1 | - | 2000-3000 | 3000 | 3000 | (турбо надув)>3000 |
Выбор марки трансмиссионного масла определяется типом зацепления шестерен (прямозубое, коническое, гипоидное), а также давлением в точке контакта и рабочей температурой. Применение гидромеханической коробки передач требует специальных масел.
|
|
Конструкция привода тормозов (дисковые и колодочные) определяет температуру жидкости в рабочем цилиндре, а также влияет на температурный режим подшипников ступицы.
Значительно больший нагрев элементов дискового тормоза и ступицы колеса, расположенной в непосредственной близости от него но сравнению с колодочными тормозами, объясняется значительно меньшей рабочей поверхностью торможения по сравнению с парой колодка-барабан.
Температура подшипников ступиц с колодочными тормозами достигает 40-90°С, а на автомобилях с дисковыми тормозами температура достигает 100 -150°С.
Пластичные смазки подбирают, учитывая нагрузку, частоту вращения, конструкцию пары трения в смазываемом узле.
Желательно для всех этих узлов, за исключением шарниров, рессор принять одну и ту же марку смазки.
Сборочные единицы, узлы и приборы электрооборудования требуют специальных пластичных смазок.
Для специального оборудования, амортизаторов, гидроусилителя руля, гидромуфты водяного насоса необходимо подобрать специальные гидравлические жидкости, масла и смазки.
3. СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ Показатели качества, свойства и ассортимент тормозной жидкости.
Тормозные жидкости служат для передачи энергии к исполнительным механизмам в гидроприводе тормозной системы автомобиля.
Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа и более. Развиваемое давление передается на поршни колесных цилиндров, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам. При торможении кинетическая энергия при трении превращается в тепловую. При этом освобождается большое количество теплоты, которое зависит от массы и скорости автомобиля. При экстренных торможениях автомобиля температура тормозных колодок может достигать 600°С, а тормозная жидкость нагреваться до 150°С и выше. Высокие температуры в тормозах и гигроскопичность жидкости приводят к ее обводнению и преждевременному старению. В этих условиях жидкость может отрицательно влиять на резиновые манжетные уплотнения тормозных цилиндров, вызывать коррозию металлических деталей. Но наибольшую опасность для работы тормозов представляет возможность появления в жидкости пузырьков пара и газа, образующихся при высоких температурных режимах эксплуатации из-за низкой температуры кипения самой жидкости, а также при наличии в ней воды.
|
|
При нажатии на педаль тормоза пузырьки газа сжимаются, и так как объем главного тормозного цилиндра невелик (5...15 мл), даже сильное нажатие на педаль может не привести к росту необходимого тормозного давления, т.е. тормоз не работает из-за наличия в системе паровых пробок.
Надежная работа тормозной системы - необходимое условие безопасной эксплуатации автомобиля, поэтому тормозная жидкость является ее функциональным элементом и должна отвечать комплексу технических требований.
Свойства тормозной жидкости:
температура кипения;
вязкостно-температурные свойства;
антикоррозионные свойства;
совместимость с резиновыми уплотнениями;
смазывающие свойства;
стабильность при высоких и низких температурах;
другие свойства.
Ассортимент и эксплуатационные свойства.
Основные вопросы к защите курсовой работы
1. Понятие о химмотологической карте автомобиля, форма ее составления. 2. На основе какой информации она разрабатывается?
3. Чем определяется выбор топлива для автомобиля? Примеры.
4. Какие факторы влияют на выбор марок моторных и трансмиссионных масел?
5. Как подбирают пластичные смазки в качестве основных и дублирующих материалов для узлов трения автомобиля?
6. Что включает схема смазки автомобиля? Как она связана с химмотологической картой?
7. Классификация и маркировка топлив.
8. Классификация и маркировка смазочных материалов.
9. Использование газообразных топлив на автомобильном транспорте.
10. Организация замены моторных масел по фактическому состоянию - резерв повышения ресурса двигателя.
11.Особенности работы масел в гидромеханических передачах.
12.Маркировка и ассортимент пластичных смазок, применяемых на автомобильном транспорте.
13. Охлаждающие жидкости. Требования, свойства и ассортимент.
14. Тормозные жидкости. Требования, свойства и ассортимент.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Васильева Л.С. Автомобильные эксплуатационные материалы.-М.: Транспорт,1986.-279с.
2. Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебное пособие. Лабораторный практикум. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2003. – 208 с.: ил.
3. Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебное пособие. /Нина Борисовна Кириченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
Дополнительная литература
4. Васильева Л.С. Краткий справочник по автомобильным материалам. – М.: Транспорт, 1992. – 120 с., табл., библиогр.
5. Гнатченко И.И. Автомобильные масла, смазки, присадки: Справочное пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2000. – 360 с.: ил.
6. Справочник по триботехнике: В 3 т. Т.2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения /Под общ. Ред. М. Хебды, А.В. Чичинадзе. – М.: Машиностроение, 1990. – 416 с.: ил.
|
|
7. Кисилев М.М. Топливно-смазочные материалы для строительных машин: Стройиздат, 1988.- 271 с.
8. Итинская Н.И., Кузнецов Н.А. Топливо, масла и технический жидкости: Справочник.- М.: Агропромиздат, 1989.- 304 с.
9. Кузнецов А.В., Кульчев М.А. Практикум по топливу и смазочным материалам.-М.: Агропромиздат,1987.-224с.
10. Манусаджянц О.И., Смаль Ф.А. Автомобильные эксплуатационные материалы.-М.: Транспорт, 1989.- 217 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание на выполнение курсовой работы