История повседневности в Германии

Особое направление исследований, альтернативное итальянской микроистории, но также привязанное к изучению микрообъектов, получило название «истории повседневности» и сформировалось в Германии конца 1980-х годов.

C начала 1980-х годов Западную Германию, возможно, впервые после второй мировой войны, охватил настоящий «исторический бум», связанный, в первую очередь, с настоятельной потребностью разобраться с тем, что же случилось со страной в ХХ веке. Возник массовый интерес к изучению прошлого своего города или поселка, к истории своей семьи. В некотором смысле, энтузиасты бросили вызов профессионалам – историкам. Большое распространение получили «исторические мастерские», открытые к участию всех желающих; широко практиковалась «устная история», основанная на записях воспоминаний пожилых людей о своей жизни.

Этот интерес к опыту и переживаниям «маленького человека», получивший название «истории повседневности» (Alltagsgeschichte), или «истории снизу» (Geschichte von unten), стал частью более широкого процесса демократизации общественной жизни и неслучайно совпал с зарождением движения «зеленых» и феминистского движения в Германии. Представители академической науки выступили поначалу с критикой «истории повседневности» как малооригинальной дилетантской попытки подорвать основные принципы исторической профессии. Но на фоне усилий энтузиастов-любителей по созданию «истории повседневности» профессиональные ученые создали наконец под тем же названием свою концепцию этого направления. Среди внутринаучных импульсов, способствовавших созданию истории повседневности, можно назвать влияниетрудов английского историка Э.Томпсона, интерес к работам этнологов и социологов и т.д.

Наибольший вклад в разработку научной «истории повседневности» внес сотрудник Института истории имени Макса Планка в Геттингене Альф Людтке. Предметом его основного внимания стала история германских рабочих в XIX–XX вв., а главным вопросом – проблема принятия и/или сопротивления пролетариев, навязываемым им «правил игры», фабричных порядков, идей национал-социализма и т.д. Ключевым в его концепции является труднопереводимое понятие Eigensinn («своеволие», «самоуважение»): как показывает А.Людтке, зависимость рабочих от заводского начальства не была абсолютной; они находили ниши в фабричной дисциплине для самоутверждения, используя для этого несанкционированные перерывы в работе, «валяние дурака» и т.д.

К концу 80-х годов «история повседневности»стала общепризнанным научным направлением, получила широкую известность за пределами ФРГ. И все же ее основным экспериментальным полем остаются жизнь и быт людей в истории ХХ века, которую «историки повседневности» стремятся избавить от искажающих историческую действительность идеологических интерпретаций. Большой вклад историки этого направления внесли в изучение феномена нацизма, рассматривая его изнутри, с точки зрения тех «рядовых людей», которые вольно или невольно содействовали утверждению фашистской диктатуры в Германии.

 

 

Хрестоматия

РЕПИНА Л.П. «ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: