Метод — сознательно и последовательно применяемый способ достижения целей

Методология социологического исследования

Смирнова Елена Эмильевна – кафедра прикладной и отраслевой социологии (215 ауд)

smirnova-soc@yandex.ru

 

архив: EACD (Софист) — исследования советского времени и России. Принадлежит ВШЭ.

 

СПбГУ работает по программе подготовке исследователей. Исследовательская процедура в социологии не данность, которую надо усвоить. Дело обстоит иным образом — изучать старые проблемы не нужно, изучают то, что сейчас актуально, важно, решение которых тормозит нашу жизнь, поэтому исследовательская процедура каждый раз конструруется заново. Как минимум, фрагмент будет новый и неповторимый.

 

Методологиясистема знаний о правилах, требованиях и приемах, которые позволяют сконструировать процедуру исследования правильно, что обеспечивает на выходе обоснованные и достоверные знания.

 

Важно, что это система правил, а не отдельные правила. Она базируется на связи с теорией. Методология дает ответ на вопрос, какую теорию взять для анализа данного явления, какими возможностями теория обладает и как ее применить к тому или иному процессу. Есть требования, обосновывающие надежность и достоверность наших данных.

 

Рефлексия и рефлексивная позиция.

Исследователь должен забыть о позиции обывателя. В позиции исследователя мы ведем себя иным образом — мы обязаны выполнять требования.

 

Рефлекцияобращение назад, принцип челвоеческого мышления, направляющий его (человека) на осмысление и осознание собственных форм деятельности и их предпосылок.

Рефлексия — это предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его сожержания и методов познания, детельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Рефлексия направлена не на людей, которых мы изучаем, а на знание, которое об этих людях получено.

Эти определения раскрывают разные стороны изучаемого понятия. Целый ряд социологических феноменов невозможно раскрыть одним определением.

 

Виды рефлексии:

ñ Элементарная — приводит к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значениях.

ñ Научная — критика и анализ теоретического знания, проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приемов, которые свойственны данной области знания.

ñ Философская — осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления человеческой культуры в целом. Это не главная составляющая всей рефлексивной сферы, но важна, например, для изучения ценностей в социологии.

 

Лучшая рефлексия — о достоинствах и недостатках качественных и количественных методах. Она длится несколько десятилетий.

 

Элементарная помогает понять мир и связь человека с этим миром.

 

Исследователь, начиная свою работу с объектом, обязательно должен выходить в рефлексивную позицию для формирования непредвзятого и строго научного взгляда на проблему исследования.

 

Методология — наука о методе.

 

Метод — способ познания, исследования явлений природв и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знания.

Метод — сознательно и последовательно применяемый способ достижения целей.

[социометрия -?]

 

Метод всегда связан с целью исследования.

 

Методы и процедуры исследвоания — это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации.

Это тоже система, то есть всегда присутствует совокупность определенных правил. Более или менее формализованных: есть методы, когда правила более формализованы, а например, неформализованное интервью содержит 3-4 правила, но это не значит, что метод более прост.

 

Констурирование метода связано с целью исследования и объектом. Цель и объект задают методы.

 

Ни в отечественной, ни в зарубежной терминологии нет единого мнения насчет метода исследвоания. Одну и ту же систему разные авторы могут назвать методом, техникой, процедурой и методикой.

 

Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Тоже не очень точное определение. Например, анкета — сбор данных, а насчет обработки... Свободные вопросы с трудом поддаются количественной обработке.

 

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Например, когда в анкету включают набор шкал,как правило с семью градациями (некоторые оппозиции). [хороший — плохой, полезный — неполезный.] Придумал такие шкалы Осгуд. Это анкета с включением техники Осгуда. Применительно к нему говорят техника, тк это процедура, не воспроизводящаяся другим образом. Ассоциируют с именем автора. +иногда слово техника используется как синоним метода (чтобы не повторяться).

 

Методика — совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные опеации, их последовательность и взаимосвязь. 

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это наиболее общее собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

 

Нужно подготовить протокол, куда мы будем записывать данные, либо магнитофон (диктофон), некоторые требуют хронометража. => нужно продумать, что понадобиться для интервью. Процедура — все операции, которые мы производим для получения результата. Иногда она включает и метод обработки данных.

 

Метод социологический используется как собирательное понятие, характеризующее онтологические (то есть познавательные) и методологические установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания.

 

Термин метод социологический чаще используется представителями близких гуманитарных дисциплин, которые прибегают к использованию различных социологических методов, то есть психолог берет метод социометрии, но рассматривает его под другим углом зрения.

 

Метод социологический в социологии подразумевает конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы и способы, применяемые в социологическом исследовании, то есть то конструирование исследовательской процедуры у социолога, психолога и экономиста будут отличаться.

 

_________________________________________________________________________

                                                                                                                                                  

 Выбор темы исследования. Постановка проблемы.

Прежде чем начать исследование, социолог должен решить для себя вопрос о том, на какие вопросы он собирается ответить. В опыте социологии нет прямых и жестких правил и норм, регулирующих этот процесс. Нет запретов на изучение того или иного явления или процесса. Нет прямых указаний на то, в каком ракурсе изучать явления, хотя есть сложившиеся традиции и принимаемые образцы. Сфера науки -сфера свободы мысли. Социология уже давно стала междисциплинарной общностью, например, социология и медицина, оциология и педагогика, социология и спортивная деятельность. Социология изучает многие явления, которые носят не только чисто социологиеский характер. Например, «есть ли у допинга социальные корни».

 

Традиции и образцы закреплены в литературе. 1.Посмотри, что сделано до тебя. Не нужно повторять, но некий алгоритм образцов и т. д. Каждый социолог должен его знать.

 

 

Гендерные отношния могут быть представлены субъективно, в отношение каждого из нас. Заявив такую область научную, тему и тд. Нельзя сразу планировать анкету и фокус группу. 2. Нужно увидеть некую проблему. Если нет проблемы, социологу изучать нечего. Проблема: дискриминация. Это социальная проблема. Это первый момент, который мы уточнили. => мы будем изучать только те отношения, которые воспринимаются людьми как дискриминация. Называя это, мы должны выделить в том, что нам интересно, конкретную проблему и представить ее в исследовательской форме. У опытных исследователей не возникает трудностей в формулировке проблемы. Они видят более узкую форму. Эта проблема может иметь разные аспекты: на уровне студенчества, в военной среды. Поэтому требуется некая детализация. Эта проблема дискриминации зависит от объекта, с которым мы работаем. Проблема дискриминации в торговых сетях звучит очень актуально, а исследований практически нет.

 

Для того чтобы четко сформулировать проблему, исследователи проводят процедуру системного анализа объекта.

 

В ситуации высокой неясности данной проблемы, первым является обращение к литературе по теме. Бывает, что литературе практически нет. Тогда исследователь обращается к коллегам или экспертам.

 

3.Выбор темы всегда сопряжен с оценкой ее актуальности и новизны. Новизна, неразработанность тематики, неосвоенность определенного поля знаний, наличие вопросов, которые еще не изучены. То, что уже сделано, неинтересно не только ученому сообществу, но и всему мировому сообществу. Вопрос: зачем? => новизна — первое требование к исследованию. Но бывает она разная. Например, бывает просто белое поле, когда еще совершенно ничего не изучено. Континуум — протяженность.

 

0_______________95 Континуум. Есть объекты с высоким объемом знаний. Например, ценности студенчества изучали очень многие. Какое-то время это изучалось очень активно. Мера знаний об этих темах высока. Поэтому исследователь колеблется где-то в серединке этого континуума. Но, например, возникает проблема ценностей в неизученной социальной ситуации — той, которую мы плохо еще знаем. Например, столкновение ценностей. Можно найти маленькую неизученную область, которая будет представлять интерес. Ценности морального плана — это не только социология, но и философия. Новизна будет очень высокой.

 

Актуальность, как правило, сопряжена с социальной значимостью темы, с потребностью в ее изучении для последующего решения теоретический и-или практических задач общества, сообществ.

Актуальной для Петербурга в последнее время было строительство Охта-центра. Не менее острой проблемой в последнее время является проблема застройки в неположенных местах. В этих проблемах есть социальная подоплека.

 

Постановка проблемы делается либо самим исследователем, либо заказчиком. Уточняет проблему у заказчика сам исследователь. При формулировке темы важно не только учесть ее содержание, но и рассмотреть те ресурсы, которыми располагает исследователь. Например, по строгим правилам, нужно опросить 100-500 человек, а ресурсы у исследователя — 30-50. Или же невозможно сделать очень много качественных интервью. Так что 4.при постановке задачи учитывается и ресурс. Но самым главным стимулом нашей работы является интерес темы. 

 

Научная часть, разработки исследовательской процедуры начинается с формулировки проблемы. Как бы социолог не видел в своем сознании проблему, он обязан ее сформулировать. 5.Нужно написать объект, который мы исследуем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: