Проблема. Проблемная ситуация

Практически любое исследование начинается с фиксации внимания к какой-то исследовательской проблемы. Иногда это просто незнание каких-то фактов, сторон социальной действительности, но более сложные случаи — это фиксация непонимания, стремления понять, почему именно что-то происходит или не происходит. Откуда пролема берется? Проблема возникает тогда, когда нас (общество, группу, отдельных людей) что-то тревожит.

Проблема — все то, что требует изучения и последующего решения.

 

Проблема — объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практическй интерес. При этом о проблеме речь идет тогда, когда нашего обыденного знания недостаточно.

 

Научная проблема должна с возможной точностью воспроизводить реальную практическую проблемную ситуацию. Постановка научной проблемы означает выход за пределы уже известного в сферу того, что предстоит изучить. В теоретическом контексте решение проблемы упирается в отсуствие знаний законов тех объектов, с которыми имеет дело социолог-исследователь. Законы социального поведения, социальных отклонений, наверное, будут сформулированы несколько позже. Социальная реальость обладает особыми свойствами изменивости по отношению к физическому миру. В нашей социальной области пока с законами сложноваты. Тенденции можно рассчитать. Всякая наука должна обладать предсказательной способностью. Но у социологии в этом плане не особо большие достижения.

 

Социальная проблема может и не осознаваться как общественно значимая, тревожащая определенные группы людей. Даже будучи осознанной массовым сознанием, проблема может не стать предметом научного анализа. т. к. для этого нужны некие общественные силы, организации, движения, готовые активно действовать.

 

Социолог, человек с социальным мышлением, должен понимать «болевые точки» общества. А это в том числе и люди. При выборе темы нужно опираться и на эту тему.  

 

Программа социологического исследования — это описание всех этапов получения конечного исследовательского результата и его обоснования (доказательств).

 

Т.к. Социологическое исследование — это сложная процедура, то сначала надо написать программу. Это как некий стержень, на который нанизываются все составляющие. Программа исследования базируется на изложении теоретических и логических предпосылок, сформулированных с всязи с целью (математикой) исследования. Одну и ту же проблему исследоватли могут формулировать по-разному. Например, стратификацию обычно начинают с Маркса, но можно и с Вебера и т. п. Нужно обозначить, какая теория лежит в основе темы исследвоания. Подход. Работа может быть решена как в качественном, так и в количественном подходе. Программа — документ, отражающий последовательность и содержание исследовательских процедур, выполнение которых обеспечивает обоснованность получаемых результатов. Программа как документ, несущий юридическую силу. Это важно для заказных исследований.

 

В программе выделяют два раздела — методологический и процедурный.

 

Первый пункт методологического раздела — теоретико-методологические основания работы. Он включает теорию или авторские концептуальные положения, тип исследования, основной подход. Если раздел предоставляется несоциологическому сообществ, то он пишется полно и подробно. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. Обоснование формулировки темы делается, как правило, во втором разделе.

Третья часть — уточнение и интерпретация основных понятий. Это особый раздел. Раздел показывает. Какие понятия мы будем исспользовать и как с ними будем работать.

Четвертый — системный анализ объекта

Пятой — развертывание гипотез.

Шестой — формирование выборки.

На этом методологический раздел исчерпывается. Он небольшой, но требует постоянного согласования всех шести между собой.

 

Процедурный раздел.

Первый пункт — стратегический план исследования. Тут мы имеем в виду всю исследовательскую схему целиком. Хорошо, когда исследование конструируется на основе уже имеющегося знания, +фрагмент нового знания. Мы формулируем новые гипотезы, расширяем понятийный аппарат, расширяем выборку. При этом наш план может быть повторно-сравнительным, а моежт быть обязательным с элементом аналитики. Появляется аналитический фрагмент. Как правило, план соединяет элементы описания, аналитики, сравнения. Он редко бывает чистым и однотипным, он конструируется как сложная консутрукция с разными элементами. Стратегический план исследования — описание характеристик, которые будут использоваться в работе

 

Второй пункт — определение генеральной и выборочной совокупности. В первой части (методологической) мы обозначаем тип выборки (например, у меня будет сплошная выборка). Тогда зачем второй пункт? Затем, чтобы тут четко обозначить, что будет генеральной совокупностью (например,точно какой курс, факультет и т. д.). Мы пишем схему формирования выборочной совокупности в первой части. Первая часть — теоретическая, вторая — конкретно-практическая.

 

Третий пункт — выбор и обоснование методов сбора первичной информации. То есть мы определяемся с вопросом, какие методы будем использовать. Например, прежде чем писать анкету, мы можем провести разведовательное интервью. То есть узнать, как писать анкету, что спрашивать. Ведь, например, со школьниками и пенсионерами нужно разговаривать на их языке.

 

Четвертый пункт — виды математической обработки материала. Это обязательно закладывается в программу, потому что для проверки ряда гипотез требуется вполе определенный четко заданный математический аппарат. Если мы хотим работать с объяснительными гипотезами, мы должны заведово програмировать корреляционный анализ. Если многофакторная проблема, то надо закладывать в обработку факторный анализ.

 

Пятый — схема анализа первичных данных. Могут быть данные других исследований, архивы социологических данных (это лучше всего)

 

Шестой пункт — форма представления результатов.Ээтих форм много. Наиолее типичные: научный отчет (требует программу, представления результатов и многое другое, например, подачу исходных даных, обоснования доказательности полученных результатов). Если получаем грант, там другое, напрмиер, 2 статьи в журналах международного типа. Если конкретное исследование на предприятии, то отчет может представлять собой страницу текста (к нему, конечно, можно приложить обоснование, с чего мы делаем такие выводы). Для науки самыми необходимыми и важными являются публикации.

 

Тщательно разработанная программа исследования — гарантия успеха всей дальнейшей деятельности. От ее научной продуманности и обоснованности зависят полученные результаты. По сути, программа — это способ избежания ошибок. Программа исследоваиня подробнее и чаще применяются и разрабатывается в количественных стратегиях. В качественных программа выполняет не столь широкие строгие функции, однако и там ее написание полезно и целесообразно.

 

Программа включает цели и задачи исследования

Цель задает конечный результат, то есть ответ на вопрос или совокупность вопросов, как правило, социолог отвечает на два ключевых вопроса: каковым является этот объект и чем объясняется поведение этого объекта. А что «внутри» этого объекта? С какими факторами связана его изменчивость, его развитие и т. п. Цель исследования может быть описание, какой объект и второй — это факторы, изменяющие объект и воздействующие на него. Реализация цели разворачивается в задачах исследования. Есть теоретические задачи и есть практические (прикладные) задачи. В иделае конечная формулировка частных задач — это те вопросы, которые задаются респонденту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: