Тема 11. Количественные и качественные методы психологического исследования. Интерпретационные методы

1. Методы и способы обработки данных.

2. Количественный метод (простейшие методы математической статистики в психологии).

3. Качественные методы.

4. Интерпретационные методы: генетический метод.

5. Интерпретационные методы: структурный метод.

 

Литература:

1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.– 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2006.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – М., 1997.

3. Кремень, М.А. Математические методы в научных исследованиях: Для педагогов и психологов / М.А. Кремень; Нац.ин-т образования. – Мн., 1998. - 92с.

4. Никандров, В.В. Экспериментальная психология / В.В. Никандров. – СПб., 2003.

5. Психология: комплексный подход / М. Айзенк [и др.]; Пер.с англ.С.Б. Бенедиктова; Под ред.М. Айзенка. – Мн.: Новое знание, 2002. – 832 с.



Задания для проверки практических навыков

1.Определить возможные методологические основания психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».

 

2.Определить и сформулировать цель психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».

 

3.Определить и сформулировать задачи психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».

 

4.Определить и сформулировать объект психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».

 

5.Определить и сформулировать предмет психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».

 

6.Определить и сформулировать гипотезу психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».

 

7.Определить возможные методологические основания психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».

 

8.Определить и сформулировать цель психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».

 

9.Определить и сформулировать задачи психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».

 

10. Определить и сформулировать объект психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».

 

11. Определить и сформулировать предмет психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».

 

12. Определить и сформулировать гипотезу психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».

 

13. Определить возможные методологические основания психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».

 

14. Определить и сформулировать цель психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».

 

15. Определить и сформулировать задачи психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».

 

16. Определить и сформулировать объект психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».

 

17. Определить и сформулировать предмет психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».

 

18. Определить и сформулировать гипотезу психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».

 

19. Определить возможные методологические основания психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».

 

20. Определить и сформулировать цель психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».

 

21. Определить и сформулировать задачи психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».

 

22. Определить и сформулировать объект психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».

 

23. Определить и сформулировать предмет психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».

 

24. Определить и сформулировать гипотезу психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».

 



Вопросы к экзамену

1. Понятие методологии.

2. Функции и основные проблемы рассмотрения методологии.

3. Методологические, теоретические и методические проблемы психологии.

4. Соотношение понятий «методология», «наука», «философия» и «мировоззрение».

5. Структура современного научного знания (научные факты и теории).

6. Структура современного научного знания (компоненты научной теории).

7. Структура современного научного знания (наивные (обыденные) и собственно научные теории).

8. Философский уровень методологии.

9. Общенаучный уровень методологии.

10. Конкретнонаучный уровень методологии.

11. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».

12. Понятие метода в узком и широком смысле.

13. Психологическое исследование. Общее представление, виды.

14. Ретроспективный анализ психологических исследований.

15. Категория отражения в психологии.

16. Категория сознания в психологии.

17. Категория деятельности в психологии.

18. Категория общения в психологии.

19. Категория личности в психологии.

20. Основные принципы психологии.

21. Наука как социальный институт.

22. Методологические основания теоретико-познавательной и предметно-практической деятельности.

23. Актуальные проблемы философско-психологического знания.

24. Комплексный, системный подход к изучению взаимодействия человека и среды.

25. Объект и субъект в психологических исследованиях.

26. Предмет психологической науки.

27. Специфика предмета, объекта, средств, целей и задач.

28. Проблема метода как способа познания реальности.

29. Развитие психологии в поведенческом направлении.

30. Становление когнитивной традиции в психологии.

31. Формирование направления теории поля в психологии.

32. Психоаналитическая традиция в психологии.

33. Экзистенционально-феноменологическая традиция в психологии.

34. Интеракционистская традиция в психологии.

35.  Гендерный подход в психологии. 

36. Классификация методов по Г. Пирьову.

37. Представления С.Л. Рубинштейна о методах психологического исследования.

38. Критический анализ и классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву.

39. Представления М.С. Роговина и Г.В. Заленского о классификации методов психологического исследования.

40. Сущность, достоинства и недостатки использования сравнительного метода в психологических исследованиях.

41. Сущность, достоинства и недостатки использования лонгитюдного метода.

42. Особенности использования комплексного метода в психологических исследованиях.

43. Понятие наблюдения и его виды; ошибки наблюдения.

44. Сравнительный анализ метода наблюдения и эксперимента.

45. Характеристика экспериментального метода.

46. Вспомогательные эмпирические методы.

47. Сравнительный анализ вспомогательных методов психологии.

48. Методы и способы обработки данных.

49. Качественные методы в психологии.

50. Сущность интерпретационных методов.



Контрольные задания по курсу

 

1. Какое из приведенных ниже определений не отражает понятие методологии:

а) учение о научном методе познания;

б) самостоятельная научная дисциплина, изучающая изменения психической деятельности вследствие психических или соматических заболеваний;

в) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности;

г) идеологическая, теоретико-мировоззренческая основа научного познания.

 

2. При рассмотрении методологических оснований современной научной психологии отмечается смешение ряда проблем. К проблемам, которые необходимо разграничивать, не относятся:

а) методологические проблемы;

б) теоретические проблемы;

в) методические проблемы;

г) проблемы запросов практики.

 

3. В методологии отсутствует следующий уровень:

а) уровень априорных знаний;

б) философский;

в) общенаучный;

г) конкретнонаучный.

 

4. Гипотеза – это:

а) научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто;

б) научное предположение, имеющее своей целью подтвердить точку зрения исследователя;

в) утверждение определенной точки зрения;

г) нет верного варианта.

 

5. В методологии науки не выделяют гипотезы:

а) теоретические;

б) прикладные;

в) эмпирические;

г) нет верного варианта.

 

 

6. Под наукой понимается:

а) высший уровень осознания действительности, представляющий достаточно устойчивую целостную систему взглядов (знаний, мнений, отношений) человека на мир и на себя;

б) прикладные;

в) сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание об объективно существую­щей действительности, отвечающее критериям относитель­ной истинности, которые совершенствуются и конкретизируются по мере развития методов научного познания;

г) нет верного варианта.

 

7. Номотетический подход – это:

а) подход, отражающий общие свойства явлений;

б) подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления;

в) рассмотрение явлений в развитии;

г) синоним метафизики.

 

8.  Идеографический подход – это:

а) подход, отражающий общие свойства явлений;

б) подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления;

в) рассмотрение явлений в развитии;

г) синоним метафизики.

 

9. При разведении понятий «методология», «метод», «методика» необходимо помнить, что предельно широким понятием из заявленных является:

а) методология;

б) метод;

в) методика;

г) процедура.

 

10. При разведении понятий «методология», «метод», «методика» необходимо помнить, что предельно узким понятием из заявленных является:

а) методология;

б) метод;

в) методика;

г) нет верных вариантов.

 

 

11. При разведении понятий «методология», «метод», «методика» методология может определяться как:

а) учение о методах и принципах познания, применение принципов мировоззрения к процессу познания;

б) путь познания, способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения;

в) конкретный вариант метода, совокупность сведений о целесообразном применении метода в конкретных условиях;

г) нет верных вариантов.

 

12. При разведении понятий «методология», «метод», «методика» метод может определяться как:

а) учение о методах и принципах познания, применение принципов мировоззрения к процессу познания;

б) путь познания, способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения;

в) конкретный вариант метода, совокупность сведений о целесообразном применении метода в конкретных условиях;

г) нет верных вариантов.

 

13. При разведении понятий «методология», «метод», «методика» методика может определяться как:

а) учение о методах и принципах познания, применение принципов мировоззрения к процессу познания;

б) путь познания, способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения;

в) конкретный вариант метода, совокупность сведений о целесообразном применении метода в конкретных условиях;

г) нет верных вариантов.

 

14. К основным видам психологического исследования не относится:

а) теоретическое;

б) эмпирическое;

в) прикладное;

г) клиническое.

 

15. Наиболее приемлемым признается разделение видов психологического исследования по двум разным принципам, к которым не относится:

а) учет наличия или отсутствия этапа сбора данных об объекте исследования, на котором исследователь контактирует с этим объектом;

б) учет заинтересованности экспериментатора в контакте с объектом исследования;

в) учет соотношения научной и практической значимости исследования;

г) нет верных вариантов.

 

16. Наиболее приемлемым признается разделение видов психологического исследования по двум разным принципам. Согласно принципу наличия или отсутствия этапа сбора данных об объекте исследования, на котором исследователь контактирует с этим объектом, не выделяется вид исследования:

а) эмпирическое;

б) теоретическое;

в) фундаментальное;

г) нет верных вариантов.

 

17. Наиболее приемлемым признается разделение видов психологического исследования по двум разным принципам. Согласно принципу учета соотношения научной и практической значимости исследования не выделяется вид исследования:

а) фундаментальное;

б) прикладное;

в) эмпирическое;

г) нет верных вариантов.

 

18. Определение: «Человек в контексте его социальных, приобретенных качеств; относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст» характеризует следующую основную категорию психологии:

а) деятельность;

б) личность;

в) отражение;

г) общение.

 

19. Определение: «Активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры» характеризует следующую основную категорию психологии:

а) деятельность;

б) личность;

в) отражение;

г) общение.

20. Определение: «Специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности» характеризует следующую основную категорию психологии:

а) деятельность;

б) личность;

в) отражение;

г) общение.

 

21. Определение: «Свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем» характеризует следующую основную категорию психологии:

а) деятельность;

б) личность;

в) отражение;

г) общение.

 

22. Определение: «Высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» характеризует следующую основную категорию психологии:

а) деятельность;

б) личность;

в) сознание;

г) общение.

 

23. К принципам психологического исследования не относится:

а) принцип единства сознания и деятельности;

б) принцип субъективизма;

в) генетический принцип;

г) принцип детерминизма.

 

24. Формирование и проявление психики человека и в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности отражено в принципе:

а) единства сознания и деятельности;

б) генетического (исторического) подхода к изучению психики;

в) детерминизма;

г) нет верного варианта.

 

25. Анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики, на становление личности предполагает принцип:

а) единства сознания и деятельности;

б) генетического (исторического) подхода к изучению психики;

в) детерминизма;

г) нет верного варианта.

 

26. Причинная обусловленность тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязь всех сторон психического развития рассматривается в принципе:

а) единства сознания и деятельности;

б) генетического (исторического) подхода к изучению психики;

в) детерминизма;

г) нет верного варианта.

 

27. Установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей, предполагает принцип:

а) системности;

б) генетического (исторического) подхода к изучению психики;

в) детерминизма;

г) нет верного варианта.

 

28. Учет того, что психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений отражен в принципе:

а) системности;

б) активности;

в) детерминизма;

г) нет верного варианта.

 

29. Возможность объяснения психических явлений и процессов только при изучении закономерностей их формирования и развития утверждается в принципе:

а) системности;

б) активности;

в) развития;

г) нет верного варианта.

 

30. К отличиям науки от других форм познания не относится следующее:

а) получение объективных знаний о мире;

б) безоценочное отношение в процессе добывания знаний;

в) следование рациональным критериям;

г) опора на веру.

 

31. В развитии рефлексии науки как единства отражения и преобразования ее объекта не выделялся следующий тип:

а) дорефлексивное знание;

б) онтологизм (классическая наука);

в) гносеологизм (неклассическая стадия науки);

г) методологизм (постнеклассическая стадия науки).

 

32. Онтологизм как тип рефлексии предполагает:

а) сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения;

б) множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания);

в) направленность на средства познания в широком смысле. Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство;

г) нет верного варианта.

 

33. Гносеологизм как тип рефлексии предполагает:

а) сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения;

б) множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания);

в) направленность на средства познания в широком смысле. Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство;

г) нет верного варианта.

 

34. Метологизм как тип рефлексии предполагает:

а) сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения;

б) множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания);

в) направленность на средства познания в широком смысле. Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство;

г) нет верного варианта.

 

35. Актуальная проблемой философско-психологического знания – проблема соотношения субъективности и объективности знаний связана с тем, что:

а) научное познание направлено только на объективное знание;

б) субъективное знание отрицается наукой;

в) знания субъекта – это его субъективные представления о той информации, которую ему поставляет либо сам объект познания в процессе их контакта, либо другой источник, повествующий об этом объекте;

г) такой проблемы не существует.

 

36. Методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему носит название:

а) реального похода;

б) фрагментарного подхода;

в) поведенческого подхода;

г) системного подхода.

 

37. Элемент системы – это:

а) далее неделимая часть системы;

б) мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства;

в) составная часть системы;

г) нет верного варианта.

 

38. Определенный фрагмент реальности, на который направлены исследовательские действия данной науки – это:

а) объект исследования;

б) предмет исследования;

в) субъект исследования;

г) нет верного варианта.

 

39. Часть (сторона, проявление) объекта, изучаемая в исследовании – это:

а) объект исследования;

б) предмет исследования;

в) субъект исследования;

г) нет верного варианта.

40. В психологии в самом общем плане объектом исследования является:

а) психика в целом или ее отдельные стороны и проявления;

б) человек, различные социальные группы, животные и их сообщества;

в) личность психолога;

г) нет верного варианта.

 

41. В психологии в самом общем плане предметом исследования является:

а) психика в целом или ее отдельные стороны и проявления;

б) человек, различные социальные группы, животные и их сообщества;

в) личность психолога;

г) нет верного варианта.

 

42. Средствами научного исследования являются:

а) психика в целом или ее отдельные стороны и проявления;

б) человек, различные социальные группы, животные и их сообщества;

в) фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных;

г) нет верного варианта.

 

43. Основной целью психологической науки является:

а) формулировка определений психологии;

б) разработка методов психологического исследования;

в) познание психического во всех его проявлениях – от элементарных психических актов (ощущений) до личности и ее поведения;

г) нет верного варианта.

 

44. К основным задачампсихологии не относится:

а) выявление и описание конкретных фактов психической жизни;

б) объяснение психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей;

в) выяснение механизмов проявления психологических закономерностей (и законов);

г) выяснение субъективного мнения психолога-исследователя относительно выявленных механизмов проявления психологических закономерностей.

 

45. Подход, согласно которому подчеркивается значимость как индивидуальных различий, так и ситуационных факторов в объяснении межгрупповых отношений, носит название:

а) поведенческое направление;

б) когнитивный подход;

в) интеракционистский подход;

г) гендерный подход.

 

46. Направление, сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на совокупность стимулов окружающей среды, носит название:

а) поведенческое направление;

б) когнитивный подход;

в) интеракционистский подход;

г) гендерный подход.

 

47. Направление, основанное на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации; основную область исследований данного направления составляют познавательные процессы – это:

а) поведенческое направление;

б) когнитивный подход;

в) интеракционистский подход;

г) гендерный подход.

 

48. Подход, изучающий закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия, носит название:

а) поведенческое направление;

б) когнитивный подход;

в) интеракционистский подход;

г) гендерный подход.

 

49. Теория, основанная на предположении, что для понимания поведения необходимо принимать во внимание всю ситуацию целиком, т.е. гештальт-ситуацию, при этом исследование сосредоточено на настоящем, называется:

а) психоаналитическая традиция;

б) теория поля;

в) экзистенциально-феноменологический подход;

г) гендерный подход.

 

50. Подход, в основе которого лежит теория бессознательного; утверждается, что психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах – динамическом, энергетическом и структурном – это:

а) психоаналитическая традиция;

б) теория поля;

в) экзистенциально-феноменологический подход;

г) гендерный подход.

 

51. Подход, согласно которому субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека, существенной частью человека является самоопрделение, носит название:

а) психоаналитическая традиция;

б) теория поля;

в) экзистенциально-феноменологический подход;

г) гендерный подход.

 

52. По классификации Пирьова синтетический метод исследования, который опирается на результаты исследования и эксперимента, называется:

а) моделирование;

б) психологическая характеристика;

в) биографический метод;

г) близнецовый метод.

 

53. Согласно классификации Г. Пирьова не существует следующего специального метода психологии:

а) генетический метод;

б) метод сравнительного исследования;

в) графический метод;

г) патопсихологический метод.

 

54. В психологии не существует:

а) классификации методов по Б.Г. Ананьеву;

б) классификации методов по С.Л. Рубинштейну;

в) классификации методов по М.С. Роговину;

г) классификации методов по М.И. Лисиной.

 

55. Б.Г. Ананьев в своей классификации методов исследования выделил группу эмпирических способов получения данных. К этой группе не относится метод:

а) наблюдение;

б) самонаблюдение;

в) моделирование;

г) комплексный метод.

 

56. Какой группы методов исследования нет в классификации Б.Г. Ананьева:

а) организационная группа;

б) группа эмпирических способов получения данных;

в) группа интерпретационных методов;

г) все эти группы представлены в данной классификации.

 

57. К экспериментальным методам Б.Г. Ананьев не относит:

а) полевой эксперимент;

б) лабораторный эксперимент;

в) физический эксперимент;

г) естественный эксперимент.

 

58. К психодиагностическим методам Б.Г. Ананьев не относит:

а) проективные тестовые методики;

б) социометрию;

в) беседу;

г) профессиографию.

 

59. Метод, который интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности, называется:

а) структурный метод;

б) биографический метод;

в) генетический метод;

г) метод моделирования.

 

60. В классификации М.С. Роговина и Г.В. Заленского отсутствует следующий метод исследования:

а) герменевтический метод;

б) биографический метод;

в) клинический метод;

г) теоретический метод.

 

61. Основным методом психологии не является:

а) эксперимент;

б) социометрия;

в) наблюдение;

г) нет верного варианта.

62. Наблюдение – это:

а) метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение информации через органы чувств;

б) основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную;

в) один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения;

г) метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности.

 

63. К недостаткам наблюдения не относится:

а) экспериментатор не полагается на надежность памяти испытуемого;

б) невозможность повторного наблюдения тождественных фактов;

в) невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений;

г) трудность установления причин явления из-за невозможности учета всех воздействующих факторов.

 

64. В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду (позиция наблюдателя) выделяют следующие виды наблюдений:

а) однократное, периодическое, лонгитюдное;

б) скрытое и открытое;

в) включенное и стороннее;

г) констатирующее и оценивающее.

 

65. По характеру взаимодействий с объектом выделяют:

а) однократное, периодическое, лонгитюдное наблюдение;

б) скрытое и открытое наблюдение;

в) констатирующее и оценивающее наблюдение;

г) внешнее и интроспективное наблюдение.

 

66. В зависимости от объекта выделяют:

а) однократное, периодическое, лонгитюдное наблюдение;

б) скрытое и открытое наблюдение;

в) констатирующее и оценивающее наблюдение;

г) внешнее и интроспективное наблюдение.

 

 

67. Относительно времени исследования  выделяют:

а) однократное, периодическое, лонгитюдное наблюдение;

б) скрытое и открытое наблюдение;

в) констатирующее и оценивающее наблюдение;

г) внешнее и интроспективное наблюдение.

 

68. По полноте восприятия наблюдение может быть:

а) однократным, периодическим, лонгитюдным;

б) скрытым и открытым;

в) констатирующим и оценивающим;

г) сплошным и выборочным.

 

69. По характеру регистрации данных наблюдение подраз­деляют на:

а) констатирующее и оценивающее;

б) однократное, периодическое, лонгитюдное;

в) сплошное и выборочное;

г) внешнее и интроспективное.

 

70. По степени стандартизированности процедур выделяют наблюдение:

а) констатирующее и оценивающее;

б) неформализованное и формализованное;

в) сплошное и выборочное;

г) внешнее и интроспективное.

 

71. По форме записи наблюдение подразделяют на:

а) констатирующее и оценивающее;

б) фотографическое, обобщенное, интерпретационное;

в) сплошное и выборочное;

г) внешнее и интроспективное.

 

72. Типичной ошибкой наблюдения не является:

а) эффект снисхождения;

б) ошибка корреляции;

в) ошибка последнего впечатления;

г) ошибка контраста.

 

73. К основным видам эксперимента не относится:

а) скрытый;

б) лабораторный;

в) естественный;

г) формирующий.

74. Естественный эксперимент – это:

а) эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях, позволяющих, насколько это возможно, обеспечить взаимодействие объекта исследования только с теми факторами, воздействие которых интересует экспериментатора. Вмешательство «посторонних факторов» экспериментатор старается максимально снизить или установить над ними строгий контроль;

б) эксперимент, проводимый в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Если это позволяют этические и организационные соображения, испытуемый остается в неведении о своем участии в эксперименте;

в) активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого способствующее его психическому развитию и личностному росту. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых, позволяют целенаправленно их изменять и формировать;

г) нет верного варианта.

 

75. Лабораторный эксперимент – это:

а) эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях, позволяющих, насколько это возможно, обеспечить взаимодействие объекта исследования только с теми факторами, воздействие которых интересует экспериментатора. Вмешательство «посторонних факторов» экспериментатор старается максимально снизить или установить над ними строгий контроль;

б) эксперимент, проводимый в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Если это позволяют этические и организационные соображения, испытуемый остается в неведении о своем участии в эксперименте;

в) активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого способствующее его психическому развитию и личностному росту. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых, позволяют целенаправленно их изменять и формировать;

г) нет верного варианта.

 

76. Формирующий эксперимент – это:

а) эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях, позволяющих, насколько это возможно, обеспечить взаимодействие объекта исследования только с теми факторами, воздействие которых интересует экспериментатора. Вмешательство «посторонних факторов» экспериментатор старается максимально снизить или установить над ними строгий контроль;

б) эксперимент, проводимый в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Если это позволяют этические и организационные соображения, испытуемый остается в неведении о своем участии в эксперименте;

в) активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого способствующее его психическому развитию и личностному росту. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых, позволяют целенаправленно их изменять и формировать;

г) нет верного варианта.

 

77. Независимая переменная – это:

а) неизменяемая переменная;

б) переменная, которую варьирует экспериментатор;

в) переменная, которая изменяется под влиянием изменения независимой переменной;

г) нет верного варианта.

 

78. Зависимая переменная – это:

а) неизменяемая переменная;

б) переменная, которую варьирует экспериментатор;

в) переменная, которая изменяется под влиянием изменения независимой переменной;

г) нет верного варианта.

 

79. Стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально – психологических различий, называется:

а) тестирование;

б) эксперимент;

в) анкетирование;

г) интервью.

 

80. Метод получения информации в ходе устного непосредственного общения, называется:

а) тестирование;

б) эксперимент;

в) анкетирование;

г) беседа.

81. Метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов, называется:

а) анкетирование;

б) опрос;

в) интервью;

г) беседа.

 

82. Процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков, называется:

а) тестирование;

б) эксперимент;

в) анкетирование;

г) интервью.

 

83. Психодиагностическая методика не может использоваться как инструмент психодиагностики, если она не отвечает критериям:

а) валидности;

б) надежности;

в) точности;

г) варианты а) и б).

 

84.  Валидность тестовой методики представляет собой:

а) соответствие теста измеряемому психическому свойству или процессу;

б) способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента;

в) независимость результатов исследования от действия всевозможных случайных факторов, получение одних и тех же показателей для каждого обследуемого при повторном тестировании;

г) нет верного варианта.

 

85.  Надежность тестовой методики представляет собой

а) соответствие теста измеряемому психическому свойству или процессу;

б) способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента;

в) независимость результатов исследования от действия всевозможных случайных факторов, получение одних и тех же показателей для каждого обследуемого при повторном тестировании;

г) нет верного варианта.

 

86. Отличительной особенностью проективных методик является

а) наличие подробной инструкции;

б) наличие ситуации неопределенности;

в) предложение действовать определенным способом;

г) наличие стандартизированной процедуры обследования.

 

87. Каких проективных методик не существует:

а) методики удаления;

б) методики дополнения;

в) методики интерпретации;

г) методики конструирования.

 

88. К методам и приемам количественной обработки данных не относится:

а) вычисление мер центральной тенденции;

б) корреляционный анализ;

в) факторный анализ;

г) контент-анализ.

 

89. Метод, который интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности, называется:

а) структурный метод;

б) биографический метод;

в) генетический метод;

г) метод моделирования.

 

90. Интерпретационный метод, основанный на направлении, ориентированном на выявление и описание структуры объектов:

а) структурный метод;

б) биографический метод;

в) генетический метод;

г) метод моделирования.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: