Экзистенциально-феноменологическая традиция в психологии

Феноменологическое направление теории личности проповедует идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Другой важный тезис – идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Самоопределение является существенной частью человека. Оно приводит к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют. Последний тезис заключается в том, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала.

Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее ярко выражены в работах Карла Роджерса. К. Роджерс выступал против утверждения Б. Скиннера о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию. К. Роджерс отвергал и теорию З. Фрейда о том, что прошлый опыт является первичным фактором, лежащим в основе личности. И наконец, К. Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к целостному человеку.

Гендерный подход

Психология гендерных отношений – это прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности дифференциации, а также иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Основная исследовательская методология психологии гендерных отношений – гендерный подход, который провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности.

Первые исследования гендерных стереотипов за рубежом начались в 50-е годы. В 60-70-е годы большую популярность приобретают исследования гендерных стереотипов. Выделяют три группы гендерных стереотипов: 1) касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом; 2) связана с различиями в содержании труда; 3) это стереотипы маскулинности-фемининности. Эти стереотипы проявляют высокую жизнестойкость.

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, т.е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности. На современном этапе активно развиваются концепции три андрогинии: 1) отражается идея соприсутствия, психологического равновесия полотипичных характеристик; 2) идея слияния. Андрогин – это в психологическом смысле и мужчина и женщина одновременно; 3) опирается на ключевые понятия когнитивной психологии, в частности на категорию «гендерной когнитивной схемы». Сторонники этой концепции пытаются провести различия между полотипичными индивидами «схематиками», и андрогинами («асхематиками»).

Методы психологии

Общее понятие о методе исследования. Научный метод – путь познания или исследования, способ построения и обоснования системы знаний, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Классификация методов Г.Д. Пирьова.

Наблюдение

1. Объективное наблюдение

1) непосредственное наблюдение;

2) объективно-клиническое наблюдение;

3) опосредованное наблюдение.

2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение):

1) непосредственное самонаблюдение;

2) опосредованное самонаблюдение.

Эксперимент

1. Лабораторный эксперимент:

1) классический;

2) психометрия.

2. Естественный эксперимент.

3. Психолого-педагогический эксперимент.

1) констатирующий;

2) формирующий.

Моделирование.

Психологическая характеристика.

Вспомогательные методы (неспецифические для пси­хологии).

1. Физиологические, фармакологические, биохимические и т. д.

2. Математические.

3. Графические.

Специальные методы (специфические для психологии).

1. Генетический метод.

2. Метод сравнительного исследования.

3. Патопсихологический метод.

Представления С.Л. Рубинштейна о методах психологического исследования

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

Классификация методов Б.Г. Ананьева.

1. Организационная группа:

1) сравнительный;

2) лонгитюдный;

3) комплексный.

2. Группа эмпирических способов получения данных:

1) наблюдение и самонаблюдение;

2) экспериментальные методы;

3) психодиагностические методы;

4) приемы анализа процессов и продуктов деятельности;

5) метод моделирования;

6) биографический метод.

3. Методы и приемы об­работки эмпирических данных:

1) методы математической статистики;

2) качественная характеристика полученного материала.

Интерпретационные методы

1) генетический метод;

2) структурный метод.

 

Классификация методов М.С. Роговина и Г.В. Заленского.

1. Герменевтический метод.

2. Биографический метод.

3. Наблюдение.

4. Самонаблюдение.

5. Клинический метод.

6. Эксперимент.

 

Понятие организационных, эмпирических, количественных, качественных и интерпретационных методов в психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: