Феноменологическое направление теории личности проповедует идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Другой важный тезис – идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Самоопределение является существенной частью человека. Оно приводит к заключению, что люди ответственны за то, что они собой представляют. Последний тезис заключается в том, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству: реализации внутренних возможностей и личностного потенциала.
Концепции и положения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее ярко выражены в работах Карла Роджерса. К. Роджерс выступал против утверждения Б. Скиннера о том, что поведение можно объяснить реакцией человека на объективную стимульную ситуацию. К. Роджерс отвергал и теорию З. Фрейда о том, что прошлый опыт является первичным фактором, лежащим в основе личности. И наконец, К. Роджерс подчеркивал, что поведение можно понять только если обращаться к целостному человеку.
|
|
Гендерный подход
Психология гендерных отношений – это прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности дифференциации, а также иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Основная исследовательская методология психологии гендерных отношений – гендерный подход, который провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности.
Первые исследования гендерных стереотипов за рубежом начались в 50-е годы. В 60-70-е годы большую популярность приобретают исследования гендерных стереотипов. Выделяют три группы гендерных стереотипов: 1) касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом; 2) связана с различиями в содержании труда; 3) это стереотипы маскулинности-фемининности. Эти стереотипы проявляют высокую жизнестойкость.
Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, т.е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности. На современном этапе активно развиваются концепции три андрогинии: 1) отражается идея соприсутствия, психологического равновесия полотипичных характеристик; 2) идея слияния. Андрогин – это в психологическом смысле и мужчина и женщина одновременно; 3) опирается на ключевые понятия когнитивной психологии, в частности на категорию «гендерной когнитивной схемы». Сторонники этой концепции пытаются провести различия между полотипичными индивидами «схематиками», и андрогинами («асхематиками»).
|
|
Методы психологии
Общее понятие о методе исследования. Научный метод – путь познания или исследования, способ построения и обоснования системы знаний, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Классификация методов Г.Д. Пирьова.
Наблюдение
1. Объективное наблюдение
1) непосредственное наблюдение;
2) объективно-клиническое наблюдение;
3) опосредованное наблюдение.
2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение):
1) непосредственное самонаблюдение;
2) опосредованное самонаблюдение.
Эксперимент
1. Лабораторный эксперимент:
1) классический;
2) психометрия.
2. Естественный эксперимент.
3. Психолого-педагогический эксперимент.
1) констатирующий;
2) формирующий.
Моделирование.
Психологическая характеристика.
Вспомогательные методы (неспецифические для психологии).
1. Физиологические, фармакологические, биохимические и т. д.
2. Математические.
3. Графические.
Специальные методы (специфические для психологии).
1. Генетический метод.
2. Метод сравнительного исследования.
3. Патопсихологический метод.
Представления С.Л. Рубинштейна о методах психологического исследования
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.
Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.
Классификация методов Б.Г. Ананьева.
1. Организационная группа:
1) сравнительный;
2) лонгитюдный;
3) комплексный.
2. Группа эмпирических способов получения данных:
1) наблюдение и самонаблюдение;
2) экспериментальные методы;
3) психодиагностические методы;
4) приемы анализа процессов и продуктов деятельности;
5) метод моделирования;
6) биографический метод.
3. Методы и приемы обработки эмпирических данных:
1) методы математической статистики;
2) качественная характеристика полученного материала.
Интерпретационные методы
1) генетический метод;
2) структурный метод.
Классификация методов М.С. Роговина и Г.В. Заленского.
1. Герменевтический метод.
2. Биографический метод.
3. Наблюдение.
4. Самонаблюдение.
5. Клинический метод.
6. Эксперимент.
Понятие организационных, эмпирических, количественных, качественных и интерпретационных методов в психологии