Самостоятельная работа магистрантов

СРМ 1
Вариант 1
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему «Педагогическое наследие Абая Кунанбаева». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Как Вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда Вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на Вас, и хочется смеяться, когда Вы начинаете вести занятия». 1. «Вот тебе и на!» 2. «А что тебе смешно?» 3. «Ну, и ради бога!» 4. «Ты что, дурачок?» 5. «Люблю веселых людей». 6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».
Вариант 2
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Какое воспитательное воздействие оказал отец на сына в данной ситуации? Какие воспитательные приемы он использовал? Как Вы думаете, отец решил оказать помощь деревцу по велению сердца или чтобы показать пример сыну с целью воспитания у него бережного отношения к природе? Какой смысл Вы вкладываете в экологическое воспитание? Федя с отцом возвращались пешком домой из дальнего похода. За плечами у них были рюкзаки. Оба устали, но скоро их ждала спортивная база и желанный отдых. Но что это? Отец вдруг свернул с прямой дороги и пошел к одиноко растущей молоденькой березке. Пошел вслед за отцом и Федя. - Смотри, ветер ли или нахулиганил кто, - отец осторожно выпрямил полусломанный нежный ствол деревца со слегка увядшими листьями. - Колышек надо, - сказал Федя и побежал вдоль дороги. Скоро деревце выпрямилось, туго перевязанное надежным бинтом, так кстати оказавшимся в рюкзаке Феди. - Ну вот, теперь заживет, - сказал отец. И они пошли дальше. Несколько раз Федя оглядывался на березку. Ему казалось, что она благодарно машет им вершинкой.
Вариант 3
Задание 1. Напишите эссе на тему «В чем своеобразие педагогической профессии?». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!». Какой и почему должна быть реакция учителя? 1. «Не хочешь - заставим!» 2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?» 3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос». 4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?» 5. «Не мог бы ты объяснить, почему?» 6. «Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав».
Вариант 4
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему «К.Д. Ушинский – отец русской педагогики». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Что больше всего ценил учитель в своих учениках? Оцените позицию и поведение учителя, определите мотивы его поступка в отношении юноши. В седьмом классе пропал журнал. Начались поиски. Все это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года и журнал, был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и оставалось подумать, как восстанавливать оценки за год каждому ученику. Но тут после уроков к воспитателю подошел юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил: - Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен. - Какой ценой? - остолбенел юноша. - Ценой вашего падения.
Вариант 5
Задание 1.. Подготовьте презентацию на тему « Педагогические воззрения Н.К. Крупской». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые Вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». - Как нужно ответить ему? 1. «Попробуй только!» 2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями». 3. «Это - твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу». 4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям». 5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?» 6. «А что ты собираешься делать дальше?» 7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе». 8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так важно именно для тебя».
Вариант 6
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Педагогическая мысль во Франции (Дидро, Руссо)». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Можно ли на основании данной ситуации судить о характере взаимоотношений между матерью и дочерью? В чем педагогические ошибки матери в воспитании дочери? Всегда ли большая занятость родителей своим любимым делом вызывает отрицательное отношение детей? Мама Ирины, молодой ученый, недавно защитившая докторскую диссертацию, преуспевала в науке и на службе. Постоянные поездки на конференции, симпозиумы, конгрессы привели к тому, что дочь не только перестала видеть мать, но и почти потеряла возможность с ней общаться (отца в семье давно не было, они с матерью развелись). Мать увлекалась своей научной и общественной деятельностью, а дочь глубоко страдала оттого, что ее совершенно забыл и забросил самый близкий ей человек. Сначала Ира глубоко переживала, плакала, часто и подолгу оставаясь одна в квартире. Потом в душе ее родилась обида. Однажды у Иры в доме были гости. Мама Ирины, как бы играя с дочерью, привлекла ее рукой к себе и спросила у кого-то из гостей: - Правда, Иришка на меня похожа? Девочка напряглась, как струна, стремясь высвободиться из объятий матери. - Ты что это, доченька? — спросила мать. - Я не хочу быть на тебя похожей, ты противна мне, как противны твои гости, твои ученые речи, твои симпозиумы! И ты, и все вы бездушные люди... - Девочка ощутила в себе какую-то огромную силу и правоту и, отодвинув оцепеневшие руки матери, с чувством достоинства, преисполненная гордости, медленно ушла в другую комнату.
Вариант 7
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему « Педагогические воззрения Н.К. Крупской». Сделайте четкие выводы. Задание 2. «Я чувствую, что занятия, которые Вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». - Как на это должен отреагировать учитель? 1. «Перестань говорить глупости!». 2. «Ничего себе, додумался!». 3. «Может быть, тебе найти другого учителя?». 4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?». 5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?». 6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?».
Вариант 8
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Национальные традиции и обычаи казахов и их роль в воспитании подрастающего поколения». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Проанализируйте поведение родителей Димы. Что бы Вы предприняли на месте его родителей? Что и кто может помочь Диме в этой ситуации? Летом семья Димы переехала в новый микрорайон на другой конец города. Старые друзья были далеко, один-два раза съездил, но как-то не так получалось общение, как раньше. Новых друзей в школе он пока еще не приобрел - до первого сентября оставалось еще две недели. Как-то вечером, гуляя по двору, он познакомился с ребятами намного старше себя, а потом охотно проводил с ними оставшиеся дни каникул. - Ничего, начнется учеба - у него времени не будет свободного с ними гулять. Да и товарищи появятся, - успокаивал отец встревоженную мать. Однако учебный год начался, а Дима еще больше привязался к своим сомнительным дружкам, стал прогуливать уроки и целые учебные дни и, что самое страшное, приобщаться к курению и спиртным напиткам. На все требования родителей он отвечал: - Да, я такой! А что я могу с собой сделать? Мне с ними хорошо! Оставьте меня в покое.
Вариант 9
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему « Развитие школы и педагогики в странах Европы и США («Виннетка-план», «Дальтон-план», «Говард-план». Сделайте четкие выводы. Задание 2. В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». - Что должен ответить ему на это учитель? 1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь». 2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом». 3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются». 4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе». 5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении». 6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
Вариант 10
Задание 1. Напишите сообщение на тему « Прагматическая педагогика в США (Д. Дьюи и его последователи)». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Проанализируйте диалог матери и дочери. Дайте оценку поведению и действиям матери и дочери. Что же делать, чтобы снять напряжение в семье? Как должны относиться родители к появлению у детей (юноши или девушки) первого чувства? Уже 11 часов вечера, а дочери все еще нет. Мать очень волнуется, обзвонила всех одноклассников, родственников. Дочери нигде не было. Мать не может найти себе места. Около полуночи Ира веселая и счастливая пришла домой. - Где ты болталась? Кто разрешил тебе так поздно приходить домой? Если ты в 11-м классе, то решила, что уже взрослая?.. Ты бы лучше училась, чем пропадать неизвестно где! - в сердцах выговаривала мать. - Мама, что ты так волнуешься, я была с Сережей на дискотеке в его училище, - пыталась защититься девушка. - С каким еще Сережей? С этим? - она выхватила из дневника Иры фотографию юноши. - Я тебе покажу, как гулять перед выпускными экзаменами! - закричала она и на клочки в гневе порвала фотографию Сергея. - Как ты смела! - закричала в свою очередь девушка, бросившись собирать разлетевшиеся по комнате кусочки. Подобрав их, со слезами она закрылась в своей комнате.
Вариант 11
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему «Учение А.С. Макаренко о коллективе». Актуально ли его учение? Сделайте четкие выводы. Задание 2. Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы Вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». - Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика? 1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?» 2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!» 3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты». 4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?». 5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?». 6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?».
Вариант 12
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему « Развитие школы и педагогики в странах Европы и США («Йена-план», «Мангеймская школьная система»)». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т. п.)». - Как следует на это отреагировать учителю? 1. «Ну вот, опять!». 2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?». 3..»Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее». 4. «Я хотел(а) бы знать, почему?». 5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?». 6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?».
Вариант 13
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Педагогические воззрения репрессированных педагогов Казахстана». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что Вы говорите и защищаете на занятиях». - Каким должен быть ответ учителя? 1. «Это - плохо». 2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься». 3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится». 4. «Почему?». 5. «А что ты сам любишь и готов защищать?». 6. «На вкус и цвет товарища нет». 7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?».
Вариант 14
Задание 1. Напишите сообщение на тему « Национальные традиции и обычаи русских и их роль в воспитании подрастающего поколения». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый Вами предмет». - Какой должна быть на это реплика учителя? 1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе». 2. «С твоими-то способностями? - Сомневаюсь!» 3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?» 4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится». 5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения». 6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
Вариант 15
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Идея педагогики среды в трудах С.Т. Шацкого». Сделайте четки выводы. Задание 2. Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» - Какой должна быть реакция учителя? 1. «Не хочешь - заставим!». 2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?». 3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос». 4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?». 5. «Не мог бы ты объяснить, почему?». 6. «Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав».
Вариант 16
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему « Становление и развитие казахстанской педагогики и деятельность ее представителей». Сделайте четкие выводы. Задание 2. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний? Какие установки дает педагог? Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации? Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает: - Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно. Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учеба дается ей нелегко.
Вариант 17
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы: почему педагогическая деятельность есть одна из существенных основ человеческого бытия? В чем ее универсальный характер? Сделайте четкие выводы. Задание 2. Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал Вам о том, что меня беспокоит. Теперь Вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?». - Что должен на это ответить учитель? 1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности». 2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства». 3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы». 4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить». 5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать». 6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
Вариант 18
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему «Педагогические системы И. Песталоццы, И. Гербарта, Ф. Дистервега». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». - Как на это должен отреагировать учитель? 1. «Ну и что?» 2. «Никуда не денешься, все равно придется». 3. «Это глупо с твоей стороны». 4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой». 5. «Почему?» 6. «Я думаю, что ты не прав».
Вариант 19
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему « Педагогические идеи и деятельность И. Алтынсарина». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда Вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря Вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на Вас и хочется смеяться, когда Вы начинаете вести занятия». Как Вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже. 1. «Вот тебе и на!». 2. «А что тебе смешно?». 3. «Ну, и ради бога!». 4. «Ты что, дурачок?». 5. «Люблю веселых людей». 6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение».
Вариант 20
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Экспериментальная педагогика (В. Лай, Э. Мейман)». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе? Что может подумать соседка о семье Тани? Что значит быть воспитанным человеком? Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению? - Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, - попросила мама. - Чао, мамочка. Приду в шесть. - И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: «В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки. - Девочки, - слышу, говорит кто-то, - вы бы уступили место женщине с сумками. - Вот еще! - резко ответили мы. - Да, молодежь пошла... - Ну, завели... Мы так увлеклись разговором с Мариной... А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались. В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям. - Пожалуйста, милости просим, - дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. - На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок...».
Вариант 21
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему « Становление и развитие советской педагогики и деятельность ее представителей (Луначарский А.В., Блонский П.П., Шацкий С.Т.)». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». - Как на это должен отреагировать учитель? 1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания». 2. «Да, я плохо себя чувствую». 3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри». 4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы». 5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям». 6. «Ты - очень внимательный, спасибо за заботу!»
Вариант 22
Задание 1. Напишите сообщение на тему « Педагогические идеи Ф.Фурье, К. Сен-Симона, Р. Оуэна». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Как следует поступить педагогу в такой ситуации? Предложите возможные варианты действий педагога в такой ситуации. Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала. Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее и мысль, что придется купить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?
Вариант 23
Задание 1. Подберите из сборников пословиц и поговорок разных народов такие, которые свидетельствуют о том, что в общественном сознании людей с древних времен утвердилось представление о высоком предназначении учителя и педагогической деятельности. Сделайте четкие выводы. Задание 2. Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как Вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на «отлично» и не отставать от остальных ребят в классе?». - Что должен на это ему ответить учитель? 1. «Если честно сказать - сомневаюсь». 2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться». 3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды». 4. «Почему ты сомневаешься в себе?» 5. «Давай поговорим и выясним проблемы». 6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
Вариант 24
Задание 1. Напишите сообщение на тему « Педагогическое мастерство В.А. Сухомлинского». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Дайте оценку поведения юноши. Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми? Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека? Что бы Вы делали, оказавшись в компании такого человека? В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу: - Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался. Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть - говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.
Вариант 25
Задание 1. Напишите эссе на тему « Идеи прогрессивных мыслителей и акынов-жырау (Коркыт, аль-Фараби, Ж. Баласугуни, Бухар Жырау)». Сделайте четкие выводы. Задание 2. В самом начале занятия или уже после того, как Вы провели несколько занятий, учащийся заявляет Вам: «Я не думаю, что Вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Обоснование Вашей реакции: 1. «Твое дело - учиться, а не учить учителя». 2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить». 3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?» 4. «Тебе просто не хочется учиться». 5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь». 6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

 

 

СРМ 2
Вариант 1
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Возникновение письменности и появление первых школ». Сделайте четкие выводы. Задание 2....Учительница вызывает ученика к доске для решения задачи, ученик затрудняется в решении, и учительница помогает ему. Решая задачу, они пришли к неверному ответу. Учительница разволновалась и начала искать ошибку. В классе ребята ведут себя очень шумно. Она обращается к ним: «Ребята, потише! Не сбивайте!» Один из учеников с места выкрикивает: «Бестолкового с толку!» Учительница, расстроившись, уходит с урока...
Вариант 2
Задание 1. Ответьте письменно на вопрос: какими возможностями располагают компьютерные технологии организации учебного процесса? Сделайте четкие выводы. Задание 2....Учительница вызывает к доске ученика-отличника для того, чтобы он записал решение домашней задачи. Решение было написано, но допущены ошибки или неточности в решении. После разбора задачи учительница ставит этому ученику оценку «3». Выставила оценку в журнал и в дневник. Через несколько секунд ученик в возбужденном состоянии бросает дневник на стол учительнице. При этом кричит: «Сотрите, зачем поставили, за что?» Учительнице пришлось успокаивать ученика. Об этом случае узнали учителя и учащиеся других классов. Учительница рассказала мне как директору об этом случае... Состоялась беседа...
Вариант 3
Задание 1. Проанализируйте свой учебный опыт. В чем состоит суще­ственное отличие школьных и вузовских форм организации учебного процесса? Сделайте четкие выводы. Задание 2....Учитель по просьбе учащихся решил на доске трудную задачу. Потом просит кого-либо из учащихся объясняет решение задачи. Выходит лучший ученик класса, стирает все написанное (задача учителем была решена неверно) и при гробовом молчании класса садится на место.
Вариант 4
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Каковы главные отличия классного руководителя, куратора, тьютора». Сделайте четкие выводы. Задание 2....В классе есть неформальный лидер, его поддерживают многие ребята класса. В этот класс пришла молодая учительница русского языка и литературы. При опросе домашнего задания она одному ученику поставила «3». Когда учительница поворачивалась к доске и что-то писала, начиналось тихое жужжание. Инициатором этого был лидер. Некоторые ребята своими смешками происходящее поддерживали. Учительница...
Вариант 5
Задание 1. В мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляется новый термин - «андрогогика». В чем состоит суть этой педагогической теории? Выразите свое отношение к ней. Задание 2. Участники: 1) ученица 7 класса Люда, очень развитая, хорошая общественница; 2) ученик 7 класса Сережа, способный, но уроки не учит, неорганизованный, но хороший товарищ. Как-то на перемене Люда очень метко подметила, что Сережа очень похож лицом на древнего человека, изображенного в учебнике 7 класса по истории. Это подхватил класс. У Люды и Сережи начались ссоры. На уроке немецкого языка, отвечая, Люда допустила оплошность. Класс засмеялся. Сережа захохотал громче всех. Люда взяла учебник истории, быстро открыла страницу с древним человеком, показала Сереже. Тот побагровел и в адрес Люды сказал: «Тварь». Люда подошла к нему и ударила по щеке...
Вариант 6
Задание 1. Ответьте письменно на вопрос: как Вы думаете, культурный человек и образованный человек - это одно и то же? Приведите четкие аргументы, сделайте выводы. Задание 2....Урок математики в 8-м классе. Олег Б., относящийся к категории «трудных» подростков, пытается всеми средствами сорвать урок. Учительница не в состоянии сама выйти из положения и решает призвать на помощь директора школы. На требование директора Олег нагло заявляет, что не желает покинуть класс. Не теряя самообладания, директор приказал учительнице перевести учащихся в свободный кабинет и продолжить урок. Олег остался в классе один…
Вариант 7
Задание 1. Напишите эссе на тему « Образование за рубежом и ее отличие от нашего». Четко выразите свое отношение. Задание 2....Урок физкультуры в 8-м классе. Учитель впервые на уроке. Все выполняют упражнения, один сидит. Преподаватель вызывает его, он не встает, не реагирует. Учитель спрашивает его, почему он сидит. Ученик ответил: «Ни почему». Учитель не отстает. Ученик посылает его…
Вариант 8
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Труды ранних социалистов-утопистов Томаса Мора и Томазо Кампанеллы». Скажите, пытались ли в наше время возродить их, хотя бы частично, идеи? Напишите эссе на тему «Мое отношение к Болонскому процессу». Сделайте четкие выводы. Задание 2....Во время подготовки к демонстрации 1 Мая в строю кто-то стал громко свистеть. Я попросил одну учительницу проследить, кто это делает. Довольно быстро она увидела, кто это делает, и доложила мне, что это делает Люба К., ученица 10 класса, которая имела примерное поведение и училась отлично. Трудно было в это поверить. Когда учащиеся остановились, я предложил ей выйти из строя и спросил, она ли это свистит. Она ответила утвердительно. Я предложил ей показать, как она это делает. Без всякого смущения она закладывает пальцы в рот и свистит, а ребята, стоящие рядом в строю, смеются. Тогда я сказал, что поскольку ей это так интересно, то ребят я отпускаю. «А ты стой и свисти». И что же? Стоит и свистит. И так около часа.
Вариант 9
Задание 1. Напишите эссе на тему «Присоединение Казахстана к Болонскому процессу». Сделайте четкие выводы. Задание 2....У учительницы химии и учеников 8 класса никак не складывались отношения. Класс, конечно, не из легких, но и учительница не всегда была справедлива: многих удаляла с урока, иногда даже тогда, когда можно было обойтись без этого. И вот однажды она сделала то же самое. Ученик спросил: «А что же я буду делать?» Она отвечает: «Что хочешь». Тогда ученик медленно пошел подклассу и сел... учительнице на колени. Что делать учительнице?
Вариант 10
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Методы и средства оценивания достижений студентов в зарубежном образовании (Англия, Америка, Германия и т.д.)». Сделайте четкие выводы. Задание 2. Шел урок физкультуры в 6-м классе. Вел урок молодой учитель с высшим образованием. Последним элементом урока был бег на короткую дистанцию - 60 м. Учащиеся бежали первый раз после зимы, поэтому в норму времени не укладывались. По виду учителя было заметно, что эти результаты его не устраивают, лицо его было мрачным, но он молчал. Последним бежал мальчик; когда он поравнялся с ним, учитель с иронией произнес: «Не умеешь бегать. Т.». Ученик абсолютно спокойно: «Взяли бы да пример показали». Учитель: «Нечего показывать. Я мастер спорта по легкой атлетике в беге на короткие дистанции». Ученик: «Подумаешь, Валерий Борзов нашелся». Учитель резко ответил: «Ты - хам!» Звонок. Учитель сделал вид, что вопрос исчерпан. С тех пор учителя физкультуры в школе ученики называли «В. Борзов». Итог плачевный - в настоящее время он в школе не работает...
Вариант 11
Задание 1. Проанализируйте влияние СМИ на социализацию подросткового поколения. Сделайте четкие выводы. Задание 2....Ученик 10 класса занимался с большим нежеланием на уроках истории и обществоведения. Учительница не смогла найти контакта с учеником, часто грубо делала ему замечания по поводу его отношения к занятиям. Ученик в ответ на это намеренно нарушал дисциплину. Однажды он так вел себя на уроке, что учительница попросила его выйти из класса. Ученик отказался выполнить просьбу учительницы. Тогда она подошла к его столу, взяла портфель и выбросила в коридор. Ученик подошел к столу учительницы, взял ее сумку и бросил вдоль класса...
Вариант 12
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы: каким образом сочетается педагогическая и научно-исследовательская деятельность преподавателя вуза? Нужно ли что-нибудь предпринять, чтобы изменить существующую практику? Если «да», то приведите свои аргументы. Задание 2....На уроке русского языка в 6-м классе учительница задает упражнение на развитие речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека. Затем ученики зачитывают свои сочинения вслух. Доходит очередь до Толи А. Учительница замечает некоторое оживление в классе, мальчишки переглядываются. Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» себя. С ужасом, потому что все недостатки внешности (а учительница была некрасивой) Толя подчеркнул зло и точно. Учительница чувствует, как накатывается гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают. Толик закончил свое сочинение. Вид у него шутливо-героический. Класс смотрит на учительницу. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то - насмешка.Как поступила учительница?
Вариант 13
Задание 1. Подготовьте презентацию на тему «Современная теория обучения» (теория – на выбор). Сделайте четкие выводы. Задание 2. Во время последнего урока при объяснении нового материала ученик М. нарушил дисциплину. Учитель, не разобравшись, обвинил в нарушении дисциплины ученика А., накричал на него и предложил ему остаться после уроков. По окончании урока учитель вновь предложил ученику А. остаться после уроков для отбытия наказания. Ученик А. отказался, заявив, что он не виноват и остаться не намерен. Учитель попробовал отобрать портфель у ученика. Ученик, крепко держась за ручку портфеля, резко потянул на себя. Портфель выскользнул из рук учителя (ученик был сильнее) и, описав вместе с рукой ученика полуокружность, опустился на голову учителя. Учитель упал. Ученик неподвижно застыл над учителем.
Вариант 14
Задание 1. Ответьте письменно на вопрос:каким образом принципы обучения проявляются во время занятия? Покажите это на примере какой-либо темы. Сделайте четкие выводы. Задание 2....Александр с 1-го класса по 10-й учился на «4» и «5» и по примеру дяди мечтал поступить в военное училище и стать военным.Но во 2-м полугодии в 10-м классе родители Саши, а особенно бабушка, выступили против Сашиной мечты и желания поступить в военное училище. Саша вначале не хотел примириться с требованиями родителей, а потом решил уступить им и заявил, что, как все ребята, поступит в СПТУ. И сразу резко падает успеваемость - начал получать «3». Вызываю для ответа по истории - отвечает вяло, без интереса. Я насторожился. На другой день вызываю по обществоведению - и опять ответ, который вызвал у меня беспокойство. Я предупреждаю Сашу, что буду разговаривать с его отцом. Через два дня отец Саши оказался на школьном дворе, пригласил его в кабинет. Рассказал о резком падении интереса к знаниям у Саши, показал журнал, где появились оценки «4» и «3». Отец признался, что отсоветовали Саше поступать в военное училище.
Вариант 15
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы: к какому времени относится возникновение университетов? Кратко охарактеризуйте особенности этих учебных заведений в эпоху средневековья и содержание образования в них. Сделайте четкие выводы. Задание 2....Учитель по просьбе учащихся решил на доске трудную задачу. Потом просит кого-либо из учащихся объясняет решение задачи. Выходит лучший ученик класса, стирает все написанное (задача учителем была решена неверно) и при гробовом молчании класса садится на место.
Вариант 16
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Разработка силлабуса». Опишите, что представляет собой силлабус и какие компоненты в нем должны быть отражены. Сделайте четкие выводы. Задание 2....Урок физкультуры в 8-м классе. Учитель впервые на уроке. Все выполняют упражнения, один сидит. Преподаватель вызывает его, он не встает, не реагирует. Учитель спрашивает его, почему он сидит. Ученик ответил: «Ни почему». Учитель не отстает. Ученик посылает его…
Вариант 17
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы: если бы Вы были эдвайзером, то какие отношения Вы стремились бы построить со своей группой? Приведите четкие аргументы. Задание 2.......Урок биологии в 9-м классе ведет молодая учительница. Через 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешение войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс как подобает учащимся школы. Они выходят в коридор. Через минуту открывается дверь снова, и они вползают в класс на четвереньках...
Вариант 18
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы: в чем сущность дополнительных форм организации учеб­ной деятельности? Почему они недостаточно используются студентами и преподавателями? Сделайте четкие выводы. Задание 2....Ребята б класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работала в школе 2-й год), которая заменяла заболевшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5-6 человек), договорились «хрюкать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук, но она не реагировала, так как не знала, что это: «система» или случайность. Свою «атаку» она повела после второго случая...
Вариант 19
Задание 1. Ответьте письменно на вопрос: какая из форм обучения является, по Вашему мнению, самой эффективной и почему? Приведите четкие аргументы. Задание 2....Урок литературы. Учащиеся работают с текстом произведения Д. Фурманова «Чапаев»: находят и читают вслух те части, которые рассказывают о действиях командира. В тетрадь выписываются глаголы, характеризующие стремительность действий Чапаева, выводы. Через некоторое время замечаю: Женя сидит, не включился в работу. На вопрос: «Ты уже справился?» - отвечает «И не думал!».
Вариант 20
Задание 1. Психологи утверждают, что у девочек, которые имеют младших сестер (реже братьев) может возникнуть так называемый синдром «старшей сестры» - комплекс психологических особенностей, связанных с ролью старшего ребенка в семье. Какие особенности отличают ребенка с «синдромом старшей сестры»? Со всеми ли утверждениями Вы согласны? Приведите четкие аргументы. Задание 2....Заболела учительница русского языка и литературы. Предмет в 10-м классе вести некому. Класс сильный, хорошо подготовлен, так как учительница работала с ним с 4-го класса. Как обычно, ученики «прощупывают» нового учителя и готовят ему «сюрприз». Когда новая учительница (стаж работы 8 лет) вошла в класс, она поняла, «сюрприз» готов. Это можно было прочитать по глазам учеников. Учительница подошла к кафедре и не успела положить книги и журнал, как с последней парты вскочил маленький бойкий подросток и отрапортовал: «Давайте познакомимся. Я - Шаповалов». Учительница была психологически готова к «приему», но не к такому, разумеется…
Вариант 21
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Зарубежные системы обучения». Сравните ее с нашей. Выскажите свое отношение. Задание 2....Учитель русского языка и литературы. Женщина незамужняя. В 10-м классе должен был быть ее урок. Она входит в класс. Один ученик громко смеется. Парень, не из трудолюбивых, но и не глупый. Ее слова: «Что ты ржешь, мой конь ретивый?» Ответ: «Да кобылу увидал». Все в классе прыскают, давясь смехом. Учительница дает разнос и - ученик вне класса. Однако после этого случая ученики хитроумными приемами постоянно напоминали учительнице слово «кобыла». В конце концов учительница не выдержала и перешла в другую школу...
Вариант 22
Задание 1. Ответьте письменно на вопрос: с какой целью студентов привлекают к НИР? Сделайте четкие выводы. Задание 2....Учащиеся 7 класса возвращались с сельхозработ. Один из школьников заметил, что водитель автобуса нарушил правила дорожного движения, и громко обозвал его «козлом». Шофер остановил автобус. В ответ на его сердитый окрик, кто это сказал, ребята указали на самого ма­ленького и тихого мальчика. Шофер грубо схватил его и вытолкнул из автобуса. Свидетелями этому были две молодые учительницы, которые растерялись и не повлияли на исход дела…
Вариант 23
Задание 1. Напишите эссе на тему «Воспитательная работа в моем вузе». Выразите свое отношение. Сделайте четкие выводы. Задание 2....Начальная информация: в школу пришла молодая учительница, биолог, с высшим образованием. Сначала все было хорошо. Во второй четверти в начале урока она не нашла в классе учеников. Они стояли в коридоре второго этажа и объясняли директору, что учительница относится к ним высокомерно, подчеркивает постоянно свои большие знания и свою учебу в институте, на каждом шагу старается показать ученикам, насколько они глупы. Как директор должен реагировать на обстановку?
Вариант 24
Задание 1. Напишите сообщение на тему «Педагогический менеджмент и причины его появление в образовании». Сделайте четкие выводы. Задание 2....Урок истории в 8-м классе. Стоит сплошной шум, продолжается веселая жизнь перерыва, несмотря на то, что учитель уже несколько минут в классе. Класс в общем-то дисциплинированный, а весь корень зла в том, что один ученик не уважает учителя, но пользуется авторитетом у коллектива класса. Учитель пытается навести порядок, установить дисциплину, ученик не реагирует, тогда учитель приказывает ему удалиться. Ученик поднимается и с чувством достоинства выходит из класса, при выходе оскорбляет учителя. Учитель в пылу гнева бросает ему вслед резкое замечание.
Вариант 25
Задание 1. Ответьте письменно на вопрос: культурный человек и образованный человек - это одно и то же? Сделайте четкие выводы. Задание 2....8-й класс, урок химии; молодая учительница; трудный ученик С. демонстративно не слушает объяснение, мешает ей. Учительница делает одно замечание, другое - ученик не реагирует. Наконец, последнее, резкое по форме. Ученик поднимается и выходит из класса. Учительница берет его портфель и приносит в учительскую, дабы ученик пришел за ним сам. Проходит день, второй, третий. Ученик на уроках, но без портфеля, к урокам не готов. «Сходи, возьми!» - «А я его туда не носил». Учительница тоже не берет портфель, не отдает его ученику, ждет, когда он сам придет, возьмет его и извинится перед ней. Ученик считает себя оскорбленным резким замечанием учителя. Выход…
Всего: 25 вариантов – 50 заданий

 

 

СРМ 3 – презентации на тему:
Вариант 1
Основные тенденции развития высшего образования в Казахстане.
Вариант 2
Информатизация и глобализация современного образования
Вариант 3
Подготовка преподавателей высшей школы в отечественной образовательной практике.
Вариант 4
Качество обучения с использованием Интернет
Вариант 5
Методы обучения в высшей школе.
Вариант 6
Актуальные проблемы электронной педагогики.
Вариант 7
Средства обучения в высшей школе.
Вариант 8
Открытое образование.
Вариант 9
Формы воспитательной работы в вузе.
Вариант 10
Роль образования в обществе.
Вариант 11
Социально-значимый проект как способ воспитания гражданской позиции студенческой молодежи.
Вариант 12
Влияние среды на развитие личности.
Вариант 13
Специфика деятельности преподавателя высшей школы.
Вариант 14
Современные зарубежные педагогические концепции.
Вариант 15
Стили профессиональной деятельности преподавателя высшей школы.
Вариант 16
Инновационные учебные заведения. Вариант 17
Модель профессиональной компетентности преподавателя высшей школы.
Вариант 18
Принципы и правила обучения.
Вариант 19
Особенности педагогического общения в условиях в условиях высшей школы.
Вариант 20
Педагогическая этика как основа педагогической культуры современного преподавателя.
Вариант 21
Классификация методов обучения.
Вариант 22
Творческий характер деятельности преподавателя высшей школы.
Вариант 23
Конфликты в высшей школе.
Вариант 24
Имидж как составляющая успешной карьеры.
Вариант 25
Истоки педагогического творчества.
Всего:25 вариантов – 50 заданий

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: