Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. ТЕМА: «Социальная работа за рубежом в ХХ в.»




СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Семинарское занятие № 15

ТЕМА: «Социальная работа за рубежом в ХХ в.»

Вопросы:

1. Социальная работа в США.

2. Социальная работа в Скандинавских странах:

а) общая характеристика;

б) Финляндия;

в) Норвегия;

г) Нидерланды.

3. Социальная работа в Европейских странах:

а) общая характеристика;

б) Великобритания;

в) Исландия;

г) Германия.

4. Социальная защита нуждающихся в Греции, Испании и Португалии.

5. Японская модель социальной работы.

6. Китайская модель социальной работы.

7. Специфика социальной помощи в странах арабско-мусульманского мира.

8. Развитие социальной работы в латиноамериканских странах.

9. Складывание системы социальной защиты в странах Африки.

Литература:

1. Основы социальной работы: учебник // под ред. П.Д. Павленок. – М., 1998. – 368 с.

2. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002. – 256 с.

3. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом. – М., 1998. – 230 с.

4. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. – М., 1994. – 195 с.

5. Обучение практики социальной работы // под ред. М. Доэла, С. Шардлоу. – М., 1997. – 210 с.

6. Социальная работа. – 2002. – № 3.

7. Социальная работа. – 2003. – № 1.

8. Социальная работа. – 2004. – № 3.


Андрагогика – наука о теоретических и практических
проблемах образования и воспитания взрослых. Впервые термин был использован немецким историком просвещения К. Каппом в книге о педагогических взглядах Платона (1833). Большинство современных андрагогов склоняется к мнению, что – это самостоятельная наука, во многом отличная от педагогики. Основными задачами а. является раскрытие закономерностей, социальных и психологических факторов образования и воспитания взрослых; разработка методических систем учебно-воспитательной работы с индивидами и группами. В РБ а. как наука и учебная дисциплина стала внедряться в 60–70-е годы. Новый всплеск интереса к а. начался с середины 90-х годов в связи с разработкой теории и практики профессиональной социальной работы со взрослыми.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные врожденные или приобретенные отклонения от нормального физического или психического развития, что вызывает необходимость в социальной помощи, поддержке и защите, специальном обучении и воспитании.

Беженцы – лица или группа лиц, покинувшие страну постоянного проживания в результате военных действий, насилия, преследований или иных чрезвычайных обстоятельств. Законом РБ «О беженцах» от 17 марта 1995 г. в соответствии с Конституцией РБ и общепризнанными нормами международного права определяется правовой статус б., регулируется порядок его принятия и утраты, устанавливаются правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав лиц, не являющихся гражданами Беларуси. Законом регулируются обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в отношении б. Вопросы приема, признания, размещения, обустройства и занятости б. решает Государственная миграционная служба РБ.




Благотворительность – в христианском понимании проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему, стремление исполнить «некоторую потребность». В древние времена религиозно-нравственная б. ограничивалась подаянием милостыни нищему, любому, кто протянет руку («слепня»). Позднее – безвозмездная материальная и иная помощь частного лица, группы лиц, благотворительных организаций и учреждений нуждающимся, в первую очередь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В России и на Беларуси XVIII – начала XX в. термины «благотворительность» и «призрение» понимались как синонимы.

Богадельня – божий дом, приют; богоугодное заведение для присмотра нищих, больных и увечных. Появились на белорусских землях вместе с христианством первоначально при больницах, затем – фактически при каждой церкви или монастыре. Разновидностью богаделен на Беларуси были шпитали.

Богоугодные заведения – различные учреждения, преследующие благотворительные цели; синоним – «благотворительные заведения ».

Волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать индивидуально, работать бесплатно в государственных или частных организациях социальной помощи и защиты либо являться членами добровольческих организаций. Работа волонтеров может быть как непосредственно исполнительская, так и организаторская (например, создание и руководство различными благотворительными организациями или учреждениями). Участие студентов в волонтерском движении – неотъемлемая часть подготовки профессиональных социальных работников.



Воспитательные дома – учреждения для приема и призрения подкидышей и бесприютных младенцев.

Вспомогательная школа – учебно-воспитательное учреждение для умственно отсталых детей. В них дети, страдающие олигофренией в степени дебильности и другими нарушениями, обучаются по специальной программе в объеме начального образования.

Гуманизм – в контексте данной книги понимается как исторически изменяющаяся система взглядов, принимающая самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Критерием оценки гуманных действий является благо человека.

Детские колонии – загородные лагеря для оздоровления детей в основном из бедных семей. В XIX – начале XX в. на Беларуси существовали сельские, школьные, каникулярные (дачные) д. к., создаваемые различными благотворительными обществами практически при всех более-менее крупных городах.

Дома работные – особые приюты, для неимущих, нищенствующих, проституток и т.д., в которые они направлялись принудительнона время или навсегда по распоряжению местного начальства. В России появились при Петре I. К началу XX в. теряют свое значение и преобразуются в дома трудолюбия или дома для престарелых и инвалидов. На Беларуси р. д. не существовало.

Дома сиропитательные – общее название учреждений для призрения беспризорников, сирот и детей бедных родителей.

Дома трудолюбия – учреждения, организуемые различными благотворительными обществами, для обеспечения трудоспособных нуждающихся (муж., жен. и беспризорников) работой, жильем, частично или полностью – одеждой и пропитанием, трудового перевоспитания бездомных. В России первый д. т. по образцу западноевропейских был основан в 1881 г. На Беларуси они появились в нач. 90-х годов XIX в. К 1907 г. д.т. действовали в Вильно (1893), Свентянах (1901),Витебске (1895), Двинске (1897), Гродно (1893) и Минске (1897). Большинство из них основано белорусскими отделениями Попечительства о домах трудолюбия и работных домах. Один из самых крупных в Российской империи
д. т. принадлежал Гродненскому христианскому благотворительному обществу и курировался Министерством внутренних дел. В его мастерских занимались плетением корзин, расщипыванием перьев, вязанием чулок, вышиванием на канве, плетением ковриков из соломы и т.п. 296 мужчин и 2 тыс. 850 женщин.

Дядькование – специфическая форма сословной взаимопомощи, сельского социального патроната детей, распространенная на белорусских землях в XVI – нач. XVIII в. В соответствии с обычаем д. шляхта за определенную, чаще натуральную плату отдавала своих детей в возрасте 4–5 лет на 3–5 лет в крестьянские семьи на воспитание. В ходе д. решались прежде всего социально-педагогические задачи: воспитание у детей физических и духовных качеств (трудолюбия, силы, нетребовательности к еде, одежде; любви к родной земле, милосердия и т.д.), свойственных простому народу, а также умения выживать в трудных ситуациях, основываясь на принципах помощи и взаимопомощи. Д. сохранялось в некоторых местах Беларуси вплоть до середины XIX в.

Инвалид – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность вследствие физических или умственных недостатков, которое нуждается в социальной помощи и защите. Понятие и. укоренилось на Беларуси с конца XVIII в. Первоначально и. называли старых солдат, неспособных к строевой службе из-за увечья и ран (иногда тоже, что «ветеран»). В XIX в. и. – лицо, которое по состоянию здоровья не могло себя обслужить. В БССР в зависимости от степени потери трудоспособности установлены
3 группы инвалидности, которые существуют и в настоящее время. И. обеспечивается государственной пенсией (пособием), необходимым лечением, помощью социального работника.

Инфатицид– детоубийство.

Квазигосударственные общества. В дореволюционной России – благотворительные общества полуобщественного-полугосударственного характера (государственно-общественные), находящиеся под эгидой царской семьи, что давало им особые привилегии со стороны государства: от частичного финансирования до предоставления льгот. Их деятельность регламентирована и узаконена специальным образом. На территории Беларуси имели свои отделения следующие к. о.: Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское ведомство) (1797), Императорское человеколюбивое общество (1802), Российское Общество Красного Креста (с 1872 г.), Попечительство о домах трудолюбия и работных домах (1895), с 1906 г. – Попечительство о трудовой помощи), а с 1913 г. – Всероссийское попечительство об охране материнства и детства и Алексеевский комитет.

Копа – средневековое общинное собрание на Беларуси, которое рассматривало внутренние вопросы крестьянской общины (в т.ч. вопросы призрения и помощи нуждающимся, борьбы с проявлениями социальной патологии), выполняло роль народного суда. Судьями были все собравшиеся. Они имели право равного голоса в принятии решения. К., например, могла приговорить закоренелых пьяниц к покаянию, приковыванию к позорному столбу, прогонке с бутылкой на шее по селу или «хлысты» (наказание лозовыми прутьями). Решение к. не подлежало апелляции и выполнялось немедленно (в т.ч. и смертная казнь), сразу же по рассмотрению дела и одобрения его присутствующими на собрании сельчанами. Копные суды были в большом ходу у литовско-русских крестьян. Копа велась и в тех случаях, когда приходилось разыскивать преступника. Потерпевшие вызывали «на сок» всех окольных жителей, и никто не имел права отказываться от этого под страхом быть обвиненным копою. Копный суд был не чем иным, как продолжением того следственного суда, который совершался еще в эпоху Русской правды. К. действовала на территории Беларуси вплоть до XVIII в.

Ктитор – создатель монастыря или церкви, вкладчик, попечитель, церковный староста.

Меценат – богатый покровитель искусств в Древнем Риме. Меценатство – один из видов благотворительности всфере культуры. Оно имеет различные направления и вызывается неоднозначными причинами.

Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, готовность помочь кому-нибудь или простить к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, готовности делать добро как посредством «милостей телесных», так и «милостей духовных».

Нищенство – собирание милостыни как средство к существованию. Н. – поступок, заключающийся в обращении к благотворительности, при определенных условиях делающих такое обращение наказуемым.

Общественное призрение – организованная система помощи в XIX в. со стороны государства или общественных институтов. Система общественного призрения представлена как МВД, так и земскими (городскими) учреждениями, церковью и благотворительными обществами и учреждениями. В то же время разграничивали государственное и собственно общественное (предтавленное общественными организациями или учреждениями), частное призрение и их разновидности.

Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически правомерным является существование двух форм о.: в виде опеки и попечительства. В настоящее время опека устанавливается над детьми до 15 лет, лишившимися родительского попечения, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Патронаж – форма покровительства нуждающимся. В дореволюционной Беларуси существовал в отношении сирот, больных детей, учащихся, вышедших из мест заключения и т.д. в виде материальной помощи и различных услуг частными лицами, благотворительными организациями и учреждениями.

Патронесса – покровительница в благотворительном учреждении.

Попечение – покровительство, забота.

Попечитель – 1.Официально назначаемое лицо для попечения о ком-нибудь (попечение сирот, инвалидов, престарелых и т.д.) 2. В дореволюционной Беларуси и России – звание руководителя некоторых учреждений (попечитель учебного округа).

Попечительство – 1.Меры для попечения о ком-нибудь (учредить попечительство над сиротами). 2. Учреждение, общественная благотворительная организация для попечения о нуждающихся в помощи (Попечительство о слепых, Попечительство о глухонемых и т.д.).

Призреть – дать приют и пропитание, проявить заботу. На Беларуси существовало государственное, общественное, частное призрение и их разновидности. Понятие «призрение» появляется в XVII в.

Психолого-ориентированныемодели социальной работы – совокупность теоретических концепций социальной работы, в основе которых находится познание закономерностей психологического статуса, развития человека.

Редистрибуция – передача части избыточного продукта в древней общине в распоряжение вождей на различные общественные нужды.

Реципрокация – взаимопомощь, взаимный обмен услугами и дарами.

Слабоумие.В настоящем учебном пособии термин с. используется для обозначения тех состояний, при которых наблюдаются разные формы и степени недостаточности интеллектуальной деятельности. Этим термином в настоящее время пользуются психиатры, дефектологи, юристы, социологи и социальные работники. На некоторых этапах развития учения о с. он не заключал в себе такого широкого обобщающего значения, какое имеет сегодня. В некоторых государствах до сих пор термином с. пользуются для обозначения только одной из форм или степеней глубокой (легкой) интеллектуальной недостаточности.

«Слепня» – безразборная раздача милостыни. У восточных славян – одна из первых и основных форм проявления милосердия и благотворительности, предопределенная христианскими догматами. На деле с. была более нужна самому нищелюбцу, чем нищему, как средство для обеспечения своего будущего в загробной жизни. Нищий для благотворителя – лучший молитвенный ходатай. В старину говорили: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается».

Социолого-ориентированныемодели социальной работы. В их основе находится познание закономерностей социального развития, структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов.

Социальная деятельность – совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность (группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или природой.

Социальная защита – система мероприятий и учреждений, обеспечивающих осуществление по гарантированию минимальных достаточных условий жизни, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования. Идентифицируется с государственной системой гарантированной социальной помощи населению.

Социальная педагогика – процесс педагогического влияния на социальное действие ребенка в различных сферах его микроструктуры. В более узком смысле слова – педагогика внешкольного воспитания.

Социальная помощь – деятельность государственных, му­ниципальных и др. общественных организаций по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В досоветский период осуществлялось бесплатно или за незначительную плату в формах материальной помощи, социального патронажа, социального обслуживания в стационарных условиях (богадельни, приюты, инвалидные дома и т.д.), консультативной помощи и проч. Основные виды с.п.: материальная, финансовая, пенсионная, кредитная.

Социальная работа – 1.Специфический вид государственной и негосударственной деятельности по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (индивидам, социальным группам, этническим общностям) с целью увеличения или восстановления их функциональных возможностей и особенностей. Термин перенесен из научной традиции американской системы помощи в начале XX в. взамен понятий «призрение», «благотворительность», «попечение» и т.п. В широкой научной практике применяется с конца 80 – начала 90-х годов. 2. Учебная дисциплина для подготовки специалистов в области социальной работы, систематизированное изложение с учебными целями ее основ. 3. Научная теория.

Странноприимницы(странноприимный дом) – помещение для приюта странников, прохожих, скитальцев, богомолов.

Трудовая помощь— «приискание» работы для безработных, содействие в овладении какой-либо профессией, устройство профессиональных школ (например, ремесленных), училищ и курсов для желающих получить работу.

Фасилитарное поведение – поведение лица, оказывающего помощь нуждающемуся путем интерпретации его поведения, совместного обсуждения альтернативных направлений деятельности и действий, объяснения ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов.

Филантропия – человеколюбие, благожелательное отношение к человеку, индивидуальная благотворительность.

Фундация – пожертвования монастырям, церквам, костелам и др. учреждениям земельных угодий (в т.ч. с крестьянами), денег, драгоценностей и др.

Шпиталь – учреждение для призрения престарелых, бездомных, бедных и больных на Беларуси в XV–XVIII вв.

Эльберфельдская система – система социальной помощи нуждающимся, которая впервые была испытана в городе Эльберфельд (Германия) в 1852 г. Основана на принципах децентрализации и индивидуализации призрения (местное самофинансирование; участие в оказании помощи значительного числа социальных работников; качественный учет нуждающихся; надежное определение и оказание индивидуальной помощи; планомерность, своевременность мер и т.д.). В конце XIX — нач. XX в. э.с. активно внедрялась в белорусских городах с использованием отечественного исторического опыта, накопленного в ВКЛ, и давала неплохие результаты.

Эмеритальные кассы – в конце XIX – начале XX в. пенсионные фонды для государственных служащих, средства которых составлялись из обязательных отчислений от их жалования, наград и пособий, ежегодных ассигнований. Учреждались различными ведомствами (военно-сухопутным, морским, инженеров путей сообщения и т.д.) и земствами. Пенсии выдавались по достижению определенного возраста как самому служащему, так и его родственникам в случае его смерти. Пенсионное обеспечение назначалось в случае увечья и тяжелой болезни. Пенсию могли наследовать дети до поступления ими на службу или до совершеннолетия. Для большинства служащих э.к. были важнейшим источником их социального обеспечения.

Юродивые – психически неполноценные или симулирующие помешательство люди, которых многие верующие считали «ясновидцами» и «прорицателями».

1. Периодизация истории социальной работы за рубежом и на Беларуси. Развитие благотворительности в Междуречье.

2. Становление общественного призрения и благотворительности в древних Индии и Китае.

3. Общественное призрение в Древней Спарте.

4. Становление общественного призрения и благотворительности в Древнем Риме.

5. Общественное призрение в Древних Афинах.

6. Римское право о проблеме попечительства и усыновления.

7. Роль церкви в средние века.

8. Проблема голода и эпидемий в средние века. Отношение к нищим и убогим.

9. Западная Европа в период становления буржуазных отношений (XVI–XIX вв.). Кризис общественного призрения в Европе. «Охота на ведьм» как социальное явление.

10. Положение изгоев общества в XVI–XVIII вв. в странах Западной Европы.

11. Появление светских институтов социальной помощи в XVI в. в странах Западной Европы.

12. Создание системы работных домов. Деятельность благотворительных школ в странах западной Европы.

13. Этапы реформирования системы изоляции с XVIII в. в странах Западной Европы.

14. Становление больничных заведений в век Просвещения в странах Западной Европы.

15. Реформа уголовного права в XVIII–XX вв. в странах Западной Европы.

16. Появление социального законодательства в XIX в. в странах Западной Европы.

17. Возникновение «карцерной» системы в странах Западной Европы.

18. Становление социального призрения на Беларуси в X–XIII вв.

19. Развитие социальной помощи на Беларуси в XIV–XVIII вв.

20. Отношение к нищим в белорусской деревне. Развитие основных форм взаимопомощи.

21. Направления деятельности белорусских земств, особенности финансирования и организации.

22. Церковноприходские попечительства и их деятельность до 1917 г. Организация деятельности православных братств.

23. Земская социальная помощь в области просвещения, медицины на Беларуси.

24. Помощь земств белорусским крестьянам. Работа земств в годы Перовой мировой войны.

25. Деятельность частных благотворителей на Беларуси в XVIII–XIX вв. (на основе примеров).

26. Изменения в частной благотворительности в начале XX в. на Беларуси.

27. Призрение детей на Беларуси в XIX – начале XX вв.

28. Светское образование на Беларуси в XIX – начале XX вв., социальная помощь учащимся.

29. Социальная помощь «трудным» подросткам, проблема патронажа на Беларуси в XIX – начале XX вв.

30. Предпосылки возникновения филантропии и меценатства на Беларуси. Основные направления, формы и методы деятельности частных благотворителей.

31. Призрение слепых на Беларуси в досоветских период.

32. Призрение лиц с нарушением психики на Беларуси в досоветских период.

33. Борьба с асоциальным поведением (проституцией) несовершеннолетних на рубеже XIX–XX веков.

34. Призрение глухонемых на Беларуси в досоветских период.

35. Формирование основ советской модели социальной помощи на Беларуси (1917–1941 гг.).

36. Борьба с асоциальными явлениями на Беларуси в советский период.

37. Система социальной помощи в период Великой Отечественной войны.

38. Развитие советской модели социальной поддержки в период 1945–1991 гг.

39. Становление социальной работы как науки и профессии.

40. Возрождение конфессиональной помощи на Беларуси после 1991 г.

41. Общая характеристика социальной работы в странах Европы в XX в.

42. Особенности развития социальной помощи в США в XX в.

43. Развитие социальной работы в Англии в XX в.

44. Развитие социальной работы в Германии в XX в.

45. Развитие социальной работы в Финляндии и Нидерландах в XX в.

46. Общая характеристика социальной работы в Скандинавских странах в XX в.

47. Общая характеристика социальной работы в странах Азии и Африки в XX в.

48. Общая характеристика социальной работы в арабо-мусульманских странах и странах Латинской Америки в XX в.





Дата добавления: 2014-02-17; просмотров: 382; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8158 - | 7152 - или читать все...

Читайте также:

 

54.157.61.68 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.013 сек.