double arrow
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. ТЕМА: «Социальная работа за рубежом в ХХ в.»

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Семинарское занятие № 15

ТЕМА: «Социальная работа за рубежом в ХХ в.»

Вопросы:

1. Социальная работа в США.

2. Социальная работа в Скандинавских странах:

а) общая характеристика;

б) Финляндия;

в) Норвегия;

г) Нидерланды.

3. Социальная работа в Европейских странах:

а) общая характеристика;

б) Великобритания;

в) Исландия;

г) Германия.

4. Социальная защита нуждающихся в Греции, Испании и Португалии.

5. Японская модель социальной работы.

6. Китайская модель социальной работы.

7. Специфика социальной помощи в странах арабско-мусульманского мира.

8. Развитие социальной работы в латиноамериканских странах.

9. Складывание системы социальной защиты в странах Африки.

Литература:

1. Основы социальной работы: учебник // под ред. П.Д. Павленок. – М., 1998. – 368 с.

2. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002. – 256 с.

3. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом. – М., 1998. – 230 с.

4. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. – М., 1994. – 195 с.

5. Обучение практики социальной работы // под ред. М. Доэла, С. Шардлоу. – М., 1997. – 210 с.

6. Социальная работа. – 2002. – № 3.

7. Социальная работа. – 2003. – № 1.

8. Социальная работа. – 2004. – № 3.


Андрагогика – наука о теоретических и практических
проблемах образования и воспитания взрослых. Впервые термин был использован немецким историком просвещения К. Каппом в книге о педагогических взглядах Платона (1833). Большинство современных андрагогов склоняется к мнению, что – это самостоятельная наука, во многом отличная от педагогики. Основными задачами а. является раскрытие закономерностей, социальных и психологических факторов образования и воспитания взрослых; разработка методических систем учебно-воспитательной работы с индивидами и группами. В РБ а. как наука и учебная дисциплина стала внедряться в 60–70-е годы. Новый всплеск интереса к а. начался с середины 90-х годов в связи с разработкой теории и практики профессиональной социальной работы со взрослыми.




Аномальные дети – дети, имеющие значительные врожденные или приобретенные отклонения от нормального физического или психического развития, что вызывает необходимость в социальной помощи, поддержке и защите, специальном обучении и воспитании.

Беженцы – лица или группа лиц, покинувшие страну постоянного проживания в результате военных действий, насилия, преследований или иных чрезвычайных обстоятельств. Законом РБ «О беженцах» от 17 марта 1995 г. в соответствии с Конституцией РБ и общепризнанными нормами международного права определяется правовой статус б., регулируется порядок его принятия и утраты, устанавливаются правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав лиц, не являющихся гражданами Беларуси. Законом регулируются обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в отношении б. Вопросы приема, признания, размещения, обустройства и занятости б. решает Государственная миграционная служба РБ.



Благотворительность – в христианском понимании проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему, стремление исполнить «некоторую потребность». В древние времена религиозно-нравственная б. ограничивалась подаянием милостыни нищему, любому, кто протянет руку («слепня»). Позднее – безвозмездная материальная и иная помощь частного лица, группы лиц, благотворительных организаций и учреждений нуждающимся, в первую очередь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В России и на Беларуси XVIII – начала XX в. термины «благотворительность» и «призрение» понимались как синонимы.

Богадельня – божий дом, приют; богоугодное заведение для присмотра нищих, больных и увечных. Появились на белорусских землях вместе с христианством первоначально при больницах, затем – фактически при каждой церкви или монастыре. Разновидностью богаделен на Беларуси были шпитали.

Богоугодные заведения – различные учреждения, преследующие благотворительные цели; синоним – «благотворительные заведения ».

Волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать индивидуально, работать бесплатно в государственных или частных организациях социальной помощи и защиты либо являться членами добровольческих организаций. Работа волонтеров может быть как непосредственно исполнительская, так и организаторская (например, создание и руководство различными благотворительными организациями или учреждениями). Участие студентов в волонтерском движении – неотъемлемая часть подготовки профессиональных социальных работников.

Воспитательные дома – учреждения для приема и призрения подкидышей и бесприютных младенцев.

Вспомогательная школа – учебно-воспитательное учреждение для умственно отсталых детей. В них дети, страдающие олигофренией в степени дебильности и другими нарушениями, обучаются по специальной программе в объеме начального образования.

Гуманизм – в контексте данной книги понимается как исторически изменяющаяся система взглядов, принимающая самоценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Критерием оценки гуманных действий является благо человека.

Детские колонии – загородные лагеря для оздоровления детей в основном из бедных семей. В XIX – начале XX в. на Беларуси существовали сельские, школьные, каникулярные (дачные) д. к., создаваемые различными благотворительными обществами практически при всех более-менее крупных городах.

Дома работные – особые приюты, для неимущих, нищенствующих, проституток и т.д., в которые они направлялись принудительнона время или навсегда по распоряжению местного начальства. В России появились при Петре I. К началу XX в. теряют свое значение и преобразуются в дома трудолюбия или дома для престарелых и инвалидов. На Беларуси р. д. не существовало.

Дома сиропитательные – общее название учреждений для призрения беспризорников, сирот и детей бедных родителей.

Дома трудолюбия – учреждения, организуемые различными благотворительными обществами, для обеспечения трудоспособных нуждающихся (муж., жен. и беспризорников) работой, жильем, частично или полностью – одеждой и пропитанием, трудового перевоспитания бездомных. В России первый д. т. по образцу западноевропейских был основан в 1881 г. На Беларуси они появились в нач. 90-х годов XIX в. К 1907 г. д.т. действовали в Вильно (1893), Свентянах (1901),Витебске (1895), Двинске (1897), Гродно (1893) и Минске (1897). Большинство из них основано белорусскими отделениями Попечительства о домах трудолюбия и работных домах. Один из самых крупных в Российской империи
д. т. принадлежал Гродненскому христианскому благотворительному обществу и курировался Министерством внутренних дел. В его мастерских занимались плетением корзин, расщипыванием перьев, вязанием чулок, вышиванием на канве, плетением ковриков из соломы и т.п. 296 мужчин и 2 тыс. 850 женщин.

Дядькование – специфическая форма сословной взаимопомощи, сельского социального патроната детей, распространенная на белорусских землях в XVI – нач. XVIII в. В соответствии с обычаем д. шляхта за определенную, чаще натуральную плату отдавала своих детей в возрасте 4–5 лет на 3–5 лет в крестьянские семьи на воспитание. В ходе д. решались прежде всего социально-педагогические задачи: воспитание у детей физических и духовных качеств (трудолюбия, силы, нетребовательности к еде, одежде; любви к родной земле, милосердия и т.д.), свойственных простому народу, а также умения выживать в трудных ситуациях, основываясь на принципах помощи и взаимопомощи. Д. сохранялось в некоторых местах Беларуси вплоть до середины XIX в.

Инвалид – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность вследствие физических или умственных недостатков, которое нуждается в социальной помощи и защите. Понятие и. укоренилось на Беларуси с конца XVIII в. Первоначально и. называли старых солдат, неспособных к строевой службе из-за увечья и ран (иногда тоже, что «ветеран»). В XIX в. и. – лицо, которое по состоянию здоровья не могло себя обслужить. В БССР в зависимости от степени потери трудоспособности установлены
3 группы инвалидности, которые существуют и в настоящее время. И. обеспечивается государственной пенсией (пособием), необходимым лечением, помощью социального работника.

Инфатицид– детоубийство.

Квазигосударственные общества. В дореволюционной России – благотворительные общества полуобщественного-полугосударственного характера (государственно-общественные), находящиеся под эгидой царской семьи, что давало им особые привилегии со стороны государства: от частичного финансирования до предоставления льгот. Их деятельность регламентирована и узаконена специальным образом. На территории Беларуси имели свои отделения следующие к. о.: Ведомство учреждений императрицы Марии (Мариинское ведомство) (1797), Императорское человеколюбивое общество (1802), Российское Общество Красного Креста (с 1872 г.), Попечительство о домах трудолюбия и работных домах (1895), с 1906 г. – Попечительство о трудовой помощи), а с 1913 г. – Всероссийское попечительство об охране материнства и детства и Алексеевский комитет.

Копа – средневековое общинное собрание на Беларуси, которое рассматривало внутренние вопросы крестьянской общины (в т.ч. вопросы призрения и помощи нуждающимся, борьбы с проявлениями социальной патологии), выполняло роль народного суда. Судьями были все собравшиеся. Они имели право равного голоса в принятии решения. К., например, могла приговорить закоренелых пьяниц к покаянию, приковыванию к позорному столбу, прогонке с бутылкой на шее по селу или «хлысты» (наказание лозовыми прутьями). Решение к. не подлежало апелляции и выполнялось немедленно (в т.ч. и смертная казнь), сразу же по рассмотрению дела и одобрения его присутствующими на собрании сельчанами. Копные суды были в большом ходу у литовско-русских крестьян. Копа велась и в тех случаях, когда приходилось разыскивать преступника. Потерпевшие вызывали «на сок» всех окольных жителей, и никто не имел права отказываться от этого под страхом быть обвиненным копою. Копный суд был не чем иным, как продолжением того следственного суда, который совершался еще в эпоху Русской правды. К. действовала на территории Беларуси вплоть до XVIII в.

Ктитор – создатель монастыря или церкви, вкладчик, попечитель, церковный староста.

Меценат – богатый покровитель искусств в Древнем Риме. Меценатство – один из видов благотворительности всфере культуры. Оно имеет различные направления и вызывается неоднозначными причинами.

Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, готовность помочь кому-нибудь или простить к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, готовности делать добро как посредством «милостей телесных», так и «милостей духовных».

Нищенство – собирание милостыни как средство к существованию. Н. – поступок, заключающийся в обращении к благотворительности, при определенных условиях делающих такое обращение наказуемым.

Общественное призрение – организованная система помощи в XIX в. со стороны государства или общественных институтов. Система общественного призрения представлена как МВД, так и земскими (городскими) учреждениями, церковью и благотворительными обществами и учреждениями. В то же время разграничивали государственное и собственно общественное (предтавленное общественными организациями или учреждениями), частное призрение и их разновидности.

Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов граждан. Юридически правомерным является существование двух форм о.: в виде опеки и попечительства. В настоящее время опека устанавливается над детьми до 15 лет, лишившимися родительского попечения, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования; над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Патронаж – форма покровительства нуждающимся. В дореволюционной Беларуси существовал в отношении сирот, больных детей, учащихся, вышедших из мест заключения и т.д. в виде материальной помощи и различных услуг частными лицами, благотворительными организациями и учреждениями.

Патронесса – покровительница в благотворительном учреждении.

Попечение – покровительство, забота.

Попечитель – 1.Официально назначаемое лицо для попечения о ком-нибудь (попечение сирот, инвалидов, престарелых и т.д.) 2. В дореволюционной Беларуси и России – звание руководителя некоторых учреждений (попечитель учебного округа).

Попечительство – 1.Меры для попечения о ком-нибудь (учредить попечительство над сиротами). 2. Учреждение, общественная благотворительная организация для попечения о нуждающихся в помощи (Попечительство о слепых, Попечительство о глухонемых и т.д.).

Призреть – дать приют и пропитание, проявить заботу. На Беларуси существовало государственное, общественное, частное призрение и их разновидности. Понятие «призрение» появляется в XVII в.

Психолого-ориентированныемодели социальной работы – совокупность теоретических концепций социальной работы, в основе которых находится познание закономерностей психологического статуса, развития человека.

Редистрибуция – передача части избыточного продукта в древней общине в распоряжение вождей на различные общественные нужды.

Реципрокация – взаимопомощь, взаимный обмен услугами и дарами.

Слабоумие.В настоящем учебном пособии термин с. используется для обозначения тех состояний, при которых наблюдаются разные формы и степени недостаточности интеллектуальной деятельности. Этим термином в настоящее время пользуются психиатры, дефектологи, юристы, социологи и социальные работники. На некоторых этапах развития учения о с. он не заключал в себе такого широкого обобщающего значения, какое имеет сегодня. В некоторых государствах до сих пор термином с. пользуются для обозначения только одной из форм или степеней глубокой (легкой) интеллектуальной недостаточности.

«Слепня» – безразборная раздача милостыни. У восточных славян – одна из первых и основных форм проявления милосердия и благотворительности, предопределенная христианскими догматами. На деле с. была более нужна самому нищелюбцу, чем нищему, как средство для обеспечения своего будущего в загробной жизни. Нищий для благотворителя – лучший молитвенный ходатай. В старину говорили: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается».

Социолого-ориентированныемодели социальной работы. В их основе находится познание закономерностей социального развития, структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов.

Социальная деятельность – совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность (группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или природой.

Социальная защита – система мероприятий и учреждений, обеспечивающих осуществление по гарантированию минимальных достаточных условий жизни, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования. Идентифицируется с государственной системой гарантированной социальной помощи населению.

Социальная педагогика – процесс педагогического влияния на социальное действие ребенка в различных сферах его микроструктуры. В более узком смысле слова – педагогика внешкольного воспитания.

Социальная помощь – деятельность государственных, му­ниципальных и др. общественных организаций по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В досоветский период осуществлялось бесплатно или за незначительную плату в формах материальной помощи, социального патронажа, социального обслуживания в стационарных условиях (богадельни, приюты, инвалидные дома и т.д.), консультативной помощи и проч. Основные виды с.п.: материальная, финансовая, пенсионная, кредитная.

Социальная работа – 1.Специфический вид государственной и негосударственной деятельности по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается (индивидам, социальным группам, этническим общностям) с целью увеличения или восстановления их функциональных возможностей и особенностей. Термин перенесен из научной традиции американской системы помощи в начале XX в. взамен понятий «призрение», «благотворительность», «попечение» и т.п. В широкой научной практике применяется с конца 80 – начала 90-х годов. 2. Учебная дисциплина для подготовки специалистов в области социальной работы, систематизированное изложение с учебными целями ее основ. 3. Научная теория.

Странноприимницы(странноприимный дом) – помещение для приюта странников, прохожих, скитальцев, богомолов.

Трудовая помощь— «приискание» работы для безработных, содействие в овладении какой-либо профессией, устройство профессиональных школ (например, ремесленных), училищ и курсов для желающих получить работу.

Фасилитарное поведение – поведение лица, оказывающего помощь нуждающемуся путем интерпретации его поведения, совместного обсуждения альтернативных направлений деятельности и действий, объяснения ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов.

Филантропия – человеколюбие, благожелательное отношение к человеку, индивидуальная благотворительность.

Фундация – пожертвования монастырям, церквам, костелам и др. учреждениям земельных угодий (в т.ч. с крестьянами), денег, драгоценностей и др.

Шпиталь – учреждение для призрения престарелых, бездомных, бедных и больных на Беларуси в XV–XVIII вв.

Эльберфельдская система – система социальной помощи нуждающимся, которая впервые была испытана в городе Эльберфельд (Германия) в 1852 г. Основана на принципах децентрализации и индивидуализации призрения (местное самофинансирование; участие в оказании помощи значительного числа социальных работников; качественный учет нуждающихся; надежное определение и оказание индивидуальной помощи; планомерность, своевременность мер и т.д.). В конце XIX — нач. XX в. э.с. активно внедрялась в белорусских городах с использованием отечественного исторического опыта, накопленного в ВКЛ, и давала неплохие результаты.

Эмеритальные кассы – в конце XIX – начале XX в. пенсионные фонды для государственных служащих, средства которых составлялись из обязательных отчислений от их жалования, наград и пособий, ежегодных ассигнований. Учреждались различными ведомствами (военно-сухопутным, морским, инженеров путей сообщения и т.д.) и земствами. Пенсии выдавались по достижению определенного возраста как самому служащему, так и его родственникам в случае его смерти. Пенсионное обеспечение назначалось в случае увечья и тяжелой болезни. Пенсию могли наследовать дети до поступления ими на службу или до совершеннолетия. Для большинства служащих э.к. были важнейшим источником их социального обеспечения.

Юродивые – психически неполноценные или симулирующие помешательство люди, которых многие верующие считали «ясновидцами» и «прорицателями».

1. Периодизация истории социальной работы за рубежом и на Беларуси. Развитие благотворительности в Междуречье.

2. Становление общественного призрения и благотворительности в древних Индии и Китае.

3. Общественное призрение в Древней Спарте.

4. Становление общественного призрения и благотворительности в Древнем Риме.

5. Общественное призрение в Древних Афинах.

6. Римское право о проблеме попечительства и усыновления.

7. Роль церкви в средние века.

8. Проблема голода и эпидемий в средние века. Отношение к нищим и убогим.

9. Западная Европа в период становления буржуазных отношений (XVI–XIX вв.). Кризис общественного призрения в Европе. «Охота на ведьм» как социальное явление.

10. Положение изгоев общества в XVI–XVIII вв. в странах Западной Европы.

11. Появление светских институтов социальной помощи в XVI в. в странах Западной Европы.

12. Создание системы работных домов. Деятельность благотворительных школ в странах западной Европы.

13. Этапы реформирования системы изоляции с XVIII в. в странах Западной Европы.

14. Становление больничных заведений в век Просвещения в странах Западной Европы.

15. Реформа уголовного права в XVIII–XX вв. в странах Западной Европы.

16. Появление социального законодательства в XIX в. в странах Западной Европы.

17. Возникновение «карцерной» системы в странах Западной Европы.

18. Становление социального призрения на Беларуси в X–XIII вв.

19. Развитие социальной помощи на Беларуси в XIV–XVIII вв.

20. Отношение к нищим в белорусской деревне. Развитие основных форм взаимопомощи.

21. Направления деятельности белорусских земств, особенности финансирования и организации.

22. Церковноприходские попечительства и их деятельность до 1917 г. Организация деятельности православных братств.

23. Земская социальная помощь в области просвещения, медицины на Беларуси.

24. Помощь земств белорусским крестьянам. Работа земств в годы Перовой мировой войны.

25. Деятельность частных благотворителей на Беларуси в XVIII–XIX вв. (на основе примеров).

26. Изменения в частной благотворительности в начале XX в. на Беларуси.

27. Призрение детей на Беларуси в XIX – начале XX вв.

28. Светское образование на Беларуси в XIX – начале XX вв., социальная помощь учащимся.

29. Социальная помощь «трудным» подросткам, проблема патронажа на Беларуси в XIX – начале XX вв.

30. Предпосылки возникновения филантропии и меценатства на Беларуси. Основные направления, формы и методы деятельности частных благотворителей.

31. Призрение слепых на Беларуси в досоветских период.

32. Призрение лиц с нарушением психики на Беларуси в досоветских период.

33. Борьба с асоциальным поведением (проституцией) несовершеннолетних на рубеже XIX–XX веков.

34. Призрение глухонемых на Беларуси в досоветских период.

35. Формирование основ советской модели социальной помощи на Беларуси (1917–1941 гг.).

36. Борьба с асоциальными явлениями на Беларуси в советский период.

37. Система социальной помощи в период Великой Отечественной войны.

38. Развитие советской модели социальной поддержки в период 1945–1991 гг.

39. Становление социальной работы как науки и профессии.

40. Возрождение конфессиональной помощи на Беларуси после 1991 г.

41. Общая характеристика социальной работы в странах Европы в XX в.

42. Особенности развития социальной помощи в США в XX в.

43. Развитие социальной работы в Англии в XX в.

44. Развитие социальной работы в Германии в XX в.

45. Развитие социальной работы в Финляндии и Нидерландах в XX в.

46. Общая характеристика социальной работы в Скандинавских странах в XX в.

47. Общая характеристика социальной работы в странах Азии и Африки в XX в.

48. Общая характеристика социальной работы в арабо-мусульманских странах и странах Латинской Америки в XX в.






Сейчас читают про: