Древний Рим в VII — VI вв. до н.э

Социальное устройство древнейшей римской общины

 

В древнейшее время в Риме сохранялись родовые отношения. Род, подобно греческому, был отцовским, сородичи носили одно имя, которое производилось от имени предка. Из древнейших родов известны Аврелии, Валерии, Клавдии, Корнелии, Фабии, Юлии, Эмилии и др. Члены рода сообща владели землёй, обладали общим местом погребения.

 

Население состояло из 300 родов, 10 родов соединялись в курию, а 10 курий - в трибу. Каждая из трёх триб представляла собой отдельное племя. Членом римского народа мог стать лишь тот, кто принадлежал к одному из родов. Старейшину выбирали все члены рода, совет старейшин (сенат) ведал делами общины. Впоследствии в качестве старейшин стали избирать представителей только одной семьи каждого из родов, что привело к возникновению родовой знати и "патрицианских" семей. Напротив, более бедные семьи представляли слой кабальных рабов и людей, находящихся в разных видах зависимости, зачастую сходных с патриархальным рабством. Процесс разрушения родовой организации усугублялся тем, что на расширившейся в результате завоеваний территории Рима оказалось новое население из покоренных, преимущественно латинян, и из добровольно обосновавшихся в городе чужаков. Эти поселенцы, число которых росло, получили название плебс - т.е. множество.

 

Институт клиентелы, возникший в тот же период, предполагал предоставление покровительства со стороны знатных людей чужакам, не входившим в состав римских родов, либо представителям обедневших семей. Знатные люди становились их патронами. Патрон принимал клиента в свой род, давал ему своё имя, выделял часть земли, защищал в суде; клиент (верный, послушный) во всём подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его родом в войне. Институт клиентелы был распространён до возникновения оформленной государственной власти.

 

Успешные набеги на соседние народы и большая военная добыча способствовали выделению военной аристократии, представители которой составляли сенат и выбирали царя, который по своим полномочиям примерно соответствовал древнегреческому тирану. Это народное собрание, собиравшееся по куриям, принимать участие в котором имели право только мужчины-воины, получило название куриатных комиций. На них обсуждались, а затем принимались или отвергались новые законопроекты, а также избирались высшие должностные лица, включая царя. Оно представляло собой высший судебный орган в вопросах вынесения смертного приговора римскому гражданину, в её функции входило также объявление войны. Римские цари совмещали функции военачальника и верховного судьи. Являясь выборными племенными вождями, они не были похожи на самодержцев древневосточных деспотий, следовательно, применение к ним термина царь представляется весьма условным.

 

Рост населения Рима привёл к тому, что в трибы перестали записывать новых членов, и новые пришельцы становились плебеями, которые получали от римлян земельный надел, но не имели права участвовать в политической жизни государства. Плебеи были свободны, они добились права частной собственности на землю, занимались торговлей и ремеслом. В процессе смешения с римскими родами и через институт клиентелы плебеи постепенно включались в родовую организацию на ограниченных правах. К данному периоду Римской истории относится и возникновение рабства, не получившего ещё значительного развития. Рабы, использующиеся преимущественно в домашнем хозяйстве, набирались из числа военнопленных. Так начинается классовое расслоение внутри римской общины и её разложение.

 

Реформы Сервия Туллия

 

Эпоха Анка Марция (VI в. до н.э.) отмечена усилением влияния на Рим этрусской культуры. Все последующие цари были по происхождению этрусками. В обиход вводятся многие этрусские обычаи и верования. Возможно, этруски захватили власть в Риме. Вскоре после этого обостряется борьба народа против родовой знати, причиной которой могли являться противоречия между плебеями и коренным населением Рима.

 

В этот период аристократия по рождению заменяется аристократией по богатству (реформы Сервия Туллия). Вводится новое устройство римской общины (территориально-имущественный принцип). В результате территория Рима была разделена на 4 трибы, представлявших теперь обычные территориальные округа, вместо старого родоплеменного значения. Следует отметить включение плебеев в политическую жизнь общества и ослабление власти сената. В состав новых триб вошло всё гражданское население, проживающее на данной территории, из числа как патрициев, так и плебеев (землевладельцев данного округа). Патриции и плебеи были разделены на 5 классов по имущественному признаку. На каждый из классов возлагались военные обязанности по выставлению определённого количества центурий - сотен (пехотинцев или всадников), разграничение касалось и качества вооружений. Политическим результатом реформы стало вытеснение куриатных комиций - собранием по центуриям, большинство в котором принадлежало представителям высших классов.

 

Неимущие не входили ни в один из классов. Они получили название пролетариев (от слова потомство). Этим подчёркивалось, что всё их имущество состоит только в потомстве.

 

В современной исторической науке высказываются мнения о том, что Сервию было приписано много установлений более позднего периода. В частности, указывается на то, что проведение центуриатной реформы и слияние патрициев и плебеев в один народ могли иметь место не ранее V - IV вв. до н.э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: