Сказал Малик: «36 ракаатов»

И Малик заявил, что чтение в 36 ракаатов - это древнее действие, и зацепился за действие людей Медины, ведь Солих, вольноотпущенник Тав’амы, сказал: «Я застал людей, как они выстаивают таравих 41 ракаат, и из них пять – это витр».

Мы же опираемся на то, что Умар, да будет доволен им Аллах, когда собрал людей читать таравих за Убейем Ибн Каабом, Убей читал его для них в 20 ракаатов. И передал аль-Хасан аль Басри, что Умар собрал людей на Убейе Ибн Каабе, и он читал таравих с ними 20 ночей, и не делал кунут, кроме как во вторую половину. И когда наступили последние 10 ночей Рамадана, Убей стал читать у себя дома, и они говорили: «Сбежал Убей». Передал Абу Дауд.

И передал это ас-Саиб Ибн Зейд, и передано это от него по многим путям.

И передал Малик, от Язида Ибн Марвана, что он сказал: «Люди выстаивали во время Умара в Рамадан 23 ракаата (из них 3 витр).

И от Али, что он приказывал человеку молиться с людьми в Рамадан 20 ракааатов.

Поэтому, это является подобным иджма’ (единогласному мнению).

Что же касается того, что передал Солих (и чем аргументировал Малик на 36 ракаатов) – то Солих слабый, и затем – мы не знаем, о ком из людей он рассказал?! Быть может он застал какую то группу людей которые делали так, и в этом нет довода.

Затем, даже если было достоверно, что все люди Медины делали так, то-то, что делал Умар, и на чём он собрал сподвижников в свое время – первее к следованию».

Источник: «Аль-Мугни», 3/389.

 

Ибн Кудама сказал: "Более предпочтительным является мнение Абу АбдуЛлаха (то есть имама Ахмада, да смилуется над ним Аллах) согласно которому эта молитва – 20 рака’атов. Это было мнением ас-Саури, Абу Ханифы и аш-Шафии. Малик сказал что эта молитва в 36 рака’атов". Источник: Аль-Мугни, 1/457.

Ас -Сархаси, который является одним из имамов ханафитского мазхаба сказал: "Мы считаем, что она состоит из 20 рака’атов не считая Витра". Источник: Аль-Мабсут, 2/145.

 

Ан-Навави сказал: "Молитва Таравих является сунной согласно единогласному мнению ученых. Мы думаем, что эта молитва состоит из 20 рака’атов с десятью таслимами и разрешено совершать ее самому или коллективно". Источник: Аль-Маджму’, 4/31.

Доводы ученых, которые считали, что молитва-тарауих не ограничена одиннадцатью рак’атами.

Ученые, придерживающиеся этого мнения, сказали, что относительно дозволенности совершать по ночам молитвы в неограниченное число рак’атов есть множество доводов и неизвестно, чтобы кто-либо из саляфов это запрещал или порицал. Более того, сторонники этого мнения заявили, что в данном вопросе есть единогласное мнение (аль-иджма’).

Сторонники этого мнения приводили в качестве довода многочисленные хадисы, побуждавшие к совершению побольше добровольных молитв. Так, они приводили в качестве довода хадис Раби’а ибн Ка’ба, в котором сообщается, что когда он сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха), что желает сопровождать его в Раю, пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Помоги мне в этом многочисленными земными поклонами (т.е. намазами)». Муслим 2/53.

Также и хадис от Абу Зарра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва – это наилучшее деяние, и тот, кто желает, пусть увеличивает ее, а кто желает – уменьшает!» Ахмад 5/178, Ибн Хиббан 361, аль-Хаким 2/652. Имам Ибн Хиббан и имам аш-Шаукани подтвердили достоверность хадиса.

Однако сторонники того мнения, что ночную молитву нельзя совершать больше, чем в одиннадцать рак’атов, сказали, что эти хадисы являются обобщенными, которые необходимо конкретизировать хадисом в одиннадцать рак’атов ночной молитвы пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ведь если не конкретизировать обобщенные тексты Корана и Сунны частными, то это откроет двери многочисленным нововведениям, что и происходит.

Имам аш-Шатыби сказал: “Из числа следования за сомнительным (муташабих) – это совершение действий согласно общим положениям, не обращая внимания на то, есть ли что-либо конкретизирующее это или нет!” См. “аль-Итисам” 1/245.

Шейх ‘Али Махфуз говорил: “Следовать обобщенным текстам, не обращая внимания на разъяснение этого поступками пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его оставлениями, является следованием муташабиху (сомнительному), которое запретил Аллах! Ведь если мы обратимся к обобщенным текстам, не обращая внимания на конкретизацию, то мы откроем огромную дверь нововведениям, которым не будет конца! Вот тебе пример тому, о чем мы говорим! В хадисе от ат-Табарани пришло: «Наилучшее деяние – это намаз!» Если брать общий текст этого хадиса, то каким образом молитва рагъаиб будет порицаемым нововведением?! И каким образом молитва в середине ша‘бана будет порицаемой, когда это относится к общему тексту хадиса?! Однако ученые указали на то, что эти два намаза являются скверным, порицаемым нововведением! Второй пример. Аллах говорит: «Призывай к пути Господа своего мудростью и добрым увещеванием». И также говорит: «Поминайте Аллаха много!» Представьте того, кто опираясь на это, решит совершать азан для молитвы двух праздников, молитвы затмения или тарауих! А если мы скажем: «Как ты можешь совершать то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не делал и не повелевал этого делать?!» Он нам ответит: «Поистине, муаззин является призывающим и поминающим Аллаха!» Так каким образом ты предоставишь ему довод и опровергнешь его нововведение?! Третье. Аллах говорит: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют пророка, о вы, которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте часто!» Опираясь на это внешнее и обобщенное веление можно приближаться к Аллаху благословением на Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стоя в молитве и в поясном поклоне и земном и в различных местах, в которых пророк (мир ему и благословение Аллаха) не установил благословения за него! Кто тот, кто установил приближение к Аллаху Всевышнему посредством такого, и будет ли намаз такой правильным, когда нам известен хадис: «Молитесь так, как вы видели совершающим молитву меня!»” См. «аль-Ибда’» 25.

Таким образом, обобщенные хадисы необходимо конкретизировать частными.

Что касается тех, кто считал, что ночная молитва не имеет ограничения, то они ответили на упомянутое тем, что данное правило касается не имеющих основу в шариате молитв, а что касается ночной молитвы, то она изначально, в отличие от молитвы рагъаиб и подобным ей, имеет законность в шариате.

Примечание.

Молитва рагъаиб – это намаз в двенадцать рак’атов, который совершают некоторые несведущие люди в первую пятницу месяца Раджаб. Эта молитва не имеет никакой основы в шариате и является нововведением по мнению имамов всех мазхабов. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/239, “аль-Мадхаль” 1/294.

Молитва, совершаемая в середине месяца Ша’бан именуется «салятуль-бараа». Она также относится к числу нововведений в религии, не имеющей никакой основы. См. “ас-Сунан уаль-мубтади’ат” 156.

1. Также сторонники этого мнения приводили в довод хадис от Ибн ‘Умара, который рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “О посланник Аллаха, как совершать ночную молитву?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Ночная молитва совершается попарно, попарно. А если кто-нибудь из вас станет опасаться наступления рассвета, пусть совершит один рак’ат, что сделает общее количество совершенных им молитв нечетным». аль-Бухари 990, Муслим 849.

Опираясь на этот хадис, эти ученые говорят, что в нем доказательство на дозволенность совершения ночной молитвы больше чем в одиннадцать рак’атов, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) не указал на какое-то ограничение рак’атов ночной молитвы.

Но ученые, считавшие, что ночная молитва не превышает одиннадцати рак‘атов, ответили на этот довод тем, что в данном хадисе речь идет именно о способе совершения ночных молитв, а не о количестве рак‘атов. И это объясняет версия, приводимая имамом Муслимом, в которой сообщается, что Ибн ‘Умара, передавшего этот хадис, спросили: “А что значит «попарно, попарно»?” Он ответил: “Совершать приветствие (таслим) после каждых двух рак‘атов”. Муслим 849.

Что же касается сторонников обсуждаемого мнения, то они возразили на такое объяснение и сказали, что это противоречит внешнему смыслу хадиса, так как человек явившийся к пророку (мир ему и благословение Аллаха), ничего не знал о ночной молитве, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказав ему как совершать по ночам молитву, не сделал каких-либо ограничений, кроме рассвета. И в другой версии этого хадиса, которую приводит Са’ид ибн Мансур, как раз понимается то же самое. В ней сказано, что Ибн ‘Умар сказал: “Если ты не опасаешься того, что рассветет или что уснешь, то молись попарно и завершай уитром”. См. “Фатхуль-Бари” 2/481.

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Смысл хадиса в том, что человеку следует совершать приветствие после каждых двух рак’атов, несмотря на количество совершенных им молитв. И поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) завершил свои слова: «А если кто-нибудь из вас станет опасаться наступления рассвета». Это указывает на то, что человек может совершать ночью неограниченное число рак’атов из того, что для него будет несложно”. См. “Тарх ат-тасриб” 3/95.

Имам аль-Баджи сказал: “Смысл этого хадиса не в количестве рак’атов, так как это зависит от состояния молящегося, и довод этому слова: «Попарно, попарно», и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не установил какого-либо количества. И во-вторых, слова: «А если кто-нибудь из вас станет опасаться наступления рассвета», связаны с рассветом, а не с количеством рак’атов”. См. “аль-Мунтакъа” 1/220.

Также в качестве довода некоторые сторонники этого мнения приводят действия жителей Медины, которые совершали тарауих в тридцать шесть рак’атов, о чем сообщили имам Малик и аш-Шафи’и. А эти люди застали сподвижников и их последователей, и если бы ночную молитву нельзя было бы увеличивать, то им об этом обязательно было бы известно.

Однако сторонники того мнения, что ночная молитва не превышает одиннадцать рак’атов сказали, что это не является доводом в Исламе. Ни слова ученых сами по себе, ни поступки жителей Медины и т.п. не являются шариатским доводом, который можно противопоставлять достоверному хадису. Довод – это только Коран, Сунна и иджма’!

Ибн Хазм говорил: “При разногласии в каком-либо вопросе необходимо возвращаться только к Корану и Сунне, и ничему другому! И не дозволено обращаться при разногласиях к действиям жителей Медины или чему-либо еще!” См. “аль-Мухалля” 1/55.

Ибн аль-Къайим сказал: “Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не может быть отвергнута действиями жителей какого-либо города, кем бы они ни были! Ведь правители Медины и другие лица внесли в намаз деяния, которые не переставали совершать и после них!” См. “Задуль-ма’ад” 1/253.

Также сторонники того мнения, что ночная молитва не имеет ограничения, опираясь на хадис: «Поистине, человек, совершавший молитвы вместе с имамом, до тех пор, пока он не ушел, подобен тому, кто выстаивал в молитве всю ночь», говорили, что в этом хадисе указание на то, что следует совершать столько же рак’атов, сколько совершает имам, даже если он превысил одиннадцать рак’атов.

Однако шейх аль-Альбани возразил этому и сказал, что в хадисах, в которых велено следовать за имамом, речь идет об имаме, который совершает молитву пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Сообщается, что когда Му‘аз ибн Джабаль, будучи имамом, сильно затянул ночную (‘иша) молитву, юноша по имени Суляйм вышел из намаза и помолился в углу мечети, затем удалился. Когда после завершения молитвы Му‘азу сообщили о случившемся, он сказал: “Поистине, это лицемерие с его стороны! Я обязательно расскажу посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о том, как он поступил!” А тот юноша сказал: “И я расскажу Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о том, как он поступил!” Когда же наступило утро, они оба пришли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Му‘аз сообщил ему о поступке этого юноши. Юноша сказал: “О Посланник Аллаха! Он довольно долго находится рядом с тобой, а затем возвращается и затягивает молитву для нас!” Услышав это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разгневавшись, сказал Му’азу: «Ты что, смутьян, о Му‘аз?!» Ахмад 5/74, Ибн Хузайма 1634. Хадис достоверный.

Несмотря на то, что затягивание молитвы имеет основу в Сунне и является похвальным делом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) высказал строгое порицание Му’азу, а этому юноше не высказал никакого порицания, несмотря на то, что он прервал обязательную молитву за имамом. Сл. подробнее разъяснение этого вопроса “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 254.

И также сторонники того мнения, что ночная молитва не превышает одиннадцати рак’атов говорили: Тот, кто не превышает одиннадцати рак’атов, даже если имам делает больше, все равно с дозволения Аллаха получит свою награду, поскольку он оставляет это ради Аллаха, чтобы не превысить число рак’атов, установленных самим пророком (мир ему и благословение Аллаха). А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ты ни оставил ради Всевышнего Аллаха, Он обязательно заменит это для тебя тем, что лучше!» Уаки’ в “аз-Зухд” 231, Ахмад 5/363, аль-Асбахани 1/73. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

2 Также сторонники того мнения, что ночная молитва не имеет ограничения, опирались на следующий хадис: «Не совершайте молитву уитр в три рак’ата, уподобляя ее вечерней молитве. Однако совершайте уитр в пять, в семь, девять, одиннадцать или большее число рак’атов!» аль-Байхакъи 4594, Ибн Хиббан 2729, аль-Хаким 1/403.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: