Передача единогласного мнения

Этого мнения, что ночная молитва не имеет ограничений, придерживались многие саляфы, включая и сподвижников, а некоторые имамы вообще передали единогласное мнение относительно этого вопроса:

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “ Единогласны ученые в том, что нет никаких ограничений и конкретизаций в ночной молитве, и что это добровольная молитва. И тот, кто желает, пусть затягивает стояние (чтением) и уменьшает число рак’атов, а кто желает, пусть увеличивает число земных и поясных поклонов!” См. “аль-Истизкар” 5/244.

Къады ‘Ийяд сказал: “Нет разногласия среди ученых, что у ночной молитвы нет ограничений, которое нельзя превышать или же уменьшать. Ночная молитва из числа таких благодеяний, которое если увеличиваешь, увеличивается награда. А что касается разногласия, то оно было именно в том, как совершал ночную молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха) и что он выбрал для себя”. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/19.

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Сошлись все ученые на том, что у ночной молитвы нет ограничения!” См. “Тарх ат-тасриб” 3/50.

А что касается упомянутых слов имама Малика, что он якобы порицал большее совершение рак’атов тарауиха, чем одиннадцать, что приводила сторона первого мнения, то это мнение имама Малика не было однозначным в данном вопросе. Например, в его же книге «аль-Мудаууана», в которой собраны его высказывания, Ибн аль-Къасим передает, что Малик считал, что количество рак’атов молитвы тарауих тридцать девять, с тремя рак’атами молитвы Уитр, как это было мнением жителей Медины. См. “аль-Мудаууана” 1/193.

Также и известный маликитский имам Ибн Рушд передал, что у имама Малика в вопросе количеств рак’атов молитвы тарауих было три мнения: тридцать девять рак’атов, двадцать и одиннадцать, которые он избрал для себя. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/487.

Таким образом, вы видим, что мнение тех ученых, которые передавали о единогласном мнении, что ночная молитва не имеет ограничения, является очень сильным.

Высший совет ученых Саудовской Аравии был спрошен: «О чем говорят ученые-фукъаха имамы в религии относительно намаза тарауих? Если сунной является чтение восьми ракаатов молитвы тарауих, так почему же в пророческой мечети читают тарауих в двадцать ракаатов? Как мы слышали, что в ней совершают двадцать ракаатов молитву ат-тарауих и простолюдины приводят это в качестве довода, что молитва тарауих состоит из двадцати ракаатов».

Ответ: «Молитва «тарауих» – эта Сунна, которую установил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. И доводы указывают на то, что он, мир ему и благословение Аллаха, не совершал более одиннадцати ракаатов за ночь ни во время Рамадана, ни в другие месяцы. Рассказывается, что Абу Саляма спросил Аишу, да будет доволен ими обоими Аллах: «Как молился Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в ночи Рамадана?». Аиша ответила: «Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать ракаатов. Сначала он совершал четыре ракаата, и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, потом еще четыре ракаата, и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, после чего совершал еще три». Далее Аиша сказала: «Однажды я спросила: «О Посланник Аллаха, так разве ты спишь перед совершением витра?». Он ответил: «О Аиша, поистине, мои глаза спят, но не спит сердце мое»» (аль-Бухари 1147, Муслим 738)…..

Также было утверждено, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал в некоторые ночи тринадцать ракаатов. Поэтому является обязательным понимать слова Аишы так, что в большинстве случаев Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не совершал более одиннадцати ракаатов за ночь ни в месяце Рамадан, ни в другие месяцы, чтобы объединить, таким образом, эти два хадиса. Хотя нет проблем в совершении ночных добровольных молитв более чем в одиннадцать и тринадцать ракаатов, ибо Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ничем не ограничил ночные добровольные молитвы. Напротив, когда он был спрошен о ночной молитве, то ответил: «Ночная молитва совершается по два (ракаата). А если кто-нибудь из вас станет опасаться наступления рассвета, пусть совершит один ракаат, чтобы общее их количество стало нечетным» (аль-Бухари, 472 – 990 и Муслим, 849).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не ограничил ни одиннадцатью ракаатами, ни другим количеством, что указывает на то, что ночные добровольные молитвы, будь в Рамадане и в другие месяцы, не имеют ограничения.

Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»

Источник: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 7\194-196.

 

Итог.

На основании всего изложенного мы видим, что среди ученых есть большое разногласие относительно количества рак’атов молитвы тарауих. Однако мы должны знать, что наличие разногласий не имеет никакую шариатскую силу в приведении доводов и предпочтении одного мнения другому, либо же в опровержении одного мнения другим. А слова и мнения ученых сами по себе не являются доводом, как говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Не дозволено никому в спорном вопросе использовать в качестве довода чьи-либо слова! Поистине, доводом является только текст (Коран и Сунна), единогласное мнение (аль-иджма’) и доказательства, извлекаемые из этого, а не слова некоторых ученых. Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.

Раньше мы следовали мнению первой группы ученых, что молитву тарауих не следует совершать больше, чем в одиннадцать рак’атов. Однако после подробного изучения этого вопроса и доводов всех сторон мы пришли к тому мнению, что самым сильным и аргументированным является мнение третьей стороны, что молитва тарауих, как и любая иная добровольная ночная молитва, не имеет каких-либо ограничений и каких-либо конкретных количеств рак’атов.

Имам аш-Шаукани сказал: “Ограничение молитвы, именуемой как «тарауих», определенным количеством рак’атов или чтением в них определенных сур Корана, не имеет на то никаких указаний в Сунне!” См. “Найлюль-аутар” 3/64.

Но если человек будет совершать молитву тарауих именно в одиннадцать рак’атов, следуя тому, что чаще всего совершал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то нет в этом проблем. А что касается узаконивания любого иного количества рак’атов молитвы тарауих, то это является нововведением, о чем говорил имам ас-Сан’ани, что на это нет никакого довода в Коране и Сунне.

И кстати, очень часто сторонники второго мнения, что молитва тарауих состоит именно из двадцати рак’атов, используют доводы третьей стороны, чтобы опровергнуть сторонников мнения одиннадцати рак’атов, а затем, сдвинув ограничение молитвы тарауих с одиннадцати рак’атов, строго, останавливаются именно на двадцати рак’атах. Но ведь сторонники третьего мнения не узаконивали никакого определенного числа рак’атов для молитвы тарауих!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: