VII. Разработка элективных курсов

Школьные учебники, в силу требований программы и методической целесообразности, не всегда содержат достаточное количество материала, который позволял бы целенаправленно и полноценно обучать различным аспектам английского языка для профессиональных целей.

Способом, позволяющим удовлетворить растущие языковые потребности учащихся, нам представляется разработка элективных курсов разных типов.

Прежде чем приступать к разработке любого элективного курса, необходимо ответить на целый ряд вопросов о предполагаемом курсе, таких, как “Для кого предназначен курс?”, “какова цель курса?”, “какое содержание курса предпочтительно?”, “какие методы и подходы к обучению будут наиболее эффективными в рамках предполагаемого курса?” и, наконец, “какова длительность курса?”. Ответы на эти вопросы во многом определяются типом курса.

Большинство элективных курсов можно разделить на три категории:

1. Информационные курсы. Их задача – дать учащимся как можно более глубокие знания о конкретной сфере языка или культуры изучаемой страны. В качестве примеров таких курсов можно привести курс по истории английской литературы, американистике (English literature, American Studies) и т. д.

2. Практические курсы. Их задача – дать учащимся словарный запас и определенный объем знаний, необходимые для выполнения профессиональных задач в конкретной практической сфере. Примера-ми таких практических курсов будут “английский для делопроизводства”, “английский для гидов-переводчиков”, “английский для гостиничного дела” и т. д., то есть такие курсы будут в определенной степени эквивалентны курсам “английский язык для специальных целей” (English for Specific Purposes, ESP), которые преподаются как для иностранцев, так и для носителей языка.

3. Развивающе-компенсирующие курсы - основной задачей, которых является тренировка речевых навыков учащихся (умений и навыков общения в устной и письменной форме). Этот тип элективного курса позволяет уделять большое внимание подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Курсы двух первых типов по своим задачам не предполагают большого количества тренировочных упражнений, направленных на отработку формата экзаменационных заданий. В отличие от курсов двух первых типов развивающе-компенсирующие курсы не предполагают большой информационной насыщенности материала: овладение учащимися фоновыми знаниями о культуре либо аспектах профессиональной деятельности на иностранном языке в их задачу не входит.

Примерами курсов развивающе-компенсирующего типа могут быть: курс письменной речи для экзаменов международного формата, курс чтения, курс для развития навыков аудирования и т. д.

Тип курса Задачи Содержание
Информационный   Дать знания о культуре страны изучаемого языка, аспекте языка (стилистике, лексикологии, литературе и т. д.) Фактический материал (информация о языке и стране)
Практический Дать знания, умения, навыки и словарный запас для выполнения практических задач в профессиональной сфере лексический материал информация профессионального типа (например, особенности работы в профессиональном сообществе), навыки практического использования языка (написание служебных записок, пользование электронной почтой, создание презентаций, обзоров, отчетов и т. д.)
Развивающе- компенсирующий     Дать знания о типах экзаменационных заданий, формате экзаменов, навыки и умения, необходимые для сдачи конкретного экзамена, развить стратегическую (прагматическую) компетенцию учащихся информация о формате экзамена, типах заданий и стратегиях их выполнения, лексический и грамматический минимум, необходимый для сдачи экзамена. Упражнения, направленные на тренировку речевых умений и навыков

Определившись с требуемым типом элективного курса, необходимо определить его содержание. Элективный курс может преподаваться в течение двух годов обучения (10–11-е классы) или интенсивно в течение 11 года. Учебное пособие для подобного элективного курса может состоять из коротких разделов, каждый из которых направлен на тренировку одного, отдельного аспекта языка - умения либо навыка, например: reading for gist, reading for detail, reading for inferences, writing descriptions, writing narrative texts, writing arguments, writing essays и т. д.

Каждый из разделов основан на одной из изучаемых в курсе обучения тем. Таким образом, пособие может быть использовано как в дополнение к основному учебнику (то есть элективный курс может преподаваться последовательно), так и как  отдельный, самостоятельный курс (то есть параллельно).

Решение о сроках и форме проведения курса может влиять на его структуру. на наш взгляд, наиболее удобной формой структурной организации пособия для элективного курса является следующая:

• пособие состоит из небольших разделов, что позволяет их использовать в отведенное учебное время;

• тексты пособия максимально аутентичны, то есть они созданы на основе реальных текстов (публицистических, художественных и т. д.);

• задания и упражнения носят коммуникативный характер;

• пособие может включать приложение с дополнительными упражнениями, которые дадут учителю возможность увеличивать по мере необходимости количество учебных часов для данного курса, при этом часть упражнений можно использовать для самостоятельной или домашней работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: