Религия как подсистема

По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Каждая сфера духовной жизни представляет собой сложное образование, в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, складывается структура. Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому-либо одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов, а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования. В религии выделяют сознание, деятельность, отношения, институты, организации. В свою очередь, каждая из указанных сторон характеризуется рядом признаков.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно-исторической ситуацией, определенные функции. История показывает, что религия занимала в обществе следующие положения.

1. Религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное, групповое и индивидуальное сознание. Религиозные общности совпадают с этническими. Религиозная деятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности. Религиозные отношения «налагаются» на другие социальные связи. Институты соединяют в себе власть религиозную и светскую.

2. Светское сознание существует наряду с религиозным. Может испытывать влияние религии, но может быть и свободным от него. Религиозная деятельность хотя и вменяется в обязанность, но постепенно выделяется из общей цепи деятельности и привязывается к определенным условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия с социальных связей печати религиозных отношений. Религиозная общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общностью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозглашается тождество религиозной и государственной принадлежности.

3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном сознании. Доминируют системы других идей. Религиозная деятельность и отношения являются частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам.

В разных типах общества, на разных этапах истории, в разных странах и регионах позиции религии, функции и поле их действия меняются.

Индивид и личность в религии

В ранних формах религии отдельный человек не выделял себя из религиозной группы, выступал как индивид, как единичный представитель рода или племени, которые являлись носителями этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать личностью в религии (как и в других сферах бытия) лишь на определенном [38] этапе исторического процесса обособления и отличения себя от общности. В развитых религиозных системах личность может представать в различных типах - «святой», «юродивый», «оглашенный», «аскет», «отшельник» и т. д., а в обыденной жизни - «верующий», «фанатик», «колеблющийся», ««личность с превалирующей религиозной ориентацией» или «подчиненной» и др. Без религиозной личности не может существовать и развитая религиозная система. Религиозная личность - это человек в совокупности его индивидуальных качеств, в которой определенное место занимают и религиозные свойства, способный стать субъектом религиозной деятельности. Такой личности присуще качество «религиозность», которое образуют в сознании соответствующие представления, идеи, вера, потребности, чувства, а в поведении - посещение храма, молитва, участие в богослужении, совершение религиозных обрядов, празднование религиозных праздников, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях «Бог - человек», «человек - Бог» или, в зависимости от типа религий, в чем-то ином. Религиозные качества интериоризуются (лат. interior - внутренний), «овнутрвляются» в процессе социализации, присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной среды, в результате чего складывается религиозная духовность личности. Духовность характеризует личность с точки зрения меры освоения ею духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание голоса совести, творчество. Эти процессы могут быть связаны с религиозной верой или же с иными мировоззренческими ориентирами. Религиозная вера, совокупность религиозных представлений, переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культуре, религиозно-психологические процессы, в ходе которых совершается катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание этой духовности зависит от религиозной принадлежности.

Глава II ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ

Система детерминант

 При объяснении религии важно ответить на вопрос, под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится. Рассмотрим систему детерминант в разных аспектах, прежде всего выделим виды связей в этой системе. Причинные отношения порождают религию, различные религиозные явления и процессы в качестве следствий, каузальные связи являются главным генетическим фактором. Существенны и [39] исторические связи: религия - не только следствие причин, действовавших в прошлом и действующих в данный момент времени, но и результат развития общества в целом, его различных сфер, результат саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются и структурные связи - строения, внутренней организации общества, его подсистем, сфер, самой религии, «склонные» к устойчивости, постоянству, инвариантности. Большое влияние на религию оказывают функциональные отношения. В обществах определенных типов ряд функций выполняет религия, потребность в выполнении этих функций способствует ее воспроизводству. Можно говорить о наличии в комплексе детерминант религии и связей обусловливания, которые составляют среду, обстановку ее порождения, возникновения, существования, функционирования, связей вероятности, случайности.

Наряду с различными видами связей можно выделить социумные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические детерминанты, их обычно метафорически называют «корнями религии». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как целого, находятся «на стороне» отношений вне сознания. Определяющими в конечном счете являются материальные отношения - это «перводетерминанты», но их влияние опосредовано. На религию оказывают «вторичное воздействие» различные области духовной сферы - политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические детерминанты. В области культуры это такие явления, как деформация системы ценностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое распространение шаблонной масс-культуры, тупики искусства и падение нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порнографизация. Антропологические корни образуют те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, уродство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, геноцид, угроза перерождения «Homo Sapiens» и исчезновения человечества и пр. Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву - в познавательной деятельности человека. [40]

Социумные основы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: