double arrow

Аттика до реформ Солона. Социально-политические отношения. Законы Драконта. Заговор Килона.


Институты государ-ти в Аттике склад. позже, чем на Пелопоннесе. Рождение полисного строя: трансформация родовых учреждений путем внутр. развития, роль военных завоеваний минимальна. Древнейш. история Афин освещена в источниках, воссоздание стадий процесса форм-я полисов вообще. Аттика населена уже в неолите, в микенское время - одно из древн. царств, которое прекратило сущ-е, как и др. ахейские центры, в кон. II тыс. до н. э. Дорийское вторжение затронуло Аттику косвенно. Дорийцы не смогли проникнуть в А., здесь проживало прежнее насел-е (ионийцы и пеласги), но в А. - убежище ахейских родов, вытесненные дорийцами из Пелопоннеса. Из всех них в нач. I тыс. до н. э. сложилась племенная группа афинян, говор. на ионийском диалекте греч. языка. В гомеровский период - несколько самост. родов. общин, управл. басилеями и советами старейшин. Население делилось по кровнород. признаку на 4 филы (племени), каждая состояла из 3 фратрий, каждая фр. - десятки родов. В IX—VIII вв. до н. э. в Аттике-признаки разложения родового строя, соц. дифференциация насел., появление признаков государственности. Преобладание Афин среди других родовых поселков. Аф. - запасы глины, плодор. почва, керамическое произв-во. Дипилонские вазы (с геометр. орнаментом). Афины в 5 км от моря, укрыты от пиратов, мощн. укреп. на Акрополе, безопасность жителей Аттики больше, чем какой-л. другой поселок. Вокруг Афин объединение (синойкизм), добровольное и насил., всех род. общин Аттики. Объед. завершил аф. герой Тезей. Тезей уничтожил советы старейшин во всех родовых поселках, всеми делами в Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев, находившийся в Афинах. Местный культ Афины стал общеаттич. культом. Праздник Панафинеи. В Аф. пересел. знатные роды из др. поселков, увелич. город. насел-я. Переведены святилища местных атт. божеств, Посейдона, Деметры.

3 соц. группы: родов. знать (эвпатриды), земледельцы (геоморы) и ремесленники (демиурги). В полит. сфере басилей сменяется коллегией должн. лиц—архонтов, совет старейшин преобр. в Ареопаг, который пополнялся из отслуживших архонтов. Хотя архонты и Ареопаг комплект. из род. знати, появление новых должн. лиц и нового совета - удар по органам родового строя. В VIII—VII вв. до н. э. господство в аф. полисе захватили эвпатриды. Земли присвоены знатью. Сородичи, лишен. земли, попали в зависимость от эвпатридов. Архонты и Ареопаг –в руках эвп. Знать толковала обычное (незаписанное) право, использовала это в своих интересах. Разложение род. организации. Тирания аристократа Килона (между 636 и 624 г.). Жестокость, которую после неудачного исхода попытки Килона допустили эвпатриды, под предводительством архонта Мегакла из рода Алкмеонидов, по отношению к несчастным приверженцам Килона, и совершенное при этом оскорбление святыни (некоторые из килоновцев были перебиты при алтарях богов) возбудили негодование народа, который, однако, остался верен существующему устройству. Попытка тирании, и жестокий произвол - необходимость писаных, известных всем законов. Сильный удар по родовым учреждениям - запись действ. правовых норм, архонт Драконт в 621 г. до н. э. Драконт не только записал действующее право, но и включил ряд новых законов, которые отражали соц-экон. ситуацию того времени. По Законам отменялась кровн. месть, новые правила судопроизводства, устан. различие между предумышленным и непредумышл. убийством. Право частной собственности, смерть за посягательство собственность. Суровая охрана ч/собств-ти должна защитить новый институт от коллективистских обычаев родового строя. Законодательство Др. - победа демоса. Однако положение основной массы афинян продолжало оставаться тяжелым — ведь основа общественного богатства — земля - в руках эвпатридов. Острое недовольство афинян. Социальные противоречия в Афинах в конце VII в. до н. э. грозили вылиться в кровавые столкновения. Эвпатриды вынуждены избрать архонтом Солона для нормализации обстановки (594 г. до н. э.).

 

 


Сейчас читают про: