Вольноотпущенники – категория населения, приобретающие свободу не в силу рождения, а отпущенные на свободу из рабства.
Римское частное право предусматривало различные процедуры
освобождения раба:
1. Путём фиктивного судебного процесса.
В древнейшее время освобождение данным способом происходило
по воле господина путём введения в процесс фигуры частного заступника.
В судебном процессе господин заявлял: "Этот раб мой", а заступник говорил: "Заявляю, что он свободен". На основании этого претор объявлял
о свободе лица.
Позднее освобождение происходило путём привлечения публичных органов власти – ликтор (помощник магистрата, носящий перед ним знаки власти) производил ритуальный удар жезлом со словами:
"Объявляю тебя свободным по обычаю квиритов".
2. По завещанию.
Данный способ также мог был реализован только по желанию господина и объявление раба свободным в завещании происходило публично, в народном собрании, поскольку первоначально именно в такой форме составлялось завещание.
|
|
3. Выкуп раба за его деньги.
Раб мог договориться с третьим лицом о его выкупе на деньги раба
с последующим освобождением.
4.Занесение цензором раба в список граждан с согласия
господина.
Данные процедуры освобождения раба носили публичный
характер, что говорило о высокой социальной значимости предоставления свободы лицу – раб приобретал правоспособность, становясь субъектом права. Былии другие, неформальные способы отпущения раба на волю:
5. Объявление в кругу друзей;
6. Объявление в письме к рабу.
7. Усаживание раба за стол рядом с господином.
8. Получал свободу раб, выдавший дезертировавшего солдата.
Постепенно,когдаотпускрабовнаволюприобрёлмассовый характер и численность рабов существенно сократилась, были введены законодательные ограничения данного процесса: ограничения на отпуск рабов определённого возраста, лимит по количеству и т.д.
Приобретшие свободу рабы приобретали статус вольноотпущенника и имели латинское гражданство, однако, римское право предусматривало ряд средств для приобретения и римского гражданства.
Объём правоспособности вольноотпущенников был следующим. Они не имели публичных прав и были существенно ограничены в частных правах. В частности, эти ограничения проявлялись в степени зависимости вольноотпущенника от семьи бывшего господина: бывший раб должен был в "благодарность" предоставлять различного рода услуги господину – оказывать помощь в публичных и частных делах, выполнять работу,
|
|
обеспечиватьсодержаниегосподинапринеобходимости,материально помогать матери господина. Господин имел право домашнего суда над рабом. Бывший раб не имел права подавать иски против господина под угрозой обратного обращения в рабство. Данные обязанности юридически закреплялись в специальном клятвенном обещании вольноотпущенника, совершавшегося публично в форме стипуляции. При этом патрон был обязан помогать клиенту в нужде. Таким образом,между вольноотпущенником иего бывшим господином складывались отношения патроната –господин как бы брал раба на поруки, обеспечивая возможность его участия в жизни общества. Нередко такая ситуация приводила к многочисленнымзлоупотреблениям среди рабовладельцев, которые принуждали рабов давать клятвенное обещание несения обременительных обязанностей в обмен на отпущение на волю, чтовынудилозаконодателяобусловитьправопатронанауслугиот вольноотпущенника только в "нормальном случае".
Наиболее существенным было ограничение наследственной
правоспособности – наследство либерта, умершего без завещания,
переходило патрону. Именно поэтому про эту категорию лиц говорили:
"Ониживуткаксвободные,аумирают,какрабы".Такимобразом, вольноотпущенник, несмотря на состояние свободы, был существенно ограничен в своих правах.
Патрон утрачивал свои права, если:
Он отказывал вольноотпущеннику в алиментах;
Возбудил против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью;
Пытался на возмездных началах передать другому лицу своё право на услуги.
В период империи вольноотпущенники могли получить полную политическую правоспособность по специальному постановлению императора, одновременно получая и правоспособность в сфере частного права (это называлось "право кольца", поскольку император награждал вольноотпущенника золотым перстнем).