Вопрос 10. Сенатусконсульты

Вопрос 4. периодизация развития Римского права.

Периодизация римского права — выделение в развитии права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные признаки.

Первый период — эпоха от создания Законов XII таблиц (451 - 52 гг. до н.э.) до III в. до н.э. - период Древнего или квиритского права. Основным источником в этот период были Законы XII таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и др.), однако систематизация правовых норм была примитивная, и не всегда четко выделялись правовые институты.

В этот период зарождаются способы осуществления права. Вначале это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появляется должность претора и создается легисакционный процесс.

Следующий период — предклассический (с III в. до н.э. до начала I в. н.э.). В этот период издаются законы, развивающие отдельные институты римского права, а также создающие новые. Развиваются институты наследственного права, сервитуты, деликты; появляются законы о судопроизводстве. Появляются новые способы создания правовых норм: формулы претора, в которых претор давал указание судье, как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом. Появляются эдикты претора, которые содержали определенную совокупность формул претора.

Период с I — III вв. н.э. является классическим. Основные институты на этом этапе приобретают законченный вид, накапливается теоретический опыт. Среди источников появляются сенатусконсульты, конституции

принцепса и ответы юристов. Эти источники права становятся основными. В конце периода появляется экстраординарный процесс.

Следующий период — постклассический (с IV — VI вв. н.э.). На этом этапе предпринимаются попытки кодификации права. В конце периода создается кодификация императора Юстиниана — Corpus iuris civilis.

 

Вопрос 5. Квиритское и цивильное право.

Цивильное право или квиритское право, — совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее — сената. Источники цивильного права — обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Вообще цивильное право представляло собой всю совокупность юридических норм, действующих в государстве и выраженных в законе этого государства. Цивильное право закрепляло патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности.

 

Вопрос 6. Преторское право и право народов.

Преторское право — совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права — эдикты преторов. Это связано с тем, что эдикты преторов постепенно вытеснили старое cjus civile и создали новую систему норм — преторское право.

Преторское право представляло собой наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов. По сравнению с цивильным правом право народов является более гибким. Оно сложилось из правовых норм и торговых обычаев других стран античного мира, а также было заимствовано у стран, находящихся в торговых отношениях с Римом или попавших под его господство. Право народов римляне применяли в отношениях с соседними и покоренными государствами.

Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения. Указанное право регулировало взаимоотношения между гражданами Рима и перегринами, а также между перегринами, которые находились на территории Римской империи.

Вопрос 7. Обычное право как источник права.

Обычное право (ius non scriptum) - это совокупность неписаных правил поведения (обычаев), которые сложились в Древнем Риме в результате их неоднократного традиционного применения и санкционирования государством. Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствовали другие нормы права. Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону. Подразумевалось, что он его дополняет.

 Для  признания в качестве правового требования, т. е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям:

1) он должен выражать продолжительную правовую практику, во всяком случае, в пределах жизни более одного поколения;

2) он должен выражать однообразную практику – причем безразлично, действия или бездействия;

3) он должен воплощать неотложную и разумную потребность в именно правовом регулировании ситуации.

Специфику правового применения обычая составляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказывать факт его наличия; обычай не презюмировался в суде, а доказывался.

     Кроме того, далее появляется судебный обычай и судебная практика.

 

Вопрос 8. Закон.

Законы – это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные сенатом.

Для признанияправового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, таковыми являлись:

1) Магистрат, имевший право созывать народное собрание, должен был выработать письменный проект закона а затем выставить его на форуме.

2) Народ, собранный магистратом в комиции, принимающий или опровергающий проект закона целиком, но не обсуждал сам проект.

3) Сенат, одобряющий и ратифицирующий сам закон.

 Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания, тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы.

Закон должен был содержать определенные элементы, исходя из чего в формуле закона различали три составные части:

1) praescriptio-надпись, указывала имена инициаторов, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие создание закона.

2) Rogatio- содержание закона

3) Sanctio- санкция, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителя.

В зависимости от направляющего действия санкции как гарантии соблюдения закона, различались законы:

1) несовершенные – не содержащие в себе санкции;

2) совершенные – санкция которых объявляла недействительным противозаконный акт;

3) менее совершенные – санкция которых указывала на взыскание штрафа при сохранении юридической силы противозаконного акта;

4) более совершенные – санкция которых предусматривала и недействительность противозаконного акта и взыскание штрафа.

 

Вопрос 9. Эдикты магистратов и преторское право.

Эдикты магистратов - это специальный акт (программа), который издавался республиканским магистром при вступлении в должность и действовал до окончания его полномочий (1 год). Особое значение имели эдикты преторов, которые ведали судебными делами.

     В своих эдиктах магистры излагали правила, которые будут лежать в основе их деятельности, указывали - в каких случаях будут даваться иски, а в каких нет, определяли порядок взаимоотношений с чужеземцами и т. д.

     Первоначально эдикты издавались только на срок деятельности издавшего их претора, и поэтому при вступлении в должность нового претора эдикты менялись. Поскольку вновь вступивший в должность претор сохранял нормы прежнего эдикта, соответствовавшие жизненным условиям, со временем сложился определенный их массив, переходящий из эдикта в эдикт (переходящая часть), а в случае необходимости он дополнял эдикт новыми нормами (новая часть). Первоначально деятельность преторов сводится к проведению в жизнь принципов цивильного права посредством восполнения его пробелов. Однако в последствии возникла необходимость радикального корректирования цивильного права.

Претор не мог отменять или изменять источники цивильного права, однако мог разрешить конкретную правовую ситуацию, вопреки нормам цивильного права. Эта, рассмотренная претором ситуация, включалась в эдикт: сначала в постоянный, а затем и в переходящую часть. Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт создавали новые нормы права. В результате такой правотворческой деятельности преторов и др. магистратов, наряду с цивильным правом сложилась новая система норм – преторское право. В 129 г. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной; однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

     С этого времени правотворческая деятельность претора прекратилась, и противоположность цивильного и преторского права стала утрачивать значение.

 

Вопрос 10. Сенатусконсульты.

В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената. С 1 и до середины 3 века нашей эры сенатусконсульты являлись основной формой законодательства. В сенатусконсультах давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялись преторам указать в эдикте средства их практического применения, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенат не имел законодательной инициативы, его постановления являлись по сути лишь оформлений предложении императора, которые в силу своей власти мог в сенат устно или письменно, так называемая речь императора, произнесенная в сенате.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: