Консьюмеризм и общество

Консьюмери́зм, консумеризм, консюмеризм (англ. Consumerism от consumer — потребитель) — движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсе лекций были проанализированы актуальные проблемы управления поведением потребителей. Этот анализ позволил сделать следующие выводы.

Практическая потребность понимать мотивы потребительского поведения возникла только в XX веке, когда подавляющее большинство товаров перестало делаться на заказ (с частичной или полной предоплатой заказчиком), а стало производиться в условиях массового промышленного производства. Производители перестали видеть, слышать и – как следствие – понимать своих потребителей, находящихся за сотни или тысячи километров от них. Восстановлению «обратной связи» между потребителями и производителями должно было послужить изучение потребительского поведения, мотивации покупок и построение на основе этих данных таких моделей, которые объясняют поведение потребителей и помогают производителям влиять на это поведение или использовать его в собственных интересах.

Ученые уже давно задумывались над тем, каковы мотивы потребительского поведения и какова может быть общая модель поведения потребителя. Первыми свой ответ на «вечные» вопросы дали экономисты английской классической школы политической экономии. Они выдвинули четыре ключевых постулата: человек (потребитель) рационален; потребитель независим; потребитель информирован; человек (потребитель) эгоистичен.

Несмотря на все несовершенство и уязвимость модели потребителя homo economicus (а экономисты классической школы и их последователи – неоклассики прекрасно отдавали себе отчет в некоторой условности этой схемы, но полагали, что для производителей и продавцов будет лучше, если они будут действовать исходя из такой модели поведения потребителей, чем вообще наугад); именно она на протяжении уже почти 200 лет является наиболее четкой и практически применимой, «объясняющей» конструкцией в экономической теории.

Но модель homo economicus подвергалась критике со стороны представителей социологии, психологии, этнографии и других социальных наук. Под сомнение ставился фактически каждый постулат. В результате, на последовательном отрицании модели homo economicus была сформирована другая модель – homo psychologicus, имеющая следующие характеристики: человек зависим и принимает решения прежде всего в зависимости от их общественной оценки; человек плохо понимает свою выгоду и может с равной вероятностью действовать как эгоистически, так и альтруистически; человек, как потребитель, действует нерационально, спонтанно, на эмоциях и не способен оценить и сравнить пользу от предлагаемых ему многочисленных альтернатив, а также предвидеть последствия своего выбора; потребитель плохо информирован.

Понимание факторов, оказывающих влияние на поведение потребителей в современном мире необходимо, прежде всего, для определения реакции потребителей на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т. д. Фирма, сумевшая разобраться в этом, будет иметь большие преимущества перед конкурентами. Именно поэтому не только научные работники, но и организации прикладывают много усилий к исследованию зависимостей между побудительными маркетинговыми факторами и ответной реакцией потребителя.

 


список литературы к курсу лекций

Нормативно-правовая литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6 ФКЗ, от 30.122008г. № 7-ФКЗ// СЗ РФ. 2009. №4. Ст.445

2. Гражданский кодекс Российской Федерации 30.11.1994 №51-ФЗ (ред.23.06.2014 №171-ФЗ)// СПС Консультант Плюс

3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (1.09.2013)«О средствах массовой информации» // СПС Консультант Плюс

4. Федеральный закон 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ред.28.06.2014г. № 190-ФЗ) // СПС Консультант Плюс


Основная литература

5. Алешина И.В. Поведение потребителей. –М.: Фаир–пресс, 2012.

6. Драганчукс Л.С. Поведение потребителей. – М.: ИНФРА-М, 2014

7. Дубровин И.А. Поведение потребителей.- М.: Дашков и К, 2015.

8. Макарова Т.Н., Лыгина Н.И. Поведение потребителей. – М.: ИНФРА-М, 2014.

9. Меликьян О.М. Поведение потребителей. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2012.

 

Дополнительная литература

10. Байбардина Т.Н., Кожухова Г.Н. Поведение потребителей. Практикум. – Минск: Изд-во Гревцова, 2010.

11. Барлоу Дж., Меллер К. Жалоба - это подарок. Как сохранить лояльность клиентов в сложных ситуациях. – М.: Олимп-Бизнес, 2013.

12. Васильев Г.А. Поведение потребителей. – М.: Вузовский учебник, 2009.

13. Драганчук Л.С. Поведение потребителей. – М.: ИНФРА-М, 2012.

14. Жуковская И.Ф. Модели поведения потребителей: экономический, социальный и психологический подходы. - Владимир: АНО "ВИБ", Собор, 2009.

15. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2000.

16. Козырев А.А. Мотивация потребителей. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.

17. Костина Г., Моисеева Н. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг. – М.: Омега-Л, 2010.

18. Просветов Г.И. Поведение потребителей: задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2010.

19. Саевец А.Н., Саевец А.П. Поведение потребителей. – М.: ТетраСистемс, 2010.

20. Сатт Д. Психология потребителя. – СПб: Питер, 2003.

21. Сергеев А.М. Поведение потребителей. – М.: Эксмо, 2006.

22. Соломон М.Р. Поведение потребителей. Искусство и наука побеждать на рынке. – М.: ДиаСофт, 2003.

23. Энджелл Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. -СПб.: Питер,. 2008.

24.

Периодическая литература

Журналы: Маркетинг в России и за рубежом, Маркетинг и маркетинговые исследования, Маркетингpro, МаркетингМенеджмент, Практический маркетинг, Реклама. Теория и практика и др.

Электронные ресурсы:

§ http://edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»

§ http://openet.edu.ru/ - Российский портал открытого образования

§ http://www.econom.nsc.ru/ Виртуальная Экономическая Библиотека

§ www.consultant.ru – Справочная правовая система «Консультант Плюс».

§ www.gks.ru – официальный сайт Росстата

§ http://marketing.spb.ru - информационно-аналитический портал по маркетингу

§ http://researchcenter.ru/ центр исследований Российской Ассоциации Маркетологов

§ http://www.bma.ru - мировой опыт моделирования потребительского поведения

§ www.4p.ru - журнал Маркетинг

§ http://rating.rbc.ru/ - рейтинг РБК

§ http://romir.ru/ - исследовательская группа Ромир

§ http://www.fom.ru/ - фонд «Общественное мнение»

§ www.eaim.ru - Агентство регионального развития

§ http://www.psyfactor.org/ - сайт «Пси Фактор»

§ http://www.consumers.narod.ru/ - Социология потребления. Дистанционный курс Ильина В.И.

 

 


[1] Габитус, по словам П. Бурдье, – это свободные привычки. Габитус выполняет целый ряд функций и является системой схем: 1) восприятия и оценивания; 2) производства практик; 3) восприятия и оценивания практик; 4) классификации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: