Разработка обучающих систем «с нуля» является дорогостоящей и отнимает много времени, так же необходимы соответствующие профессиональные навыки. Альтернативным решением является использование уже готовых систем, способных реализовать все перечисленные выше принцы и функции, путем добавления контента в виде учебных модулей. Системы управления контентом обучения - LearningContentManagementSystem (LCMS) - для быстрого создания, развертывания и управления контентом онлайновых курсов.
LearningContentManagementSystem (LCMS) – представляет собой программный комплекс, обеспечивающий создание, хранение, сборку и передачу информацию учебного назначения в виде образовательного контента eLearning-контента. Системы отличаются друг от друга некоторым набором уникальных особенностей и функций, а именно:
- способами наполнения контента;
- средствами доставки контента до участников образовательного процесса;
- регистрацией записи участников и способа прикрепления выполненных ими заданий;
- организацией и функционированием репозитория (центральная база).
|
|
Системы LMS обеспечивает организацию различных видов и форм проведения занятий (лабораторных, практических, лекций, тестирования, контрольных работ, совместной работы, индивидуальных проектов и др.). так же возможна систематизация учебных модулей в виде отдельных блоков, которые предназначены для обязательного изучения или в качестве дополнительных сведений, обеспечивающих выполнение индивидуальных заданий или продвижение по индивидуальной образовательной траектории. Система поддерживает, как синхронный, так и асинхронный режимы информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Система LMS, прежде всего, предназначена для управления учебным процессом на основе электронных ресурсов. Охарактеризуем главные возможности таких систем:
1. организация смешенного обучения на основе LMS обеспечивает поддержку как аудиторного обучения, так и в рамках дистанционных электронных курсов это обеспечит, как индивидуальное, так и групповое обучение;
2. использование системы LMS в образовательном процессе в контексте его автоматизации и интеграции с единой информационной средой позволит организовать единую базу все обучающихся образовательного учреждения, преподавателей и администрации.
3.Возможности тестирования. Обязательное наличие модулей оценки и тестирования, при этом наиболее сервисный подход, когда а) предоставляется возможность включения теста как части каждого модуля (раздела) курса; б) имеется самостоятельный модуль тестирования (и модуль оценки), например, по результатам изучения курса в целом.
|
|
4. LMS обеспечивает и механизмы защиты и безопасности данных, необходимые для организации СДО, а также поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и управления персоналом.
При активном электронном обучении используется широкий спектр Internet-технологий, подобных персонификации, моделированию и мобильности, что позволяет внедрять недоступные для традиционных видов обучения методики. Растет спрос на модульные и персонифицированные платформы электронного обучения: традиционные платформы не обладают достаточной гибкостью из-за своей монолитной внутренней структуры.
Все LMS-системы можно разделить на две основные категории:
1. свободно распространяемые инициативы, к которым относятся Moodle (www.moodle.org), Sakai (www.sakaiproject.org),ATutor (www.atutor.ca) и Whiteboard (whiteboard.sourceforge.net);
2. проприетарные решения, в том числе WebCT/Blackboard (www.blackboard.com), Gradepoint (www.gradepoint.net), Desire2Learn (www.desire2learn.com) и Learn.com (www.learn.com).
При рассмотрении различных систем электронного обучения выявлен ряд параметров, по которым различается их построение:
- состав функций и задач: администрирование пользователей, разработка курсов, поддержка процесса обучения и контроля знаний, формирование отчетности и т.д.;
- используемые коммуникационные средства: кейсы учебно-методических материалов, сетевые интернет-технологии, спутниково-телевизионные технологии;
- способы взаимодействия со слушателями: синхронное, асинхронное, смешанное обучение;
- архитектура размещения: централизованная, распределенная, децентрализованная;
- применяемые технологии дистанционного обучения: мультимедийные лекции, видеолекции, лабораторные практикумы, виртуальные тренажеры;
- состав технических средств;
- состав программных средств.
Основным отличием открытых систем (opensource) является то, что при использовании этих систем нет надобности платить за лицензию. Оплатить придется только установку и обслуживание системы. Свободно распространяемые решения, как правило, созданы на основе расширяемых оболочек, которые позволяют настраивать и модифицировать системы обучения в соответствии с конкретными требованиями. Проблема выбора платформы, на которой будет построена система дистанционного обучения в конкретном вузе является ключевой и этот выбор зависит от целого ряда факторов: какие требования предъявляются к среде, какие функциональные возможности следует использовать в учебном процессе данного вуза, каковы основные характеристики у выбранной LMS, на каких пользователей ориентирована среда, какими средствами располагает вуз для приобретения и поддержки требуемой платформы.
Плюсы коммерческого программного обеспечения широко известны: в большинстве своем это надежные продукты, с надлежащим уровнем поддержки пользователей, регулярными обновления функционала и появлением новых версий. К недостаткам подобных систем следует отнести проблему «закрытости» платформы
Реализация электронного обучения на базе OpenSource решений. Несомненным достоинством данного подхода является возможность сотрудничества, объединения ИТ-специалистов, преподавателей, студентов, волонтеров-программистов в развитии и совершенствовании образовательных программных продуктов. Более того, такое программное обеспечение может функционировать как инструмент, ориентированный на обучающегося, как основа для гибкого, допускающего изменения обучения, адаптированного для той или иной учебной программы. В интернет можно найти таблицы рейтингов открытых LMS, которые отражают педагогическую философию, аспекты функциональности, простоты использования, технической надежности, размера сообщества пользователей и предполагаемого срока жизни того или иного проекта (например, http://www.sfu.ca/lidc/LMSSC/open.htm).
|
|
Российские LMS:
1. Competentum, http://www.competentum.ru
2. WebTutor, http://www.websoft.ru
3. RedClass, http://www.redcenter.ru
4. eLearningServer, http://www.learnware.ru
5. Naumen, http://www.naumen.ru
Западные LMS:
1. IBM LotusWorkplaceCollaborativeLearning
2. learneXact, у нас ее продвигает Центр проектирования контента МЭСИ, http://www.learnexact.mesi.ru
3. ElearningNow (система управления дистанционным обучением) и ManageNow (система управления очным обучением), нашла на сайте Академии Ай-Ти, http://www.academyit.ru
4. Sitos, компания Bitmedia, http://www.bitmedia.cc
Такие LMS-системы, как WebCT/Blackboard, Moodle и Sakai реализуют модульную архитектуру построения дистанционного учебного курса. Они позволяют осуществлять не только обмен контентом, но и обучающими объектами, их последовательностями и информацией об учащихся. Появившиеся в это время стандарты и спецификации, такие как ShareableContentObjectReferenceModel (SCORM; www.adlnet.gov), IMS ContentPackaging и IMS LearningDesign (www.imsglobal.org/ specifications.html), поддерживали способность различных платформ совместно использовать курсы или части курсов