Дистанционное обучение – способ получения знаний, который основывается на использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий. В сущности – это обучение без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся, осуществляемое по средства сети Интернет.
Использование дистанционного обучения предполагает наличие современной компьютерной техники, программного обеспечения и компьютерной сети интернет. Их использование снимает проблему расстояния между учителем и обучающимся, делает их взаимодействие более оперативным.
Заинтересованность в дистанционном обучении все время растет, так как оно имеет ряд неоспоримых преимуществ перед обычными формами обучения. Во-первых, обучение может осуществляться в режиме, удобном для ученика. Во-вторых, при дистанционной форме родителям легче контролировать процесс обучения. В-третьих, ученик приучается учиться самостоятельно и непрерывно, что, несомненно, пригодится ему в дальнейшей профессиональной деятельности. Изменения в системе дополнительного образования в условиях введения ФГОС.
|
|
При обучении школьников нет необходимости полностью исключать личное общение между учеником и учителем. Школьник не всегда может полностью самостоятельно изучать материал и отрабатывать навыки, а, особенно, контролировать свои успехи в обучении. К этому нужно приучать детей постепенно, шаг за шагом. Внедрять элементы дистанционного обучения школьников целесообразно в следующих случаях:
· самостоятельное изучение обучающимся пропущенных тем;
· самостоятельное изучение тем, которые недостаточно полно изложены в учебнике;
· контроль выполнения домашнего задания;
· организация обучения детей с особенными потребностями;
· работа с одаренными детьми.
Для внедрения элементов дистанционного обучения в школе можно использовать следующие возможности сети интернет: электронную почту, образовательные ресурсы в сети интернет, личный сайт учителя, формы для контроля и обратной связи с обучающимися, облачные технологии.
С помощью e-mail можно организовать массовую рассылку учебных материалов, наладить обратную связь с учащимися (по e-mail они могут присылать домашние задания, вопросы учителю). При использовании электронной переписки в УВП нужно обращать внимание на соблюдение учащимися правил этикета электронной переписки. Это поможет с раннего возраста привить культуру общения с помощью Сети.
Существует возможность централизованного контроля подготовки обучающихся к ГИА или ЕГЭ. Для этого нужно зарегистрироваться на специализированном сайте, создать группу учащихся и организовать тестирование по различным темам. При этом работы будут автоматически проверяться, а результаты заноситься в журнал. Есть возможность отследить статистику по написанным работам.
|
|
Невозможно представить дистанционное обучение без использования личного сайта учителя. На таком сайте обязательно должна быть страница для учеников, где можно размещать материалы для подготовки к урокам, домашние задания, задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ, темы для повторения, ссылки на другие образовательные ресурсы. Появляется возможность организовать опережающее обучение и работу с одаренными детьми, расширить проектную деятельность учащихся.
При организации проектной деятельности групп обучающихся целесообразно знакомить детей с возможностями облачных технологий. Совместная работа над одним документом под руководством учителя помогает организовать совместное обсуждение возникающих идей, осуществлять совместное редактирование и оформление работы. Подобная практика является необходимой для учеников и, несомненно, пригодится в дальнейшем. В настоящее время существует множество сервисов, предоставляющих подобные услуги. В том числе российские компании Яндекс и Новые облачные технологии.
Большие возможности предоставляют формы Google. Если разместить такую форму на сайте, обучающиеся могут выполнять задания, заполняя соответствующие поля или выбирая правильный вариант ответа. Результаты будут собираться в специальной таблице, которая находится на Google-диске. Чтобы иметь возможность использовать формы Google, нужно иметь аккаунт.
Нельзя недооценивать роль дистанционного обучения для самообразования самого педагога. Требования, предъявляемые к учителю всегда были и будут высокими. Ведь для того, чтобы учить других нужно знать и уметь больше остальных. Кроме того, мир, в тором мы живем постоянно меняется, и мы обязаны меняться вместе с ним. Сейчас существует огромное количество различных дистанционных курсов как платных так и бесплатных. Обучение на таких курсах даёт педагогу возможность обучения в приемлемом для него темпе, в удобное время, обеспечивает педагога нужной именно в данный момент времени информацией. Кроме того педагогу иногда необходимо почувствовать себя в роли ученика для того, чтобы лучше понимать потребности школьника в при дистанционном обучении.
Дистанционное образование, несомненно, может и должно дополнять традиционные формы обучения школьников (особенно старшеклассников). Оно поможет решить психологические проблемы учащихся, снимает временные и пространственные ограниченности, проблемы удалённости от квалифицированных обучающих организаций, помогает обучаться людям с физическими отклонениями, расширяет коммуникативный мир учеников и педагогов.