Изменения в системе дополнительного образования в условиях введения ФГОС

Дополнительное образование является неотъемлемой составляющей общего образования, которое способствует реализации потребностей каждого учащегося, выявляет одаренных детей, позволяет наполнить содержанием досуг школьников, развивает их физическую форму. Кроме того, оно служит профилактикой негативных явлений в детской среде. Программа дополнительного образования в школе по ФГОС также призвана решать задачу индивидуального подхода к выбору содержательного компонента занятости школьников с учетом их состояния здоровья, разнообразия форм обучения.

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения.

Впервые в документах федерального уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков.

Теперь в задачи школы входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности – все это называется внеурочной деятельностью.

Между тем, представляется более целесообразным сохранить дополнительное образование в общеобразовательном учреждении (школьное дополнительное образование). Тогда гармонично соединились бы три равнозначные сферы: учебная, внеурочная деятельность и дополнительное образование. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования.

Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей имеют много общего, например, обе сферы ориентированы на развитие личности ребенка, направление деятельности (художественные, спортивные, досуговые и др.), формы организации (кружки, секции, клубы, факультативные и индивидуальные занятия, элективные курсы …), обе сферы связаны с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы.

Однако есть и существенные различия внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования.
Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, для достижения личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы (углубления и расширения знаний в определенных областях, должна расширять и дополнять предметы учебного плана). Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Дополнительное образование, во-первых, стимулирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным предметам на реализацию своих способностей на более высоком уровне; и, во-вторых – компенсирует отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием, переплетается с ним и разъединять их нельзя.

Интеграция общего образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования является одним из самых эффективных способов повышения качества образования и реализации новых требований.

Конечно, возникает вопрос: с чего начать? каким образом изменить систему дополнительного образования? Обратимся к опыту передовых школ.

Основной тезис – решение любой задачи должно быть комплексным.

1. Школой проведен мониторинг запросов участников образовательного процесса.

Например, в научно-познавательном направление определились следующие линии: физико-математическое, лингвистическое.

Я согласна с позицией министра образования Калининградской области Трусеневой Светланы Сергеевны: «надо смотреть в будущее и идти впереди времени», и поэтому такие кружки как «Робототехника» и «Техническое моделирование» вошли в школы г.Калининграда еще лет 5 назад. Так появилось техническо-информационное направление.

2. Школа не увеличивает часы в учебном плане по предметам, а разрабатывает систему дополнительного образования, внеурочной деятельности и межпредметные модули, которые дополняют, углубляют, расширяют основное образование.

Таким образом, базовые знания учащиеся получают на уроках. В качестве внеурочной деятельности им предлагаются проекты по предметам и социальные практики. А после уроков ребята имеют возможность выбрать дополнительно спецкурс (обязательно по какому-либо направлению). В одной из школ ребятам предлагается выбрать 16 курсов за год из 24. Например, вводятся спецкурсы по предмету с привлечением преподавателей ВУЗов или спецкурс «Зарубежная литература на ин.яз.» Ребята имеют возможность работать в оборудованной лаборатории. А также учителя-предметники разрабатывают дистанционные курсы.

Для поддержания интереса разрабатывается целый ряд мероприятий, где учащиеся могут себя проявить, показать от школьных конкурсов до городских проектов.

Все мероприятия прописываются в начале учебного года и закрепляются приказом, в том числе участие в олимпиадах всероссийского и международного уровня.

3. Во время каникул при школе создаются оздоровительные образовательно-познавательные лагеря по направлениям «Первоклашка», «Страна мастеров», «Полиглот», по учебным направлениям, организуютcz образовательный туризм, велоэкспидиции.

Вывод: таким образом, интеграция общего образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования является одним из самых эффективных способов повышения качества образования и реализации новых требований. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы. Однако, чтобы реализовать все задуманное, мало одного только желания. Необходимы три составляющие: кадры, материально-техническая база и финансирование.

Отличие дополнительного образования от общего заключается в добровольности выбора предмета изучения, вариативности форм и содержания выбранной дисциплины. Такой подход позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, нацелить на самоподготовку, повысить уровень социализации. Важно, что дополнительное образование позволяет углубить знания, внедрить их в практику.Наиболее эффективными формами организации внеурочной деятельности учащихся признаны кружки, секции, школьные научные общества и т. п. Говоря о формах дополнительного образования в школе, следует напомнить, что наиболее действенными являются креативные, демонстрирующие нетрафаретное отношение к подаче материала. Востребованными детьми остаются экскурсии, походы, концерты, представления.

Отдельно стоящими формами (олимпиады, конкурсы, выставки, соревнования) охватываются одаренные дети, таланты и способности которых находят свою реализацию именно во время внеурочной деятельности, что обусловлено большими возможностями для индивидуальной работы с учениками.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: