Тема 6. Экономическое учение К. Маркса

Практическое занятие № 5

Форма проведения – практическое занятие

Методы проведения – ситуационный анализ, упражнения, конспектирование

Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе К Маркса в экономическую теорию

Основные понятия: концепция прибавочной стоимости, закон концентрации, марксизм

Вопросы к теме:

1. Основные идеи «Капитала» К. Маркса: концепция прибавочной стоимости, закон концентрации. Экономическая критика капитализма.

2. Исторические последствия экономических идей, концепций, теорий К. Маркса.

- Марксистская школа и неомарксизм.

- Экономическая теория К. Маркса в России.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить тематический конспект в тетради по вышеперечисленным вопросам (тематические конспекты дают ответ на поставленный вопрос, тему. Конспект, разрабатывая одну тему по ряду источников, не отображает всего содержания используемых произведений)

2. Приготовиться к написанию эссе.

3. *Составить опорный конспект по теме «Причины кризисов по версии К Маркса»

Литература:

Основная

Автономов, В.С. Классическая школа: теория стоимости и распределения / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.

 Дополнительная

1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.

3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..

4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.

5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.

6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.

7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.

8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.

9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.

10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.

11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ

 

Тема 7. Противники классической экономической теории.

Практическое занятие № 6

Форма проведения – практическое занятие

Методы проведения – ситуационный анализ, упражнения, конспектирование

Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе исторической школы, социалистов–утопистов в развитие экономической теории.

Основные понятия: историческая школа, релятивизм, экономисты-романтики, социалисты-утописты

Вопросы к теме:

1. Историческая школа. Общая характеристика немецкой исторической школы.

2. Основные идеи старой, новой и новейшей исторической школы. В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс, Г. Шмоллер, В.Зомбарт, М. Вебер.

3. Концепции экономистов – романтиков. Антирыночные доктрины социалистов-утопистов. Экономическое учение С. Сисмонди, П. Прудона. Утопический социализм (Р. Оуэн, К.Сен-Симон, Ш. Фурье).

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравните по самостоятельно выбранным критериям историческую школу и классическую политэкономию, оформите сравнительный анализ в таблицу в тетради.

2. Сравните по самостоятельно выбранным критериям утопический социализм XVI в. с утопическим социализмом XIX в. оформите сравнительный анализ в таблицу в тетради.

3. * Описать проект Прудон «'Даровой кредит»

 

Литература:

Основная

1. Автономов, В.С. Классическая школа: теория стоимости и распределения / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.

 Дополнительная

1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.

3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..

4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.

5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.

6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.

7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.

8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.

9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.

10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.

11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ

Тема 8, 9.Становление и эволюция неоклассической теории.

Практическое занятие № 7

Форма проведения – практическое занятие

Методы проведения – конспектирование, доклады

Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе неоклассики в развитие экономической теории.

Основные понятия: маржинализм, неоклассика, теория цены, экономический либерализм

Вопросы к теме:

1. Второй этап «маржинальной революции». Формирование неоклассического направления.

2. Кембриджская, американская, лозаннская, шведская школы и их представители. А Маршалл, Дж. Б. Кларк, Э.Линдаль, Г.Мюрдаль, К. Викселль, Л. Вальрас,  В. Парето, А. Пигу, Ф. Эджуорт И.Фишер, Дж.Хикс, Р. Аллен, К. Эрроу, Ж.Дебре

3. Вклад Д. Бентама в историю экономической мысли.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. На первом занятии посвященном неоклассическому направлению 14 человек из группы готовят опорные конспекты на А 4 посвященные научному вкладу конкретного ученого. Авторы оригинальных и адекватных опорных конспектов освобождаются от самостоятельной работы. Остальные студенты выступают судьями на занятии.

· А. Маршалл

· Дж. Б. Кларк,

· В. Парето,

· А Пигу,

· Д. Бентам,

· Ф. Эджуорт,

· Э.Линдаль,

· Г.Мюрдаль,

· И.Фишер,

· К. Викселль,

· Дж.Хикс,

· Р. Аллен,

· К. Эрроу,

· Ж.Дебре

2. На втором занятии посвященном неоклассическому направлению студенты, которые выступали в качестве судей на занятии, делятся на 4 группы. Каждая группа готовит на 2 минуты речь в защиту одной из 4 школ неоклассического направления, начиная со слов «Название школы…лучшие так как…..». 14 человек, которые готовили опорные конспекты выступают в качестве судей.

3. Готовиться к самостоятельной работе по разделу № 2

Литература:

Основная

Автономов, В.С. Начало истории современной экономической мысли: маржинализм / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Раз. II.– С. 175-329.

Дополнительная

1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.

3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..

4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.

5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.

6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.

7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.

8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.

9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.

10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.

11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ

12. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979.

13. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: