Практическое занятие № 5
Форма проведения – практическое занятие
Методы проведения – ситуационный анализ, упражнения, конспектирование
Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе К Маркса в экономическую теорию
Основные понятия: концепция прибавочной стоимости, закон концентрации, марксизм
Вопросы к теме:
1. Основные идеи «Капитала» К. Маркса: концепция прибавочной стоимости, закон концентрации. Экономическая критика капитализма.
2. Исторические последствия экономических идей, концепций, теорий К. Маркса.
- Марксистская школа и неомарксизм.
- Экономическая теория К. Маркса в России.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить тематический конспект в тетради по вышеперечисленным вопросам (тематические конспекты дают ответ на поставленный вопрос, тему. Конспект, разрабатывая одну тему по ряду источников, не отображает всего содержания используемых произведений)
2. Приготовиться к написанию эссе.
3. *Составить опорный конспект по теме «Причины кризисов по версии К Маркса»
|
|
Литература:
Основная
Автономов, В.С. Классическая школа: теория стоимости и распределения / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.
Дополнительная
1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.
3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..
4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.
6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.
7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.
8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.
9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.
10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ
Тема 7. Противники классической экономической теории.
Практическое занятие № 6
Форма проведения – практическое занятие
Методы проведения – ситуационный анализ, упражнения, конспектирование
Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе исторической школы, социалистов–утопистов в развитие экономической теории.
Основные понятия: историческая школа, релятивизм, экономисты-романтики, социалисты-утописты
Вопросы к теме:
|
|
1. Историческая школа. Общая характеристика немецкой исторической школы.
2. Основные идеи старой, новой и новейшей исторической школы. В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс, Г. Шмоллер, В.Зомбарт, М. Вебер.
3. Концепции экономистов – романтиков. Антирыночные доктрины социалистов-утопистов. Экономическое учение С. Сисмонди, П. Прудона. Утопический социализм (Р. Оуэн, К.Сен-Симон, Ш. Фурье).
Задания для самостоятельной работы:
1. Сравните по самостоятельно выбранным критериям историческую школу и классическую политэкономию, оформите сравнительный анализ в таблицу в тетради.
2. Сравните по самостоятельно выбранным критериям утопический социализм XVI в. с утопическим социализмом XIX в. оформите сравнительный анализ в таблицу в тетради.
3. * Описать проект Прудон «'Даровой кредит»
Литература:
Основная
1. Автономов, В.С. Классическая школа: теория стоимости и распределения / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.
Дополнительная
1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.
3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..
4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.
6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.
7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.
8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.
9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.
10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ
Тема 8, 9.Становление и эволюция неоклассической теории.
Практическое занятие № 7
Форма проведения – практическое занятие
Методы проведения – конспектирование, доклады
Цель: создать условия для формирования у студентов представлений о вкладе неоклассики в развитие экономической теории.
Основные понятия: маржинализм, неоклассика, теория цены, экономический либерализм
Вопросы к теме:
1. Второй этап «маржинальной революции». Формирование неоклассического направления.
2. Кембриджская, американская, лозаннская, шведская школы и их представители. А Маршалл, Дж. Б. Кларк, Э.Линдаль, Г.Мюрдаль, К. Викселль, Л. Вальрас, В. Парето, А. Пигу, Ф. Эджуорт И.Фишер, Дж.Хикс, Р. Аллен, К. Эрроу, Ж.Дебре
3. Вклад Д. Бентама в историю экономической мысли.
Задания для самостоятельной работы:
1. На первом занятии посвященном неоклассическому направлению 14 человек из группы готовят опорные конспекты на А 4 посвященные научному вкладу конкретного ученого. Авторы оригинальных и адекватных опорных конспектов освобождаются от самостоятельной работы. Остальные студенты выступают судьями на занятии.
· А. Маршалл
· Дж. Б. Кларк,
· В. Парето,
· А Пигу,
· Д. Бентам,
· Ф. Эджуорт,
· Э.Линдаль,
· Г.Мюрдаль,
· И.Фишер,
· К. Викселль,
· Дж.Хикс,
· Р. Аллен,
· К. Эрроу,
· Ж.Дебре
2. На втором занятии посвященном неоклассическому направлению студенты, которые выступали в качестве судей на занятии, делятся на 4 группы. Каждая группа готовит на 2 минуты речь в защиту одной из 4 школ неоклассического направления, начиная со слов «Название школы…лучшие так как…..». 14 человек, которые готовили опорные конспекты выступают в качестве судей.
3. Готовиться к самостоятельной работе по разделу № 2
Литература:
Основная
Автономов, В.С. Начало истории современной экономической мысли: маржинализм / В.С. Автономов // История экономических учений / под ред. В.С. Автономова.– М., 2000.– Раз. II.– С. 175-329.
|
|
Дополнительная
1. Агапова, И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2000.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М., 1994.
3. Васильева Л.В., Игнатьева Г.В.История экономических учений. Конспект лекций М.:Высшее образование, 2008, 191 с..
4. Гловели Г.Д.История экономических учений. Учебное пособие для вузов. М.:Издательство Юрайт, 2011, 742 с.
5. Костюк, В.Н. История экономических учении / В.Н. Костюк.– М., 1998.
6. Майбурд, Е.М. Введение в историю экономической мысли / Е.М. Майбурд.- М., 1996.
7. Нинциева Г. В., Гукасьян Г. М История экономических учений. Завтра экзамен СПб.: Питер, 2010, 176 с.
8. Титова, Н.Е. История экономических учений / Н.Е. Титова. – М., 1997.
9. Шумпетер, Й.А. История экономического анализ / Й.А. Шумпетер. – С.-Пб., 2001.
10. Эконов, В.А.: Антология экономической классики в 2 т./ В.А. Эконов., 1993.
11. Ядгаров Я. С.История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009, 480 с., МО РФ
12. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979.
13. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987.