Понятие политического процесса

Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.
Политический процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.
Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:
1. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.
2. Выработка и принятие политических решений.
3. Реализация политических решений.

Политическому процессу присущи
• переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал
• сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс
• восходящих и нисходящих тенденций развития
Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы:
1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

В настоящее время в политических процессах по сравнению с прошлым более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.
На политические процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические. С точки зрения системных качеств организации политической власти они различаются на два крупных класса:
демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия
недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа.
С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций можно выделить
• открытый политический процесс, в котором политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.
• скрытый (теневой) политический процесс, который базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти.

Пять основных фаз развертывания полити­ческой динамики:

a. артикуляция индивидуальных и групповых ин­тересов

b. агрегирова­ние интересов                              

c. выработка политического курса

d. реализация принятых решений

e. контроль и арбитраж

2. Политические конфликты и кризисы.

В СССР до конца 1980-х гг. почти не уделялось внимания политическим конфликтам и кризисам. Считалось, что эта проблема актуальна для капиталистических стран, а в социалистических странах никаких кризисов быть не может. В то же время на Западе сложилась серьезная школа конфликтологии, рассматривающая конфликт как необходимый фактор развития общества. В 1950-е гг. появились работы, посвященные именно социальным конфликтам.
Понятие "конфликт" (от лат. столкновение) означает столкновение двух и более сил в целях реализации своих интересов. Это такой способ взаимодействия сторон, при котором действия одной из них, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации её интересов. Таким образом, в конфликте есть две стороны, и их интересы несовместимы. Конфликт возникает только в случае противоречий. Под политическим конфликтом понимают столкновение противоположных интересов личностей, групп, партий, государств, организаций и политических систем, в борьбе за ценности, статус, власть и интересы. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такое общество, где бы интересы всех были удовлетворены.
Источником политического конфликта бывает не только различие интересов сторон, но и непонимание ими собственных интересов, а также социальные и политические предрассудки лидеров групп, их амбиции и групповой эгоизм. Некоторые политологи видят источник в несовместимости притязаний сторон на блага при ограниченных возможностях их удовлетворения. Например, экономические конфликты связаны с нехваткой ресурсов и нередко просто средств к существованию. Даже в основе политических конфликтов лежат глубинные экономические противоречия.
Самыми известными западными концепциями конфликтологии стали: 1) концепция позитивно-функционального конфликта (автор - американский политолог Л.Козер; суть: конфликт сплачивает группы; обществу присуще неизбежное неравенство, неудовлетворенность членов и напряженность между людьми и группами), 2) конфликтная модель общества (автор - немецкий политолог Р.Дарендорф; суть: само развитие общества порождает конфликты, но и общество может влиять на них; общества различаются не наличием или отсутствием конфликта, а отношением власти к ним), 3) общая теория конфликтов (автор - американский политолог К. Боулдинг; суть: все конфликты развиваются по общим моделям, что позволяет разным силам их контролировать; каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную другой стороне, чтобы схватиться; в самой природе человека и общества заложена враждебность). Но в целом для всех этих концепций характерна убежденность в разрешимости конфликтов, тогда как у марксистов был иной взгляд: конфликт постоянен, но лишь потому, что это конфликт между классами, при коммунизме его не будет. Однако конфликт в политике - норма, а не исключение.
Политические конфликты могут различаться по степени зрелости, по характеру и по остроте разрешения. В зависимости от ситуации конфликт может иметь тенденцию либо к самоликвидации, либо к разрешению, либо к обострению (эскалации, когда вовлекаются все больше участников). Их различают по субъектам, уровню и объекту (масштабу). Самый крупный по масштабу - межсистемный конфликт (или конфликт цивилизаций), обусловленный различием государственных или национальных интересов в глобальном масштабе. Далее, конфликты могут быть вооруженные (опасны возможностью вовлечения новых сил и выхода из под контроля) и невооруженные (дипломатические, таможенные, финансовые "войны"). Внутриполитические возникают внутри общества, режима, партии, либо между партиями и даже фракциями одной партии, чаще в ходе политической кампании. Французский политолог М.Дюверже подразделяет внутриполитические конфликты на горизонтальные (между группами) и вертикальные (на разных уровнях), между управляющими и управляемыми, между меньшинством и большинством и т.д.
Среди внутриполитических конфликтов можно выделить также социально-классовые, межнациональные, религиозные, межпартийные и межличностные. Внутриполитические конфликты очень сложны, согласование политических интересов - это целая наука и искусство компромиссов. Особенно опасны конфликты между ветвями и подразделениями власти (центр - регионы, законодательная - исполнительская власть и т.д.).
Конфликты по - разносу проявляются в демократических и недемократических системах. Демократия изначально запрограммирована на конфликт и имеет специальные политико-правовые институты для их решения и поиска компромисса, что связано с разделением властей. Это предохраняет демократическую политическую систему как от авторитаризма, так и от анархии. А вот авторитарные и тоталитарные политические режимы стремятся ликвидировать конфликты во имя гармонии и единства, но именно поэтому они, наоборот, неизлечимо конфликтны, причем в самых болезненных и разрушительных формах. Противоречия годами загоняются внутрь, чтобы потом прорваться, и вместо многих мелких конфликтов вспыхивает один макроконфликт, который дорого обходится обществу.
Конфликт, даже чисто религиозный и экономический, всегда носит политический характер, т.к. решается на основе политического курса государства. Международный конфликт как вид внешнеполитического конфликта - это одновременно и сбой международной системы, и столкновение сил, преследующих цели, несовместимые в одном пространстве. Каждой эпохе соответствует свой тип международных конфликтов. Их можно урегулировать на разном уровне - межгосударственном, с помощью третьих стран или международных организаций (ООН и др.).
Иногда выделяют три основных типа любых политических конфликтов: 1) конфликт интересов (преобладает в развитых странах, легко поддается урегулированию, т.к. всегда можно найти компромисс), 2) ценностный конфликт (характерен в основном для развивающихся, неустойчивых государств, слабо поддается компромиссам, очень максималистичен) и 3) конфликт идентичности (возникает там, еде человек отождествляет себя не с обществом (государством), а группой (расовой, национальной, религиозной или языковой).

1.
Для политологии интереснее всего конфликты, затрагивающие государство как основу политической системы. Это политические кризисы. Признаки политического кризиса: 1) нарушение баланса сил, 2) неспособность государства и его органов выполнять свои функции, когда даже законы не выполняются (паралич власти), 3) нарушение вертикали власти (верхи не могут давить, а низы, наоборот, давят), 4) расположение идей, отрицающих саму политическую систему, 5) структурная и кадровая чехарда, 6) разочарование в политических идеалах, что ведет к появлению радикальных сил и справа, и слева, 7) власть теряет доверие и авторитет, делегитимизируется, 8) оппозиция начинает деятельность, направленную на ликвидацию политического режима. Политический кризис можно рассматривать как переход системы на новый уровень или как создание новой системы, т.е. как момент развития.
Причины кризиса - отчуждение масс от власти, падение уровня жизни народа, национальные и религиозные проблемы, несовпадение ценностей. Кризисы бывают внутриполитическими и межгосударственными. Внутриполитические кризисы бывают общенациональные и частные. К частным относятся: правительственный кризис (правительство не справляется с ситуацией, либо часть партий выходит из коалиции, парламент отправляет правительство в отставку), парламентский кризис (изменение баланса сил в парламенте, когда его решения не поддерживаются большинством избирателей, и назначаются новые выборы, а парламент распускается), кризис правящей партии, конституционный кризис (фактическое прекращение действия конституции, которая теряет легитимность). А вот общенациональный кризис - это революционная ситуация, когда "верхи не могут, а низы не хотят".
И конфликты, и кризисы имеют ряд функций - и положительных, и отрицательных. К положительным относятся следующие: 1) разрядка напряженности между социальными силами, "отводной канал", 2) содействие формированию нового равновесия в обществе, переоценке ценностей, 3) укрепление внутригрупповой сплоченности, осознание групповых интересов. К отрицательным относятся: 1) дестабилизация общества, 2) угроза ликвидации политической системы, 3) угроза раскола неустойчивых групп.

 

 

Понятие политической деятельности и ее основные разновидности

Основное содержание политической жизни составляет политическая деятельность – динамический аспект политики, разнообразные действия, направленные на реализацию политических целей. М. Вебер отмечал, что любой общественный институт перестает существовать в политическом смысле, если исчезает возможность функционирования определенных типов совместных действий людей.

Рассмотрение проблемы политической деятельности может основываться на двух подходах. С точки зрения первого из них, политическая деятельность понимается как саморегуляция политической системы, основными субъектами которой выступают институты самой этой системы – властвующие элиты, политические лидеры, различные группы интересов и т. д. Второй подход рассматривает воздействие на политическую систему неких внешних социальных сил и характерен для марксистской методологии. Учитывая тесную взаимосвязь политической системы общества с другими общественными подсистемами, можно охарактеризовать и специфику политической деятельности.

Политическая деятельность – совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социально-политических интересов и целей. В сферу политической деятельности включаются отношения различных социальных субъектов с институтами власти, а ее суть заключается в организации управления людьми. М. Вебер отмечал, что главным аспектом политической деятельности является сохранение «существующих интересов господства.

Важнейшей характерной чертой политической деятельности является то, что она ориентирована на коллективных субъектов и подчинена достижению неких общих целей. Ее субъект всегда выступает в качестве организованной общественной силы, высшим проявлением которой является государство. Отдельная личность также может выступать в качестве субъекта политической деятельности, но при условии, что она действует в единстве с группой.

Ориентированность политической деятельности на реализацию групповых интересов предполагает ее рациональный, осознанный характер. В то же время, иррациональный компонент в политической деятельности весьма значителен. Она всегда базируется на определенной идеологии, что неизбежно вытекает из ее ценностной ориентации. Способность идеологии подменять рациональное постижение действительности часто сказывается и на характере политической деятельности. Ее мотивация может быть обусловлена и психоэмоциональными причинами, что особенно проявляется в рамках массовых действий.

Наличие в политической деятельности иррационального аспекта проявляется, в частности, в таких его формах, как политический экстремизм. Политический экстремизм – склонность к использованию крайних, жестких средств политической деятельности; отрицание плюрализма и компромиссов. Его можно разделить на программный – характерный для тоталитарных режимов; ситуационный – возникающий в обстановке войны или борьбы с преступностью и эмоциональный, часто сопровождающий массовые волнения.

В рамках экстремистских форм политической деятельности очень часто используется такое средство, как насилие. Политическое насилие – физическое принуждение, используемое субъектами политики в качестве средства овладения, распределения, использования и защиты власти. Внешняя эффективность данного средства обманчива, а насаждаемые с его помощью ценности плохо укореняются в сознании.

Субъективный характер политической деятельности порождает огромное количество ее вариантов, среди которых можно выделить три разновидности – политическое отчуждение, политическую пассивность и политическую активность субъекта.

Политическое отчуждение (эскапизм) – состояние субъекта, которое характеризуется его индифферентным, безразличным отношением к политике; разграничением личных и общественных интересов. Данная ситуация выгодна, прежде всего, для правящих групп. Государственное управление превращается в обслуживание собственных интересов, что закономерно ведет к усилению бюрократии. В то же время, политическое отчуждение граждан опасно и для власти, так как потеря социальной опоры неизбежно ведет к кризису легитимности.

Политическая пассивность (политический конформизм) – состояние субъекта, при котором он не реализует свои собственные интересы, а находится под влиянием чужого мнения и стереотипов массового поведения. Конформистское сознание характеризуется преобладанием бессознательных мотивов над реальной оценкой происходящего.

Политическая активность – состояние субъекта, которое характеризуется наличием определенной политической позиции и целенаправленным, долговременным действием, направленным на ее реализацию. Данные параметры политической активности обретаются постепенно, иногда не минуя регресса. Очень часто первоначальной стадией активистской политической деятельности является состояние отрицания – позиция субъекта, в рамках которой он отвергает предлагаемые ему политический порядок и систему ценностей, что проявляется в чем-либо политически значимом, например, в абсентизме, участии в акциях протеста и т. д. Политическая активность является оптимальным, но трудно достижимым вариантом политической деятельности, так как позволяет человеку в полной мере реализовать себя в качестве субъекта политики. Вместе с тем, крайнее выражение политической активности может принять формы политического радикализма и экстремизма, что негативно сказывается на состоянии политической системы в целом.

Процесс осознания себя в политическом пространстве, умение ориентироваться в существующей системе ценностей чрезвычайно важны как для самого человека, так и для политической системы в целом. Процесс освоения человеком определенных ценностей, норм и правил поведения обеспечивает его включенность в политическую жизнь и называется политической социализацией. По мнению Г. Алмонда, политическая социализация является одной из важнейших функций политической системы общества, так как обеспечивает исходный материал для ее деятельности – соответствующим образом ориентированного в политическом отношении индивида.




























Политическое решение

1. Место политического решения в политической деятельности и требования к нему

Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода, принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата. Оно проявляет себя во многих ипостасях.

Политическое решение – это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.

Политическое решение – это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели.. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.

Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества – явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую – антагонистических.

Политические решение – это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем – выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.

Политическое решение есть еще и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата – это значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предусмотреть затрату значительных волевых усилий по его реализации.

Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.

Если исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, “пускового механизма” всех событий и поступков выступает именно политическое решение.

Любое политическое решение принимается людьми для разрешения конкретной политической ситуации. Другими словами, политическое решение – это сложное диалектическое переплетение объективного и субъективного в политическом процессе. При этом у принимающего решение всегда будет большой соблазн – увеличить долю субъективного в объеме будущего решения. Надежным препятствием для такого соблазна служит соблюдение ряда требований:

Целесообразность принятия решения. Зачем принимается решение? с какой целью? для чего? – вопросы далеко не риторические. Желает ли политик проявить, показать себя в политическом процессе, или он проталкивает решение в интересах очень узкой группировки лиц, или решается проблема широкой общественной значимости – все это должно быть выяснено еще до начала работы над политическим решением.

Своевременность разработки решения. Всякое политическое действие, тем более политическое решение, должно происходить вовремя; ни раньше, ни позже. Классическим примером соблюдения этого требования можно считать знаменитое ленинское высказывание: “вчера было рано, завтра будет поздно, власть следует брать сегодня”.

Системность в учете факторов, значимых для принятия решения. Всесторонность и полнота анализа и оценки всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, всесторонность и полнота анализа и оценки всех последствий принимаемого политического решения – вот современный стиль деятельности серьезного политика.

Соответствие принимаемого решения действующим в обществе правовым нормам, законам. Политические решения – в особенности радикального характера – принимаются и реализуются на фоне уже сложившихся общественных отношений, закрепленных системой принятых в обществе нормативных актов. Очень важно, чтобы вновь принятые решения не выходили за рамки этой системы.

Подчиненность процесса принятия и реализации решения действию общих принципов человеческой деятельности – таких как научность, реальность, конкретность, конструктивность, альтернативность, оптимальность, возможность контроля.

В обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизложенным основным требованиям и поэтому их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы общества в целом. Там же, где данные требования не учитываются, или учитываются не в полной мере – принимаемые политические решения нередко приводят к серьезным политическим и экономическим кризисам.

Концептуализация принятия решения предполагает:

• знание ситуации и особенностей субъектов принятия решения;

• выработку процедуры принятия;

• понимание процесса принятия решения как совокупности конкретных приемов, методов, процедур, “техники”, предполагающей организационный контекст;

• восприятие решения;

• предвидение возможных последствий принимаемого решения.

В настоящее время в политической науке сложилось два ос­новных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так, нормативная теория трактует его как процесс рационального вы­бора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важ­нейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различ­ные математические модели, исследование операций и другие ин­струментальные приемы.Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сори­ентирована на описание разнообразных факторов,которые влия­ют на принятие решений в конкретной ситуации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: