Типология и режимы протекания политических процессов

Принятие политических решений.

Принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для общества средства и методы регулирования социальных отношений. Коротко говоря, принятие решений - это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами.

В настоящее время в политической науке сложилось два направления в понимании процесса принятия решений.

Нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы.

Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации.

Оба подхода отражают двоякий характер управленческого процесса. С одной стороны, они подчеркивают громадную роль институтов и органов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности всех лиц, занятых в этом процессе; с другой стороны, отражают господство в нем неформализованных процедур, зависящих от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, интуиции и персональных знаний управляющих, их межличностных связей. Следует признать, что политическая власть реализуется через личное влияние управляющих и, несмотря на регламентирующую роль правил и процедур принятия решений, привносит в этот процесс непредсказуемость и непрогнозируемость. В конечном счете процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности, организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.

В процессе принятия политических решений можно выделить следующие фазы (этапы):

1) подготовительный этап - этап представления политических интересов групп институтами, принимающими политико-управленческие решения;

2) этап формулирования политической воли и принятия политико-управленческих решений;

3) этап реализации политической воли, выраженной в управленческих решениях.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные.

Базовый политический процесс характеризует разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия в государственном управлении (в принятии решений, законодательном процессе и др.)

Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.

В то же время и базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. Например, явный политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая, в свою очередь, делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность открытому теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

Каждый из политических процессов обладает собственным внутренним ритмом, то есть цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, и потому политическая активность населения развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные или исполнительные органы, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Пик такой активности приходится на выборы, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление контрольных функций за управляющими приобретает характер бюрократической рутины. В СССР ритм политическим процессам задавала деятельность правящей партии. Очередные съезды КПСС ставили перед элитой и обществом политические задачи, на решение которых мобилизовывались массы трудящихся. В постсоветской России решающее влияние на ритмы функционирования государственных учреждений, способы политического участия населения оказывают уже не решения высших органов управления, а отдельные политические события: например, события августа 1991 г., кризис в октябре 1993 г. Аналогичный “рваный” ритм задавали политическому процессу военные перевороты в ряде афро-азиатских стран, менявшие как институциональные структуры управления, так и условия включения населения в политическую жизнь.

С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются базовые и периферийные политические процессы. Чаще всего различаются три режима протекания политических процессов: режим функционирования, режим развития и режим упадка.

Режим функционирования политического процесса - это режим, при котором воспроизводятся сложившиеся взаимоотношения граждан и институтов власти, рутинные, повторяющиеся изо дня в день отношения между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических процессов обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.

Второй режим протекания политических процессов - это режим развития, когда структуры и механизмы власти выводят политику государства на новый уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп и отдельных граждан.

Третьей разновидностью режимов протекания политических процессов является режим упадка, когда политические изменения имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы, когда происходит распад политической целостности. В данном случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений) разрушают существующую политическую систему. Центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения теряют способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Проблема стабильности и легитимности политического режима тесно связана с понятием политического порядка. Под политическим порядком понимается организованность (упорядоченность и согласованность), функциональность и устойчивость (стабильность) политических отношений. Порядок проявляется в легитимности и определенности направлений деятельности властных структур, в постоянстве нормативов, привычности типов поведения.

Проблема порядка впервые была поставлена учеными-просветителями еще до падения классических монархий с надеждой на установление справедливости и порядка. Этому служила идея о происхождении государства на основании общественного договора. Позднее заметный вклад в понимание политического порядка внесли Т.Гоббс, К.Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, Т.Парсонс. Парсонс выделил основные условия формирования, поддержания и разрешения модели порядка. Любая человеческая система, в отличие от физических и биологических систем, имеет: а) символические механизмы регулирования (язык, ценности); б) нормативы, то есть зависимость поведения человека от общепринятых норм; в) некий потенциал иррационального волюнтаризма, который выражается в определенной независимости от условий среды и в зависимости от субъективного видения конкретной ситуации. В символических механизмах и нормативах сконцентрировано прошлое. В волюнтаризме может сосредоточиваться много субъективных представлений о ситуациях, подпитываемых прошлым. Все свойства социальной системы в совокупности образуют большой потенциал самосохранения.

Современные теории политического порядка тесно связаны с теориями политического поведения, которые подробнее будут проанализированы в соответствующем разделе.

Контрольные вопросы.

1. Что такое политический процесс?

2. Какие факторы влияют на развитие политического процесса?

3. Что понимается под структурой и этапами развития политического процесса?

4. Что представляет собой электоральный маркетинг?

5. Охарактеризуйте основные концепции политического конфликта.

6. Какие факторы являются определяющими в политическом конфликте?

7. Какая существует взаимосвязь между политическим конфликтом и кризисом?

8. Что такое социальная катастрофа и что может служить ее причинами?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: