· Последователь Шелера;
· практиковал исторический анализ,
· позитивно настроен в пользу марксизма,
· кое-что заимствовал у Вебера.
Основной тезис социологии знания: существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней.
Социология знания стремится понять мышление в его конкретной связи с исторической и социальной ситуацией.
Все познание локализовано внутри социальной структуры и социального процесса. Индивид, находясь внутри соц.структуры не столько осмысляет ее, сколько переживает. Познание – дело не мышления, но переживания. Мыслят не люди как таковые, мыслят люди в определенных группах (специфический стиль мышления как реакция на типичные ситуации). Индивид не мыслит, а лишь участвует в процессе мышления. Каждый индивид живет в обществе и поэтому:
Двойное предопределение
| Находит сложившуюся ситуацию |
Обнаруживает в ней уже сформированные модели мышления |
Мышление обусловлено когда:
· процесс познания развивается не по имманентным законам, не в соответствии природой вещей или логическими возможностями
|
|
· возникновение и формирование мышления определяют факторы бытия
Мышление и знание не могут быть правильно поняты, если не принимать во внимание их обусловленность бытием.
Стили мышления политических течений
· бюрократический консерватизм
· исторический консерватизм
· либерал-демократическое мышления
· социализм-коммунизм
· фашизм
Идеология | Утопия |
Частичная идеология – некоторые идеи, выраженные интересы каких-либо членов сообщества или группы. Тотальная идеология – своеобразие и характер всей структуры сознания эпохи или исторической/социальной группы. Идеологичность вещей выявляют представители поднимающегося слоя, отношение которых к существующему порядку вещей полно напряжения. Любая идеология – это теоретизированные взгляды правящего класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении статус-кво. | Утопичным является то сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его бытием. Такое сознание ориентируется на факторы, которые реально не содержатся в бытии. Утопична, однако, лишь та ориентация, которая переходя в действие, взрывает порядок вещей. Утопии – те представления, осуществление которых принципиально невозможно. Утопичность идей выявляют представители господствующего слоя, находящиеся в согласии с существующим порядком. Эмоционально более окрашена. |
Как идеология, так и утопия стремятся выдать «свою правоту» за абсолютную истину.
*Если угнетенные приходят к власти, то прошлая утопия становится идеологией.
|
|
Политическая роль социологии знания.
Знание о человеческом разуме позволяет правительству увеличивать эффективность управления, играть на эмоциях. Анализ существующих в настоящее время идеологий и утопий позволяет выявить интересы различных групп общества и сохранять баланс между анархией и диктатурой.
Управление массами не может осуществляться без совершенствования социальных технологий, под которыми Мангейм понимает совокупность методов, оказывающих воздействие на поведение человека. В руках правительства это сильное средство контроля. Усовершенствование социальных технологий благоприятствует правлению меньшинства,
Интеллигенция – единственная группа, которая потенциально может мыслить независимо от ситуации, может абстрагироваться. Она должна помочь другим группам осмыслить себя.