Проблемы предпринимательства в трудах выдающихся экономистов. История возникновения и эволюция теории предпринимательства в России и за рубежом

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений. Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью». Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода. В конце XIX века произошло разделение понятий «предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель. В понятие «осуществление новых комбинаций» Шумпетер вкладывает следующие элементы:

1. Создание новых благ или новых их качеств.

2.  Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.

3. Освоение новых рынков.

4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли

существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.

5. Осуществление соответственной реорганизации производства.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон

Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого

предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они

проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

- умение организовать и управлять производством;

- инициативная, новаторская деятельность;

- рисковая деятельность;

Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге «Предпринимательство». Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге «Ключи к миру бизнеса». В целом, компонованное определение выглядит так: «Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли».

Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:

1. Инициативная деятельность.

2. Новаторская деятельность.

3. Деятельность по организации и управлению производством.

4. Рисковая деятельность.

5. Получение предпринимательского дохода.

В процессе изложения материала многими авторами осуществляется отождествление

понятий «бизнес» и «предпринимательство». Такое отождествление с практической точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной концепции между этими понятиями существует различие: «бизнес» - это среда предпринимательской деятельности, сфера, в которой действуют предприниматели. Бизнес не организовывает, не управляет, не принимает решений. Предпринимательство же прежде всего - это деятельность субъектов.

Кто такой предприниматель? Что такое предпри­нимательство? Что представляет собой карьера предпринимателя? Эти вопросы возникают все ча­ще, отражая возросший интерес к данной области во всем мире. Тем не менее четкого общепринятого определения понятия «предприниматель» до сих пор нет. В Приложении №1 приводится история развития самого термина «предприниматель», или, как говорили раньше, «антрепренер» (слово «антрепренер» - французского происхождения и буквально озна­чает «посредник»). Один из первых примеров посредничества дает нам Марко Поло, великий путешественник, первым из европейцев достигший Китая, стоявший у исто­ков развития торговли Европы с этой страной. От­правляясь в путешествие, он, как было принято в те времена, подписал контракт с купцом (предком современного капиталиста), и тот дал ему своих то­варов для продажи. В те времена кредит торговцу предоставлялся обычно по ставке 22,5%, включая страховку. Роль купца-капиталиста в подобных сделках была пассивной, а торговца - активной. Именно торговец рисковал своей жизнью, отправ­ляясь в дальнее путешествие, именно на его долю выпадали все физические и душевные испытания, связанные с осуществлением всего предприятия. По завершении вояжа основную долю прибыли (до 75%) капиталист забирал себе, а торговцу приходи­лось довольствоваться лишь остатком.  В средние века термин «антрепренер» употреблялся в двояком смысле - применительно к организаторам парадов и различных музыкальных представлений и к руководителям крупных производственных или стро­ительных проектов. Руководитель такого проекта ни­чем не рисковал — он всего лишь руководил

всеми работами по его реализации, используя предоставлен­ные ему ресурсы.

Такими «предпринимателями» в средние века были, как правило, духовные лица, по­скольку именно им обычно поручалось выполнение крупных строительно- архитектурных проектов - воз­ведение замков, фортификационных сооружений, об­щественных зданий, соборов и монастырей. В современном понятии дается следующее определение предпринимателя: «Субъективный (личностный) фактор воспроизводства, который способен, не боясь ответственности и риска, на инновационную, инициативную деятельность путем особого соединения факторов производства».

Какими чертами, качествами должен обладать предприниматель?

1. Умением принимать новаторские решения в стандартных и нестандартных

ситуациях.

2. Умением генерировать идеи, превращать их в новые технологии с целью

получения дохода.

3. Оперативно оценивать все формы инноваций.

4. Не бояться рисковать, уметь управлять риском, быть готовым принять

ответственность.

Предпринимательская деятельность может осуществляться, в различных фор­мах. Эти формы взаимодополняют друг друга, превращая процесс производства и продвижения товаров и услуг к по­требителю в целостный и достаточно

эффективный про­цесс (рис.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: