Особенности реализации малого предпринимательства

Развитие малого бизнеса в стране наблюдается преимущественно в сфере индивидуального предпринимательства без образования юридического лица. Основными особенностями малого предпринимательства являются, в первую очередь гибкость и мобильность, позволяющие быстро осваивать новые виды продукции и таким образом, быстро реагировать на изменение потребительского спроса.

Деятельность субъектов малого предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», котором определяются критерии отнесения предприятий к малым:

· ограничение по статусу (доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %);

· ограничение по численности работников (число постоянных работников не должно превышать 250 человек для средних предприятий, 100 человек - для малых предприятий, 50 человек – для микропредприятий);

· ограничение по выручке (с 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

· микропредприятия - 60 млн. рублей;

· малые предприятия - 400 млн. рублей;

· средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Согласно российскому законодательству к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Оборот малых предприятий в 2007 г. составил 15468,9 млрд. руб., что на 28% больше показателя 2006 года. По данным Росстата, в сфере малого бизнеса легально занято в 2007 году было около 13 млн. человек, или 19 % от среднегодовой численности занятого населения в экономике.

Главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности, профессионализм. Предпринимательская активность становится объектом современных исследований (например, программа Global Entrepreneurship Monitor) и позволяет объяснить, насколько существенен вклад предпринимателей в экономическое благосостояние отдельных стран и мировой экономики в целом. Так, исследования показали, что уровень предпринимательской активности взрослого трудоспособного населения в 2007 году сократился в России вдвое (2,67% в 2007 г. по сравнению с 4,86% - в 2006г.). Причинами снижения предпринимательской активности являются, во-первых, рост привлекательности занятости в государственном секторе и на крупных предприятиях с государственным участием. Во-вторых, ухудшение условий для развития малого предпринимательства. В-третьих, рост экономических барьеров вступления на рынок (увеличение размера первоначального капитала, давление со стороны региональных и локальных монополистов, институциональные барьеры).

В развитии предпринимательской активности в России тестируется ряд тенденций:

1. Расширение участия женщин в предпринимательской деятельности;

2. Уровень предпринимательской активности различается по регионам. Наиболее проблемными являются города с численностью до 100 тыс. чел. и сельские поселения;

3. Среди мотивационных причин преобладают психологические факторы (стремление к независимости, уверенность);

4. Преимущественными источниками финансирования ранней предпринимательской активности являются собственные средства;

5. Низкий инновационный потенциал (3-6% готовы предложить новый продукт или услугу).

Несмотря на типичные для российской практики тенденции развития предпринимательской деятельности, она обладают существенными преимуществами и потенциалом.

Относительно небольшое число занятых и небольшие масштабы производства позволяют оперативно организовывать мелкосерийное производство или экспериментальное производство. На малом предприятии сосредоточены эффективно усилия на производстве продукции одного- двух наименований, что позволяет быстро и результативно приспосабливаться к меняющимся условиям рынка, разрабатывать новые технологии, новые виды продукции. Для малых фирм естественным качеством является быстрая оборачиваемость средств, что и создает возможности для оперативного технического перевооружения предприятия. Таким образом, преимуществами малого бизнеса можно назвать гибкость и свободу организации внутренней и внешней деятельности предприятия.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним предприятиям, а существует в тесной интеграции с ними, участвует в структурной перестройке народного хозяйства и ускорении инновационных процессов. Он способствует возрождению художественных и народных промыслов; освобождению государства от нерентабельных и убыточных предприятий; приближению производства товаров и услуг к потребителю, сокращению на этой основе транспортных услуг; широкому использованию небольших местных источников сырья и отходов крупного производства; включению в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, способны дать миллионы новых рабочих мест.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить его основные преимущества:

· более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

· большая независимость действий малых предприятий;

· гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

· относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

· большая возможность индивида реализовать свои идеи и возможности, проявить свои способности;

· более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требование местных рынков;

· относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

Малые предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные трудовые ресурсы. У собственников малых предприятий высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на локальных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, малые предприятия обеспечивают занятость.

Развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

· формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

· расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

· приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

· содействие структурной перестройке экономики;

· привлечение личных средств населения на развитие производства;

· создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

· способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талан­тов, развитию различных видов ремесел, народных про­мыслов;

· формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

· активизация научно-технического прогресса;

· содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.

Государственная поддержка малого предпринимательства предусматривает следующие направления:

· формирование структуры поддержки и развития малого предпринимательства;

· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, материально – технических и информационных ресурсов, а также научно – технических разработок и технологий;

· установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, преставление государственной статистики и бухгалтерской отчетности;

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Целями осуществления мер по государственной поддержке малого предпринимательства являются:

· обеспечение отечественного рынка новыми товарами и услугами при помощи малого бизнеса;

· формирование рыночной структуры малого бизнеса;

· стабилизация малого бизнеса;

· создание условий устойчивого роста и развития малого предпринимательства;

· социальная адаптация и эффективная занятость в малом бизнесе;

· развитие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Государство поддерживает малое предпринимательства на всех уровнях власти: федеральной власти, власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Реализация поддержки малого бизнеса осуществляется всеми ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной властью.

Меры государственной поддержки могут включать выработку политики, ее реализацию в законах и иных нормативных правовых актах. Далее, при реализации государственной политики осуществляется информационная, финансовая, консультационно-методическая поддержка. Также создаются специализированные институты — некоммерческие организации, которые способствуют реализации государственной политики.

Меры государственной поддержки малого бизнеса подразделены на политические, законодательные, управленческие, финансовые, информационно-консультационные, методические и институциональные.

Политическая поддержка означает провозглашение и разработку государственной политики поддержки малого предпринимательства в целом и по отдельным направлениям.

Меры законодательной поддержки включают разработку законов, закрепляющих государственную политику в нормах права, и определяющих практические мероприятия по ее реализации.

Финансовая поддержка заключается в предоставлении малому бизнесу финансовых (субсидии, целевые программы, государственные гарантии) и других материальных ресурсов (недвижимость, оборудование), в ряде случаев — нематериальных ресурсов (технологий, патентов).

Меры информационно-консультационной поддержки включают провозглашение открытости государственной политики поддержки малого бизнеса и практических мер по ее реализации, установление стандартов обеспечения малого бизнеса информацией, предоставление малому бизнесу информации напрямую или через специализированные НКО. Некоммерческие организации также оказывают необходимую консультационную поддержку, проводят обучение субъектов государственной власти и малого бизнеса.

Путем оказания методической поддержки достигается практическая реализация государственной политики поддержки малого бизнеса. Исполнительная власть разрабатывает практические методики содействия малому бизнесу, затрагивающие, прежде всего, всевозможные процедурные аспекты формирования и размещения государственного (муниципального) заказа. Институциональная поддержка предполагает создание и функционирование институтов, прежде всего специализирующихся на поддержке малого бизнеса некоммерческих организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: