Государственная поддержка развития малого предпринимательства

Государственная политика поддержки малого предпринимательства – самостоятельное системное направление социально-экономической по­литики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:

  • первый – широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;
  • второй – умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий.

Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на раз­ных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому пред­принимательству необходим вариант государственной политики, вклю­чающий следующие направления:

  •  формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-техни­ческих и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистиче­ской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, на­учно-технических, производственных,информационных связей с за­рубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки МП являются:

  • оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;
  • финансирование федеральных программ поддержки и развития мало­го предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;
  • льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринима­тельства;
  • предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государ­ственных заказов на производство и поставку отдельных видов пpoдукции, и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

Важную роль в механизме поддержки МП должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создавае­мые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертво­ваний и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от матери­ально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг – оборудования.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования про­грамм и проектов развития и поддержки малого предпринимательства и в других субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осу­ществляется за счет средств:

  • городского бюджета;
  • от приватизации имущества;
  • муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;
  • других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого пред­принимательства во многом зависит от функционирования разветвлен­ной структуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях.

Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса, органы конгресса по делам малого бизнеса, Министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческие банки, федеральные фонды и другие организации.

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, воздействующим на процессы развития малого предпринимательства, его поддержку отно­сятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты.

Важное значение в инфраструктуре предпринимательства имеет Рос­сийская торгово-промышленной палата, ассоциации (союза) предприни­мателей. В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов федерации и 70 палат ад­министративно-территориальных образований, осуществляется инициа­тивное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учеб­ные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства.

Основным инструментом реализаций государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 2003—2005 годы (далее Про­грамма). Основные положения программы четко определяют перспекти­вы развития современного российского малого предпринимательства.

Программа представляет собой комплексный план действий по созда­нию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предприни­мательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки пред­принимательства. В ней подчеркивается, что цель Программы состоит обеспечении условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в раз­ных регионах России на основе создания современной рыночной среды.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются создании правовой, налоговой и административной среды, способствую­щей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышении благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.

Основные задачи включают:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
  • развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринима­тельства;
  • распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муни­ципалитетах, отдельными государственными учреждениями, предпри­ятиями и организациями;
  • расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц,стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
  • подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;
  • развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах;
  • продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки;
  • расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого пред­принимательства;
  • проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства;
  • создание условий для реализации в России зарубежных программ раз­вития предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства.

Приоритетной задачей программы выступает создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, кото­рые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъек­тов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции.

В число основных задач социально-экономической политики госу­дарства на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует его ин­фраструктура.

Важной функцией местных органов самоуправления являются разработ­ка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства. По данным Министерства РФ по антимонополь­ной политике и поддержке предпринимательства, почти во всех регионах страны созданы фонды (государственные) поддержки малого предприни­мательства, разрабатываются и реализуются соответствующие региональ­ные программы.

Наряду с выше обозначенными формами поддержки предпринима­тельства необходимо выделить поддержку субъектов малого предпринима­тельства в области подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции предпринимателей и работников разных специальностей.

К настоящему времени уже сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в малом предпринимательстве. Здесь получили развитие нескольких видов перспективных институтов под­держки малого предпринимательства:

  • финансовые институты, в том числе кредитные союзы, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды;
  • лизинговые компании;
  • бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства;
  • центры (пункты) информационного обеспечения;
  • инновационно-технические центры, инновационно-промышленньк комплексы;
  • учебные центры;
  • ассоциации, агентства поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, в нашей стране развиваются основные элементы системы поддержки малого предпринимательства, которыми обладают раз витые рыночные системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: