Третий период римского государства по форме государственного устройства был периодом централизованного бюрократического государства. Это государственное устройство называлось доминатом, так как во главе государства стоял абсолютный монарх, т. е. император с титулом "dominus ас deus" (господин и бог).
По строго утвержденному иерархическому порядку, который определял император, наемные служащие императора помогали ему в управлении государством. Остальное население было превращено в подданных, особенно после принятия эдикта Каракаллы, когда все свободные жители римского государства и все перегрины получили римское гражданство, что фактически означало их равенство в положении как подданных перед одним императором и утрату прав самоуправления для отдельных народов.
Между тем, крупные землевладельцы сумели добиться автономии и управленческого и судебного иммунитета на своих территориях.
Глава первая. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Император — dominus ас deus
Период принципата обозначается как диархия (двоевластие), формальный раздел власти между сенатом и принцепсом. С ослаблением положения сената и с усилением положения принцепса наступают перемены в государственном устройстве.
Высшим органом власти и управления был император, который имел прерогативы абсолютного монарха или деспота. Аврелиан (270-275) принял восточный церемониал и диадему, а также титул "dominus ас deus" (господин и бог), откуда и произошло название домината.
Император имел высшую законодательную, исполнительную, судебную власть и командовал войском. Власть императора была формально неограничена, его самоволие было законом (princeps leg-ibus solutis, quiquid principi placuit legis habet vigorem).
Так как борьба за престол и частая смена императоров приводили к нестабильности государства, Диоклетиан поделил власть с еще одним Августом — Максимилианом и двумя цезарями — Галерием и Констансом, так что империей управляла четверка — тетрархия. Единство государства было сохранено и через единое законодательство. Хотя и хорошо задуманная, "тетрархия", упорядочившая и систему наследования престола, и императорскую власть, все же не сохранилась. Константин повторно восстановил единство империи и перенес столицу в новый город Константинополис. Окончательно римская империя была разделена на две части после смерти Феодосия (395 год). Он предоставил сыну Аркадию власть на востоке, а сыну Гонорию — на западе. Две части империи имели единое законодательство. Конституции, принятые императорами восточной и западной частей, действовали в обеих частях империи, если публиковались предписанным способом.
Двор императора
Двор императора отличался большой пышностью, а о поддержании источников этой пышности и церемониала заботилось множество людей.
Центральные государственные органы
а) Наивысшими чиновниками, которые помогали императору в исполнении государственных работ и которые были сосредоточены при дворе императора, были:
quaestor sacri palati — квестор священного двора, имевший статус секретаря императора или министра правосудия; comes sacrarum largitionum, управляющий государственной казной; comes rerum privatiorum, управляющий императорским личным имуществом; magister officiorum-высший бюрократический служащий, управляющий центральными императорскими учреждениями.
б) Consistorium sacrum — священный совет, постоянный совещательный орган императора в период домината. Членами совета были высшие государственные чиновники.
в) Военачальники — magistri militum были действующими командующими войсками, верховным командующим которых был император.
Глава вторая. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Региональные государственные органы
Во время домината римское государство было разделено на две империи, четыре префектуры, а также диоцезы, составлявшие префектуры и, в свою очередь разделенные на провинции. Кроме того, Рим и Константинополис с окрестностями составляли городские префектуры.
Во главе префектур стояли praefecti praetorio — правители, обладавшие функциями организации управления и судопроизводства на территории префектур.
Городскими префектурами управляли prafecti urbi с аналогичными обязанностями.
Во главе диоцезов (округов) находились викарии, а провинциями управляли ректоры.
Местная автономия и автономия крупных земельных владений
Во время домината самоуправлением обладали общины и крупные владения императора — салтусы и трактусы.
Самоуправление общин (metrocomia, municipia) было сильно ограничено, так как касалось только местных дел. Во главе общины находился сенат декурионов или куриалы, а работой сената управляли избранные или назначенные douviri. Дувиры были председателями общин, которые занимались и государственными делами. В общинах была введена специальная государственная служба defensor civitatits с задачей защищать общину от самовольства государственных органов и защищать граждан от самовольства членов общины.
Крупными владениями императора — салтусами и трактусами — управляли прокураторы.
Самоуправление имели и крупные земельные владения богатых сенаторов, которые были непосредственно подчинены префекту или императору. Люди, жившие в таких имениях, были вольноотпущенниками.
Раздел третий. РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ИСТОЧНИКИ ПРАВА В ПЕРИОД ПОСТКЛАССИЧЕСКОГО РИМА
Глава первая.РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ