Период олигархии нобилитета представлял собой время, когда велась жестокая борьба между лагерем оптиматов, в который входили и нобили, и лагерем популяров, предводительствуемым экве-сторами. Борьба за реформы, государственные потрясения, гражданские войны, восстания рабов и освободительные движения покоренных народов представляли серьезную угрозу существованию римского государства. Спасение нашлось в объединении рабовладельцев и разделе власти между нобилями и эквесторами. Эту идею реализовал Октавиан, один из триумвиров, утвержденных народным собранием, и приемный сын Цезаря.
После победы при Акциуме он дал священную клятву, в которой отказывался от власти и доверял управление государством сенату и римскому народу (46). Благодарный сенат провозгласил его Августом (нечто возвышенное, божественное). В его личности были сконцентрированы и другие магистратуры. Он был избран консулом, проконсулом в пограничные провинции, плебейским трибуном, носил титулы: Caesar и император. Октавиан был первым членом сената — princeps senatus, а позднее был избран и pontifex maximus. Будучи по форме лишь магистратом римского государства, Август в действительности стал его властителем. Это государственное устройство по форме являлось диархией с формальным делением власти между сенатом и принцепсом, а фактически и по содержанию — монократическим государственным устройством: принципатом.
Отмирание республиканских органов
Государственное устройство в первый период республики характеризовали типичные для нее органы — собрания, сенат и магистратуры. Эти органы существовали и в период принципата. Позднее некоторые из них были упразднены, другие изменили свое значение.
а) Народные собрания. — Первые годы принципата означали период, когда собирались народные собрания и когда их активность была заметной. Позднее римского гражданства добилось большое число жителей римского государства и жители Рима уже не представляли собой единый голосующий организм. Принцепсы за последний период созывали народные собрания как законодательный орган лишь в 98 году.
б) Сенат. — Во времена принципата власть сената возросла. Решения сената стали служить источниками права и достигли силы закона. Сенат, как государственный орган, перенял функции собраний.
Сенат был послушным органом принцепса. Принцепс назначал сенаторов, руководствуясь их возрастом и цензом. Позднее, с укреплением положения принцепса и ослаблением положения сената в римском обществе, senatus consulta отмерли как источники права, так как предложения принцепса подобострастно принимались сенатом. Таким образом, сенат утратил свое значение, формальная диархия трансформировалась в открытую диктатуру принцепса. Сенат стал органом коммунального управления города Рима.
в) Магистраты. — Так как власть была аккумулирована в руках принцепса, магистраты утратили свое значение особенно благодаря тому, что принцепс обладал властью отменять постановления других магистратов, но ни один магистрат не имел этого права по отношению к принцепсу. С течением времени магистратуры трансформировались в носителей почетных функций и званий. Известную жизненность сохранил лишь институт преторов, которые были активными создателями права до принятия эдикта Адриана, представлявшего собой кодификацию преторских эдиктов. После этого были избраны новые преторы, которые занимались лишь незначительными государственными делами.
Принцепс
Принцепсы основывали свою власть на аккумуляции республиканских магистратур в своих руках. Вопреки Августу, который практиковал каждый год, хотя бы формально, обновление определенных республиканских магистратур, его наследники, избираемые в сенат по lex de imperio пожизненно, пренебрегали функциями магистратов.
По lex de imperio, принцепс обладал правомочиями, которые не могли быть перечислены. Утверждалось два основных правила: 1. Quidquid principi placuit legis habet vigorem — все, что предписано прицепсом, имеет силу закона, и 2. Princeps legibus solutus est — принцепс не должен подчиняться правовым нормам (47). Наследование престола определяли обычно сами принцепсы, назначая наследника путем усыновления, а если этого не происходило, сенат был вынужден давать инвеституру кандидату, которого провозглашало преторианское войско.
Вспомогательные органы и учреждения при принцепсе
Для реализации властных полномочий, данных ему на основании lex de imperio, принцепс опирался не на республиканские магистратуры, но только на чиновников, работащих за жалование.
aj Concilium principis. — Его составляли наиболее опытные сенаторы и эквесторы, обладающие знаниями и навыками в области права и способные советовать принцепсу при принятии важных решений. За эту деятельность они получали жалованье.
б) Fiscus caesaris. — Существовала казна принцепса, в которую вливались средства из сенатских провинций, а также доходы от продажи военнопленных и контрибуций. Эти средства использовались для осуществления политики принцепса.
в) Praefectus praetorio. — Преторианские префекты были командирами девяти когорт войск — единственной военной силы в городе Риме. Их влияние было очень велико, особенно в обеспечении смены престола. Они замещали принцепса, а их решения имели такой же вес, как если бы их давал принцепс.
г) Канцелярии принцепса. — Эти канцелярии подготавливали распоряжения принцепса в разных областях жизни.