Вопрос Суть современных филосовских подходах к религии

Философско-научное определение религии складывалось в процессе становления и развертывания рационалистической традиции в философии и формирования научного мировидения. Наука понимает религию, прежде всего, как сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форму общественного сознания. Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека

Фундаментальным открытием научного понимания религии является антропологическая концепция. Она появляется в XIX в. в Германии на основе натурализма и антропологизма Л. Фейербаха. В соответствии с принципами антропологической философии он обосновывает важную идею: человек не только создает религию, но становится ее предметом и сущностью. Религия определяет существенное отличие человека от животного, у которого ее нет. Это отличие состоит в сознании, а сознание имеется лишь там, где субъект способен понять свой род, свою сущность. Религия есть сознание человеком себя в своей живой целостности, в которой единство самопознания существует только как завершившееся единство "Я" и "ТыПричиной формирования религиозного сознания у Фейербаха выступает незнание человека, ограниченность его мышления, а также потребности, желания, эгоизм. Религия, по мнению философа, не только продукт воображения, затрагивает сферу не только чувства, но и желания реализации, стремление человека устранять неприятные чувства и создавать приятные. Иначе говоря, религия есть интенция человека освободиться от бед, которые у него есть или которых он опасается, и получить желаемое это выражение стремления к счастью. У. Джемс (1842-
1910 гг.)
. В работе "Многообразие религиозного опыта" он утверждал, что религия имеет только эмоциональную, а не интеллектуальную основу. Религиозность является результатом особенностей психики чело-века, и корни ее лежат в области индивидуальных чувств и настроений. Он объяснял религию, исходя из индивидуальной психики: "В религии, -- писал Л. Фейербах, первым поставивший вопрос о религии как отчужденном сознании, -- человек выносит разум за пределы индивидуальности и телесности". "Всякий Бог, -- продолжал он, -- есть существо, созданное воображением, образ и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя в виде самостоятельного существа".34Каков же общий вывод научного анализа религии. Здесь возможны различные варианты формулировок, важно отразить в них весь спектр и комплекс ее составляющих. Один из вариантов может быть таким. Религия -- это форма духовной деятельности человека, общества в целом, способ духовного отражения и конструирования мира, придание ценностно-смыслового значения всем жизненно необходимым сторонам человеческого существования. Религия -- это сложный комплекс элементов, находящихся в единстве, тесной взаимосвязи и взаимодействии: религиозный опыт, вероучение, культ, организация. Религия в своей сущностной основе формируется и выражает антропологические, социальные, исторические, психологические, гносеологические и культурологические основы человеческого бытия. Это форма общественного сознания, базирующаяся на признании трансцендентного как объективно существующего, определяющего не только существование мира, но и управляющего им.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: