Автокефальные церкви православия

В православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других поместных церквей. Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий провинций Византии. Автокефальность не следует смешивать с Церковной Автономией.

В настоящее время существуют 14 общепризнанных и 15 признаваемых некоторыми автокефальных церквей, которые, согласно диптиху, принятому в Русской церкви, расположены в следующей иерархии чести:

1. Константинопольская православная церковь (более 2 млн чел.)

2. Александрийская православная церковь (более 6,5 млн. чел.)

3. Антиохийская православная церковь (1 млн 370 тыс. чел.)

4. Иерусалимская православная церковь (130 тыс. чел.)

5. Русская православная церковь (50—100 млн чел.)

6. Грузинская православная церковь (4 млн чел.)

7. Сербская православная церковь (10 млн чел.)

8. Румынская православная церковь (16 млн чел.)

9. Болгарская православная церковь (около 8 млн чел.)

10. Кипрская православная церковь (420 тыс. чел.)

11. Элладская православная церковь (около 8 млн чел.)

12. Албанская православная церковь (около 700 тыс. чел.)

13. Польская православная церковь (500 тыс. чел.)

14. Православная церковь Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.)

15. Православная церковь в Америке (около 1 млн чел.)                                            

 

Раскол в православной церкви

Поводом для возникновения раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации в России, а так же ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями.

Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников.

Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных реформ патриарха Никона и продолжается до сих пор. Раскольники считают себя такими же православными, как и мы. Старообрядцы не расходятся с нами ни в одном догмате веры, ни в одном основании вероучения, но они откололись от нашей церкви, перестали признавать авторитетом наше церковное правительство во имя «старой веры», будто бы покинутой этим правительством. Поэтому мы теперь и не считаем их еретиками, а только раскольниками, а они нас называют церковниками или никонианами. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности.

Начало XVII века вошло в историю России как «Смутное время».

 Отличительной особенностью Смутного времени является то, что в него были втянуты все классы русского общества.

 В смуте участвовали дворянство, служилые люди, городское и сельское население, казачество, представители духовенства и чиновничества.

 Результатом Смутного времени явилось дальнейшее обнищание широких народных масс, сокращение территории русских земель, падение авторитета русского государства, широкое проникновение иноземного влияния, в том числе и религиозного, на жизнь и обычаи населения.

 Конечным итогом Смутного времени явилось возникновение новой династии царей. С выборами Земским собором в феврале 1613 года царём России Михаила Романова установилось монархическое государство на более чем триста лет семьи Романовых.

 

 48 Киевская Русь и принятие христианской религии

Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира, княгиня Ольга († 11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям[17], что она крестилась в Константинополе в 957 году.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.)[19] Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.

Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных причин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, Западной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения подобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведь русичи считались "варварами". Введение новой религии соответствовало потребностям общественного прогресса.

Установлении христианства как официальной религии в Киевской Руси привело к важным последствиям. Первым из них было установление прочной церковной организации. Принятие Киевской Русью христианства по церковному греческому обряду связало в дальнейшем церковь Руси с православным востоком. Когда же Византийская империя и страны Ближнего Востока были завоеваны Турецкой империей, церковь Руси приняла самостоятельную организацию, вначале автокефальную митрополию, затем патриаршество.

Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения – оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, проповедовавшие славянам христианство, изобрели славянский алфавит, котрорый вскоре после 988 года получил распространение и на Руси. К сожалению все богатство письменности оставалось недоступным для неграмотного большинства жителей Киевской Руси. Свой опыт и творческие находки они передавали из уст в уста, из поколения в поколение, используя для этого разнообразные жанры фольклора – песни, пословицы, загадки, сказки.

С конца Х века начинает развиваться церковное исскуство Киевской Руси, быстро приобретающее свои национальные черты. По своей архитектуре церкви первых веков христианства в Киевской Руси примыкают к византийским, но отсюда поспешно делать вывод о несамистоятельном характере русского искуства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: