Первые века христианства. Раскол христианства

Христианство возникло в Палестине в I веке до н.э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания скорого пришествия Мессии, греховности человека, отношение к собственности, организации общин. Как форма социального протеста против существующих общественных порядков, христианство получило быстрое распространение среди народов Римской империи. Христианство, в отличие от римской и прочих национальных религий, провозгласило равенство всех людей — это равенство в их первородном грехе. Оно породило надежду на переустройство мира, на освобождение от гнета и порабощения. Христианство дало отчаявшимся людям утешение.

Формирование самой христианской догматики происходило в идейной борьбе между сторонниками разных толкований основных идей этой религии. На первых семи Вселенских соборах были сформулированы основы христианского вероучения. Идейная борьба, ведшаяся на этих соборах, была сосредоточена вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления. В результате в христианство вошли следующие догматы:
• Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность;
• боговоплощение. Воплощение в личности Иисуса Христа божественной ипостаси. Христос рассматривался и как истинный Бог, и как истинный человек. Божество и человечество соединились в нем;
• искупление. Христос пришел в мир, дабы принести искупительную жертву за грехи человечества, а тем самым спасти его;
• изображение образа Христа в человеческом облике. При этом Христос
должен являться взорам верующих в ореоле своего смирения, покорности,
страдания и спасительной жертвы;
• необходимость изображать священные лица и поклоняться этим изображениям.

Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств, обрядов. В конце V века сложилось таинство крещения, еще позже — причащения. Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь и священство.

По мере распространения христианства происходило разделение христианских церквей, и 1054 год стал годом окончательного разрыва западного и восточного христианства. Восточное христианство составили первоначально четыре автокефальные (самостоятельные) церкви.

Основные разногласия между обеими Церквами в вопросах догматического характера, изложенные в хронологическом порядке их возникновения, сводятся к следующему.

1. Учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью.
2. Учение об исхождении Святого Духа "и от Сына"(filioque). Два эти пункта расхождения римского католицизма с православием и были причиной так называемого разделения церквей в XI в. Логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительной непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском Соборе 1870 г.
3. После разделения Церквей в Римско-католической Церкви сложилось учение о спасении, включающее учения о первородном грехе и об удовлетворении Богу за грехи и связанные с ним учения о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях.
4. В XIX и XX вв. были провозглашены два новых, так называемых Мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854) и Ее телесном вознесении на небо (1950).

В отличие от православного римско-католическое учение, признающее единоличную власть папы над Церковью, ставит Церковь в приниженное положение, так как обрекает ее членов на безоговорочное и слепое послушание папе, совесть церковную — на молчание. Все это находится в противоречии с духом христианской свободы, с духом Нового Завета.

Католические богословы строят свое учение о власти папы на двух предпосылках, которые они пытаются обосновать толкованием Священного Писания.
Эти предпосылки следующие:
1) римские папы являются преемниками апостола Петра,
2) преемствуемую папами власть апостол Петр получил от Христа.

В результате Реформации (XIV—XVII века) наряду с католицизмом и православием возникает третье крупное направление в христианстве — протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.














Течения христианства

Рассмотрим основные формы вероучения христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

ПРАВОСЛАВИЕ — одно из крупнейших в мире вероучений распространено среди многих народов, говорящих на разных языках. Это одно из трех основных направлений христианства которое исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Распространено оно главным образам в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV—XT вв.

Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное предание

Основу православного вероучения составил Никеоцарь-градский Символ веры. В православии соблюдаются таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих нисходит особая благодать. Церковь признает семь таинств. Крещение,

Таинство причащения, Таинство покаяния, Таинство миропомазания, Таинство священства, Таинство брака, Таинство соборования. Православная церковь также придает большое значение праздникам и постам. Наиболее почитаемый общехристианский праздник Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники — 12 наиболее значительных праздников православия.

Наиболее распространенным христианским направлением является КАТОЛИЦИЗМ. Слова «католицизм» означает — всеобщий, вселенский. Следует сказать, что католическая церковь всегда стремилась стать единой христианской церковью, объединяющей на основе католических догматов под верховенством папы Римского всех христиан.

Католицизм берет свое начало от небольшой римской христианской общины, первым епископам которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в 3—5 вв. Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов а кроме того — папские послания и постановления Центром католицизма и резиденцией его главы, папы. Римского, является Ватикан, город-государство. расположенный в центре Рима. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасении. Считается, что основа спасения — вера и добрые дела. Догмат и чистилище, промежуточном звене.между раем и адом, возник еще в 1 в. и существует только в католическом вероучении.

У католиков безбрачие обязательно для всего духовенства.

Центр культа - храм. Основные элементы культа - праздники и посты. Один из наиболее важных и торжественных постов -Рождественский пост.

ПРОТЕСТАНТИЗМ -это одно из главных, наряду с православием и католицизмом, направлений христианства. Протестантизм охватывает множество самостоятельных исповеданий и церквей,

История протестантизма по-настоящему начинается с выступления Мартина Лютера.

Суть протестантизма заключается в том, что человек может спасти свою душу только верой, которая даруется богом, без посредничества церкви. Один из осношшх догматов протестантизма заключается в том, что спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие, отвергают авторитет папских декретов и посланий, не подчиняются самому ему (папе). Един ственным авторитетом в вопросах веры было признано Свя щенное писание,

Лютер перевел Библию на немецкий язык, и она стала настольной книгой приверженцев реформированного христианства.

37) Христианское вероучение и культ

Основные положения христианского вероучения сформулированы в Библии и в постановлениях христианских вселенских соборов и изложена в 12 пунктах Символа веры.

Согласно Символом веры христиане должны верить в единого Бога, который выступает в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого («святая троица»). Бог-отец рассматривается как творец мира видимого (природа и человек) и невидимого (ангелы). Богом-сыном считается Иисус Христос с его евангельской "биографией". Бог-дух святой исходит от Бога-отца, в като лицизме - и от Бога-сына.


Важнейшим положением христианства считается догмат, боговоплощении, согласно которому Иисус Христос, оставшись Богом, и вроде стал человеком, родившись от девы Марии. Этот догмат призван предоставить всем евангельским наставлением, что прекасаются Христу, авторитета «божественных истин», а именно: представить христианство как «боговстановленую религию».

Большая роль отводится догмату искупления, согласно которому своими страданиями и смертью на кресте Иисус Христос принес себя в жертву Богу-отцу за грехи людей - искупил их. Тем самым он якобы открыл человечеству путь к «спасению от власти греха». Одно из центральных мест в христианском вероучении занимает догмат воскресения Иисуса Христа, которое провозглашается запоркой будущего всеобщего воскресения людей из мертвых. Догмат вознесения обязывает христиан верить, что после своего воскресения Иисус Христос телесно вознесся на небо - в Бога-отца, подчеркнув этим ничтожество земного бытия по сравнению с вечностью, которая будто ждет человека в загробном мире. Такой же фантастический характер, порожденный религиозным созиданием реальности, имеют и другие христианские догмы, многие из которых являются интерпретацией дохристианских верований, заимствованных от древних восточных религий. К таким заимствованиям следует отнестити, в частности, веру в бессмертие души, представления о загробной жизни, ад и рай, идею небесного честь за богоугодную жизнь на земле, и тому подобное.

Символ веры приписывает веровать в «единую святую, соборную и апостольскую церковь», признавать необходимость крещения, возлагать надежду на будущее воскресение мертвых, наступления после вечному блаженству для праведников и вечных мучений для грешников. Практически ни одна из этих идей не является порождением самого христи янства, а заимствована от дохристианских верований с достаточно не значительной переработкой относительно культа Иисуса Христа. Параллельно со становлением вероучения происходил процесс формирования христианского культа, призванного влиять на чувства верующих с целью поддержания и углубления их религиозности. Важнейшие элементы христианской обрядности называются таинствами. К ним относятся: крещение (привлечения к християнства путем погружения в воду или скроплення), миропома зательство (передачи крестному «благодати святого духа» путем смазывания его ароматическим веществом - миро), евхаристия, или причастие (съедение хлеба и вина, которые воспринимаются как тело и кровь Христа), покаяние (исповедь верующих в своих грехах свя щеникови, чтобы получить через него прощение от Бога), брак (осуществления в храме бракосочетания), священство (посвящение в сан диякона, священника или епископа) и соборование (помазание больного освященным елеем).
Главным христианским богослужением является литургия (обедня, месса) - театрализованное действо, которое сопровождается различными заклинаниями, молитвами, музыкой или пением, чтением «священного писания», поклонами, зажиганием свечей и лампад, курением ладана подобное. Цель богослужения - постоянно влияние на ум и чувства верующих, стимулировать их религиозность, веру в сверхъестественные силы. Вместе с чествованием Бога, девы Марии (богородицы, богоматери, мадонны) сложился культ «святых» - чествование лиц, «угодили богу» и отмечены ним «даром чудотворения». Среди этих святых немало мифических персонажей и важная роль в христианстве культ креста, который воспринимается не только как орудие Христа, а как средство «спасения».
Значительное место в христианском культе отводится праздникам: «воскресения» Христа, Троица или Пятидесятница (в честь сошествия на апостолов Святого Духа, что бы было на пятидесятый день после воскресения Христа), Рождество Христово подобное.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: