Принцип последовательности

Принцип предпочитаемой структуры

Принцип кооперации.

Принцип вежливости.

       Принципом последовательности предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, то есть ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика-вопрос, то вторая - ответ; приветствие сопровождается приветствием; просьба - принятием или отклонением и т. д. Данный принцип требует закономер­ного завершения речевого фрагмента.

       Принцип предпочитаемой струк­туры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репли­ками. Как отмечают исследователи, согласие обычно вы­ражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой. Например:

       1. А. Я прошу вас Выполнить эту работу к завтрашне­му дню.

       В. Хорошо.

       2. А. Я прошу вас Выполнить эту работу к завтрашне­му дню.

       [пауза]

       В. Я бы с удовольствием … но знаете, я еще не выполнил предыдущее задание, к тому же я неважно себя чувствую.

       Пауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своев­ременно дополнить реплику усиливающими доводами.

       А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню.

       [пауза]

       А. И тогда я смогу предоставить вам несколько дней от­гула, как вы просили.

       В. Хорошо.

       Соблюдение описанного принципа позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности раз­говора.

       Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к со­трудничеству. Этот принцип сформулировал Г. П. Грайс. В работе «Логика и речевое общение» он пишет: «Твой коммуникативный вклад на каждом шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (на­правление) этого диалога».

       В работе формулируются конкретные постулаты, при­менение которых способствует соблюдению этого прин­ципа. Эти постулаты он делит на четыре категории ­количества, качества, отношения и способа.

       Категорию количества он связывает с тем объемом информации, который требуется передать: твое выска­зывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

       К категории качества Г. П. Грайс относит общий по­стулат: Старайся, чтобы высказывание было истин­ным, а также два более конкретных: не говори того, что считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

       С категорией отношения, по мнению ученого, связан один единственный постулат релевантности: не откло­няйся от темы разговора.

       Категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится: выражайся ясно; избегай непонятных выражений; избегай неоднозначных выражений; избегай ненужного многословия.

       Автор подчеркивает целесообразность и полезность со­блюдения принципа кооперации и его постулатов для вся­кого, кто стремится к достижению конечных целей рече­вого общения (это могут быть передача и получение ин­формации, оказание влияния на других и подчинение себя чьему-либо влиянию и т. п.)

       Другой крупнейший зарубежный ученый ДЖ. Н. Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации -­ принцип вежливости, представляющий собой совокуп­ность ряда правил. Кратко они формулируются следующим образом.

       1. Правило такта: Не следует затрагивать тем, потен­циально опасных для собеседника (частная жизнь, ин­дивидуальные предпочтения и т. д.).

       2. Правило великодушия: Не следует связывать парт­нера обязательствами, обещаниями, клятвой и т. д., то есть как-то обременять его.

       3. Правило одобрения, позитивности в оценке других: Не осуждайте других; Не судите, да не судимы будете.

       4. Правило скромности: Не будьте высокомерны в раз­говоре с собеседником (важнейшее условие развертыва­ния коммуникативного акта - реалистическая самооцен­ка).

       5. Правило согласия: Старайтесь избегать конфликт­ных ситуаций во имя решения коммуникативных целей.

       6. Правило симпатии: Демонстрируйте доброжела­тельность по отношению к партнеру (определенную про­блему предоставляет так называемый безучастный кон­такт).

       Названные принципы составляют основу коммуника­тивного кодекса, регулирующего речевое поведение обе­их сторон в ходе коммуникативного акта.

       5. Эффективность речевой коммуникации

       Под эффективной речевой коммуникацией понимает­ся достижение адекватного смыслового восприятия и адек­ватного толкования передаваемого сообщения. Правиль­ная интерпретация считается состоявшейся, если реци­пиент трактует основную идею текста в соответствии с замыслом коммуникатора.

       Как отмечают исследователи, успешность речевого об­щения и его неудачи зависят не только от выбора говоря­щими языковых форм. Большое влияние на эффективность речевой коммуникации оказывают многие экстралингви­стические (внеязыковые) факторы. Специалисты к ним относят потребность в общении, коммуникативную заин­тересованность; настроенность на мир собеседника, бли­зость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего; внешние обстоятельства (присутствие посто­ронних, физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения и др.

       Очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт и взаимопони­мание в процессе общения.

       Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога принципа кооперации Г. П. Грайса и принципа вежливости ДЖ. Н. Лича, установление партнерских отношений, а также применение ряда психоло­гических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе. Назовем основные из них.

       1. Принцип равной безопасности, предполагающий не­причинение психологического или иного ущерба партне­ру в информационном обмене. Этот принцип запрещает ос­корбительные выпады против реципиента, унижение чув­ства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, пре­зрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации.

       2.Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального реше­ния проблемы. Децентрическая направленность, в отличие от эгоцентрической, характеризуется умением анализиро­вать ситуацию или проблему с точки зрения другого чело­века, исходя не из собственных интересов, а из интере­сов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми разными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете об­суждения.

       3. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, пе­редергивают смысл его слов, чтобы таким образом добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.

       6. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации

       Необходимым условием эффективной речевой комму­никации является умение слушать. Это умение важно не только для реципиента, но и для коммуникатора, так как диалогический характер общения признается наиболее эффективным и предпочтительным.

        «Умение слушать - редкая способность и высоко це­нится», - писал Д. Гранин в романе «Картина». И это действительно так. Большинство людей, по мнению уче­ных, плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают их интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника сосредоточенно и выдер­жанно, вникнуть в сущность того, что говорится, облада­ют не более 10 процентов людей, а руководители слуша­ют с 25-процентной эффективностью. А между тем уме­ние слушать - это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существу­ющих с ним разногласий, залог успешного ведения пере­говоров, беседы, существенный элемент культуры делового общения.

       Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это возмож­ность сосредоточиться на речи партнера, способность вы­делить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это пси­хологическая готовность к контакту с другим человеком. Как говорят специалисты, слушание - это тяжелый труд, но и ценнейший дар, которым можно одарить другого.

       Манера слушать, или так называемый стиль слушания, во многом зависит от личности собеседников, от характе­ра и интересов слушателей, от пола, возраста, служебно­го положения участников общения. Например, подчинен­ные, как правило, более внимательны и сосредоточенны в разговоре с «начальством», нежели наоборот, они далеко не всегда решаются прервать своего руководителя.

       Психологи установили также существенные различия в поведении мужчин и женщин. Они считают, что в раз­говоре мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход пре­рванного разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слишком быстро давать го­товыe ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов.

       Различают два вида слушания. Один из них называ­ется нерефлексивным. Он состоит в умении вниматель­но молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими за­мечаниями. На первый взгляд, такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психологического напряжения. Нерефлексивное слуша­ние обычно используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает выска­зать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем. Однако такое слушание не все­гда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Нерефлексивное слушание порой ошибоч­но истолковывают как принятие позиции оппонента. По­этому намного честнее сразу прервать собеседника, от­крыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

       Следует иметь в виду, что некоторые собеседники не имеют достаточного желания высказать собственное мне­ние, другие, напротив, ждут активной поддержки, одоб­рения своим словам. В таких случаях рекомендуется при­менять другой вид слушания - рефлексивный. Суть его заключается в активном вмешательстве в речь собеседни­ка, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обес­печении правильного и точного понимания собеседниками друг друга. Важно уметь выбрать вид слушания, наи­более уместный в данной ситуации общения.

       Наладить контакт с собеседником, понять его точку зре­ния, вникнуть в суть разногласий с ним поможет соблю­дение принципов хорошего слушания. Психологи вы­деляют три основных принципа.

       Первый звучит так: «Старайтесь сконцентрироваться на человеке, кото­рый говорит с вами; обращайте внимание не только на его слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т. д.». Это позволит получить дополнительные сведения о внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на слова партнера.

       Второй важный принцип хорошего слушания ученые сформулировали следующим образом: «Покажите гово­рящему, что вы его понимаете». Чтобы реализовать этот принцип, рекомендуют использовать различные приемы рефлексивного слушания. Можно обратиться к говоря­щему за уточнениями, используя такие фразы, как: Я вас не понял; Не повторите ли вы еще раз?; Что вы имее­те в виду?

       Целесообразно сформулировать мысли говорящего сво­ими словами, чтобы уточнить сообщение. Перефразиро­вание обычно начинается словами: Как я вас понял...; Как я вас понимаю...; По вашему усмотрению...; Другими словами...

       Иногда необходимо понять и отразить чувства говоря­щего: Мне кажется, что Вы чувствуете...; Вы, вероятно, расстроены,..

       Можно использовать и так называемый прием резюми­рования. Слушающий подытоживает основные идеи и чув­ства говорящего: То, что Вы сказали, мажет означать...; Если теперь обобщить сказанное вами, то…; Вашими основными идеями, как я понял, являются… Это создает уверенность в правильном восприятии сообщения, осо­бенно в ситуациях, когда между собеседниками есть раз­ногласия, отсутствует единая точка зрения, назревает кон­фликт.

       Третий принцип хо­рошего слушания: «Не давайте оценок, не давайте со­ветов». Психологи утверждают, что оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний. А это может сни­зить активность участников диалога, оказать давление на мнение присутствующих и в результате помешать эффек­тивному обсуждению проблемы.

       К сожалению, названные принципы часто нарушаются.

       Таким образом, умение слушать, соблюдение принци­пов хорошего слушания, применение соответствующих приемов позволяют сделать общение более плодотворным. 

 

                                                      ТЕСТЫ

1. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

a) максима такта

b) максима качества

c) максима релевалентности

d) максима количества

 

2. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Давайте нужное количество информации. Ваш информационный вклад в разговор должен быть не большим и не меньшим, чем требуется.

a) максима способа выражения

b) максима количества

c) максима качества

d) максима релевалентности

 

3. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что вы считаете лживым. Не говорите того, чему у вас недостаточно свидетельств.

a) максима качества

b) максима релевалентности

c) максима количества

d) максима способа выражения

 

4. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Избегайте двусмысленности и неопределенности, говорите коротко и упорядоченно.

a) максима способа выражения

b) максима качества

c) максима количества

d) максима релевалентности

 

5. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

a) максима способа выражения

b) максима великодушия

c) максима одобрения

d) максима такта

 

6. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

a) максима релевалентности

b) максима согласия

c) максима великодушия

d) максима скромности

 

7. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

a) максима такта

b) максима согласия

c) максима симпатии

d) максима качества

 

8. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима:

Максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).

a) максима симпатии

b) максима такта

c) максима великодушия

d) максима одобрения

 

9. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима:

Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.

a) максима согласия

b) максима великодушия

c) максима одобрения

d) максима скромности

 

10. Убеждающая речь должна:

a) содержать не более одного аргумента

b) содержать общенаучные слова и термины

c) выражать абстрактную мысль

d) апеллировать (обращаться) к чувствам и эмоциям слушателей и воздействовать на систему их убеждений

 

11. Убеждающая речь не должна:

a) содержать много цитат

b) вести аудиторию за собой

c) содержать более одного тезиса

d) учитывать конкретную ситуацию

 

12. Речевая деятельность субъекта и реакция адресата на речь субъекта – это речевая (-ое)...

a) ситуация

b) взаимодействие

c) событие

d) поведение

 

13. К числу основных единиц речевого общения не относится...

a) речевое событие

b) дискурс

c) речевая ситуация

d) речевое взаимодействие

 

14. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями, - это...

a) рефлексивное слушание

b) мужской стиль слушания

c) женский стиль слушания

d) нерефлексивное слушание

 

15. К числу приемов рефлексивного слушания не относится...

a) зрительный контакт

b) прием уточнения

c) перефразирование

d) резюмирование

 

16. Компонентом речевой ситуации не является:

a) коммуникативные намерения

b) речевое поведение говорящего

c) говорящий

d) слушающий

 

17. К установкам эффективного слушания относятся:

А) установка одобрения

Б) сосредоточение внимания на разговорных особенностях собеседника

В) использование различных типов и приемов слушания в зависимости от цели говорящего и ситуации общения

Г) стремление лидировать в разговоре

a) А, В

b) А, Г

c) В, Г

d) Б, В

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: