Рисунки, картины, чертежи, фотографии, диаграммы и прочие изобразительные объекты

Лекция 2.8.1 Методика проведения уроков рисования с натуры

Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится всё изобразительное искусство. Об этом неоднократно говорили и писали великие мастера изобразительного искусства. К.Брюллов: «Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства; механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли...»

Замечательный педагог-художник П.П.Чистяков, говоря о методах преподавания рисования в школах, писал: «Изучение рисования, строго говоря, должно… начинаться и оканчиваться с натуры…»

 

На научную разработку метода обучения, основанного на рисовании с натуры, оказали определённое влияние труды выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского.

«…Дитя, если можно так выразиться, - писал К. Д. Ушинский, - мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе.»

 Рисование с натуры как ведущий вид художественной деятельности положено в основу Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. «Изобразительное искусство» под редакцией члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук В.С. Кузина. Программа  начинается с раздела «Рисование с натуры, по памяти и по представлению».

 

Психология изобразительного творчества младших школьников.

Одним из условий эффективности обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства является знание учителем динамики формирования психических процессов и качеств личности ребёнка, направленных на эстетическое освоение окружающего мира.

Известно, что дети дошкольного и младшего школьного возраста охотно берутся за рисование, пользуются красками, с удовольствием лепят. Дети, конечно, ещё не могут передать объёмность, реальные пропорции предметов, расположение их в пространстве и цветовое отношение.

Однако их рисунки обладают искренностью, непосредственностью и убедительностью. Эти качества придают детскому творчеству необыкновенную прелесть и дают основания расценивать работы детей как своеобразное произведения искусства.

Рисовать дети начинают раньше, чем читать. Дошкольный процесс графической деятельности ребёнка сложен. Он заключает в себя, по крайней мере, два разных начала: ознакомление с графическими возможностями закрепления информации на плоскости и ознакомление с особенностями изобразительной деятельности.

В 1 класс дети приходят уже с пониманием особенностей изобразительных и графических приёмов кодирования информации на месте. И хотя в дальнейшем эти приёмы будут переплетаться, воздействовать один на другой, всё же дети чётко будут отличать рисование от других способов графического закрепления информации.

Какие ещё существуют граф. способы передачи информации, кроме рисунка?...

Под графической информацией понимается вся совокупность информации, которая нанесена на самые различные носители - бумагу, пленку, кальку, картон, холст, стекло, оптические носители и т. д

 

рисунки, картины, чертежи, фотографии, диаграммы и прочие изобразительные объекты

Рисунки младших школьников всегда несут смысловую нагрузку, поясняют что-то, часто они бывают схематичны. Наблюдательность у ребёнка в это время развита слабо, но он уже знает существенные признаки предметов и старается закрепить их в рисунках. Дети рисуют то, что о предмете знают вообще. Они передают типичную, обобщённую форму, дают «открытый» цвет, т. е. пользуются чистой краской, которая обычно передаёт не конкретный оттенок, а цвет в принципе. При рисовании по памяти и по представлению могут легко переходить от одного сюжета к другому, изменить замысел. Все эти особенности изобразительных работ объясняются недостаточными знаниями ребёнка, неустойчивым его вниманием, неумением целенаправленно наблюдать, а также быстрой утомляемостью.

Одна из общеобразовательных задач изобразительного искусства – научить детей наблюдать окружающую действительность, осознавать зрительные впечатления и развивать наблюдательность. Всё это очень важно и для общего умственного развития. Особое значение имеет для ребёнка развитие зрительной системы, поскольку согласно данным науки, свыше 90% информации об окружающем мире он получает именно через неё.

Согласно экспериментальным данным, всех детей по их способностям к рисованию можно разделить на три группы:

К I группе относятся дети с ярко выраженной графической одарённостью. Они выполняют рисунки контурными линиями, чётко передают формы, ровным пятном заливают изображение по контуру.

Ко II группе относятся дети с преобладанием живописного начала над графическим. Они рисуют неуверенными путанными линиями, пишут пятнами, хорошо чувствуют цветовые отношения.

Дети III группы имеют в равной степени выраженные графические и живописные способности и довольно успешно справляются с теми и другими работами.

Каждый учитель должен знать, что один ребёнок с трудом выполнит чёткий контурный рисунок или вообще не сможет его сделать. Для другого же это простое задание. И на основе этого многие торопятся сделать вывод, что один ребёнок способен к изобразительному искусству, а другой – нет. Дело здесь не в общей одарённости, а в разной её структуре. Ребёнок, не выполнивший чёткого конкретного рисунка, может, например, отлично подобрать цвет, решить сложную колористическую задачу, которая труднее для первого.

Итак, учитель изобразительного искусства при оценке знаний и умений учащихся должен задуматься над структурой способностей ребёнка.

 

 

 

 

Рисунок. Живопись.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: