Основные положения учения буддизма

05.04.2012

Религиоведение. Баранов Алексей Владимирович.

Экзамен.

I. Теория религиоведения. Религиоведение как наука.

II. Буддизм

III. Ислам

IV. Христианство

Пособие: Религиоведение для студентов педагогических ВУЗов. Под ред. А.Ю. Григоренко. 2008, изд. Питер.

Энциклопедия мифы народов мира. 2 тома.

Религиоведение как научная и учебная дисциплина.

Предмет Религиоведения – религия.

Объекты изучения – все что угодно в связи с религией.

Методов множество, и они представлены различными научными школами.

Наука возникла на стыке нескольких областей знания:

· философия (религия, как форма духа; сущность религии)

· психология (наука о душе)

· история (религия как составная часть исторического процесса; история религии)

· социология (религия как социальный феномен)

· этнография

o соответственно основными направлениями изучения религии стали: философское, психологическое, историческое, социологическое.

Во вт. Половине 19 века – начале 20 века. В западной Европе: Германия, Франция, Англия, Италия, Голландия, Россия. Формировалось и в России, но отдельной дисциплины не сложилось. Отдельная дисциплина в России появилась в 90-е годы 20 века.

Religio от лат. Связывать, привязывать. Взаимосвязь. Воссоединение.

Связь между человеком и Богом. Связь человек-человек. Связь между людьми обусловлена первым типом связи.

Религия – это абстрактное научное понятие.

С.Н.Трубецкой. Религия – есть организованное поклонение высшим силам, и предполагает не только признание существования этих сил, но и деятельность воли, направленную к этим силам.

Три основных аспекта изучения религии. Три поля потенциальных объектов изучения.

1. Вера и\или знание.

2. Формы культа – выращенный образ (возделывание).

3. Аспект организации.

06.04.2012

Сам представитель религии может не называть свою деятельность и веру – религией.

В историческом времени религия существует как традиция.

Tradition – от лат. Передача, трансляция – передача всего, чего угодно: деньги, имущество, знания, атрибутика, символика, священные тексты, архитектурные формы, строй богослужения, стиль, психотип на почве христианства, протестантства и пр.

Традиция – это передача смыслов, параметров, характеристик, черт в историческом времени. В роли передатчиков могут выступать люди, институты, группы. Адресат может быть и передатчиком традиции. Каким образом осуществляется передача, способ, механизм передачи. Условия передачи в историческом времени. Традиция отличается от консервации. Консервация – это сохранение, как рациональное, так и иррациональное. Для консервации нужно создать определенную среду для сохранения.

Традиция предполагает не только сохранение, но и изменение, трансформацию, более того, традиция сама может санкционировать изменение или выступает инициатором перемен.  Именно традиция обеспечивает идентификацию – опознание.

Мировые религии – это абстрактное научное понятие, которое служит целям классификации. Критерии выделения мировых религий:

1. По числу приверженцев

2. Ареал распространения

3. Роль и место в мировых процессах (историческом, политическом, экономическом, культурном)

4. Надэтнический характер религии, супер этнические общности – потенциально охватывает всех. Надэтническому характеру религии соответствует универсальная форма мировоззрения.

По всем четырем критериями мировыми религиями можно считать христианство и ислам, и с некоторыми оговорками, касающимися 1 и 4 – численности и надэтничностью – буддизм и иудаизм.

БУДДИЗМ.

Самая ранняя по времени возникновения из ныне существующих религий. 6 век до новой эры, Древняя Индия. Буддизм возник на богатой религиозной почве.

Предпосылки появления. В Индии уже существовала – ведическая религия, основанная на ведах. Веды – древнейший индийский памятник религиозно-мифилогического содержания, письменный текст. Так же брахманизм, индуизм. Веды (письменный вариант) – 2 тыс. до новой эры, устное изложение существовало еще раньше. Веды пришли в Индию из вне. В Индии веды стали священным текстом традиции, на которых основана вся ведическая система. Ведическая традиция – политеистическая, идея множественности божественных существ. Различные боги – связанные с природными явлениями (огонь, ветер, вода), и не связанные (Бог богов). Ядром культа становились ритуалы жертвоприношения богам. Брахма – ритуал. Брахман – жрец, приносит жертву. Жрец сосредоточен на сфере сакрального и священного. Брахманы составляли высшее сословие в Древней Индии. 4 основных сословия (варна): жрецество (самая замкнутая группа, хранители традиций и знания), воины, ремесленники, слуги (шудры). Очень жесткая система сословий – горизонтальное перемещение практически невозможно. Касты – ритуальные и профессиональные сообщества.

В Индии существовала параллельная культура – культура ухода. Культура ухода создана теми, кто добровольно, сознательно совершает уход из сословной системы – культура аскетизма.

Аскета обозначает ограничении, в более широком смысле самоограничение. Аскетами были организованы школы, базовая структура аскетизма учитель-ученик, высокая нормативность. Самосознание и самосовершенствование – формула аскетизма. В аскетизме получила развитие психофизическая практика (йога).

Буддизм - это аскетическая школа, с системой учитель-ученик, психотехника. В Древней Индии ее называли – неправильная школа. Правильными считались школы, которые осознавали авторитет вед. Буддизм – школа, которая отвергла священность вед. Появился конфликт брахманизма и буддизма. Конфликт длился веками. С течением времени буддизм был изгнан из Индии. Буддизм распространил в соседних странах Азии.

Буддизм связывает свое возникновение с конкретной исторической личностью – Сиддхартха Гаутамд. Источники не дошли до нашего времени, поэтому происхождение неизвестно. Буддизм сам рассказывает о своем возникновении. Иных источников не сохранилось. Историки полагаются на более поздние источники. Биография Сиддхартхи описана в рамках буддизма. Религиозная биография – это изложение основ учения.

1. Родился в семье правителя-раджи. Наследник престола, варна воинов. Детство, отрочество, юность основатель буддизма провел во дворце. Отец изолировал его от жизни, все детство провел в неге, изобилии. Образ дворца – символ чувственно-телесных удовольствий; символ неведения. В 20 лет герой покидает дворец, и сталкивается с реальной жизнью. Акцент на человеческой немощи, горе, боли, движение человека от рождения к смерти. Ключевое буддийское понятие – дукха – страдание. Сиддхартха встречает отшельника-монаха, и становится аскетом. Рвет все связи с миром, и становится «социальным трупом».

2. Меняет имя на Шакьямуни – аскет из племени Шакья. Ведет жить аскета и занимается психофизической практикой, йогой. При помощи психофизических практик – происходит пробуждение сознания. Будда – это термин, который служит для обозначения особого, наивысшего психофизического состояния. Будды – все те, кто когда-либо достигал просветленного состояния. На картине нет намека на высшие силы и инстанции. Религия человека. Сидххартха сам достигает наивысшего просветления. Сижххартха становится совершенным учителем, который преодолел все аффекты сознания и авидье. Будда, как учитель создает монашескую группу (первая состояла из 5 человек). Основатель общины, проповедник. Умирает в глубокой старости. При смерти достигает великой нирваны.

Самый ранний буддизм – это культ учителя и учение о пробуждении.

Три драгоценности буддизма. Будду – просветление сознания - называют первой драгоценностью буддизма. Вторая драгоценность буддизма – учение – ДХАРМА. Третья драгоценность – монашеская община – САНКХА.

Буддийский канон – порядок книг, библиотека буддизма. Так же называют «палийский текст», от названия языка - пали. Канон называется «Три питака» - «Три корзины». Три раздела:

1. Сутра питака – беседы учителя с учениками.

2. Виная питака – изложение монашеской дисциплины.

3. Философия и космология буддизма – Абхидхарма питака.

Буддизм – самая развитая книжная религия. Буддизм делает ставку на книжное знание. Авторитет монаха обеспечивает не только знание психотехники, но и авторитет книжного знания. Развития книжная традиция.

Доктрина (учение) буддизма приписывается самому Будде, тексты исходят из его уст, хотя составлены намного позже.

07.04.2012

Монашество – наилучший удел человека, именно этот путь приводит к спасению.

В буддизме общество делится на монахов и мирян, монахи – элита. Монахи очень почитаемы, учителя. Буддийское общество строится вокруг монастыря. Монашество открыто для мужчин и женщин. Женщин меньше из-за того, что ей сложнее осуществить уход из социального мира.

Основные положения учения буддизма.

1. Срединный путь. «Двух крайностей следует избегать тому, кто оставил свой дом, ушел из социального мира: 1 – приверженность плотских удовольствий, 2 – умерщвление плоти и самоистязание». В буддизме нет крайней аскезы. Буддизм не рассматривает тело как источник зла и греха. Буддизм говорит, что ты стал заложником телесного дома.

2. Четыре благородные истины. (четыре факта, который изложил Благородный)

a. Истина о страдании. Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, боль, тоска, не получение желаемого, печаль – страдание.

b. Истина о возникновении страдания (причина страдания). Жажда, желание – причина страдания, связана с наслаждением и страстью, задает условие нового существования. Жажда существования и жажда несуществования.

c. Истина о прекращении страдания. Прекращение состоит в полном бесстрастном устранении жажды.

d. Истина о пути, ведущем к прекращению страдания – восьмеричный путь. Путь состоит из 8 элементов. Путь охватывает сферу поведения (правильное), сферу сознания, сферу особой психофизической практики, йога.

Мысль, знание, свет. Страдание, постигнутое пробужденным страданием. Акцент от страдания перенесен на сознание. Факт страдания должен быть постигнут сознанием. Сложность буддизма в том, что это учение о знании. Страдает тот, кто не знает страдания, и тот кто знает страдание – не страдает. Буддизм повязан на сознании, часто его называют не религией, а психологической школой.

В буддизме космос подчинен сознанию. Буддизм не поощряет эстетического отношения к миру. Вопрос о мире подчинены психологии, учению о сознании. Буддизм не говорит, что мир кто-либо создал, учения о создании мира нет. Есть учение, которое отрицает Бога-творца. Мир существует бесконечно и безначально, время образует циклы, движется по кругу. Т.к. мир познается в сознании, то получается, что мир мерцает.

Буддисты отрицают идею всемогущего божества. Буддизм в некотором смысле атеистическая религия. Великой иллюзией является собственное Я. Я, эго – узел всех страданий; отказаться от я и от эго. Концепция «не душа» - анатма. Буддисты отрицают то, что утверждают большинство психологий мира: наш внутренний мир – это единая субстанция, неизменная подоснова, которая при всех трансформациях остается сама собой. Психика человека, по мнению буддистов, состоит из мгновенных состояний – дхармы. «Дхармы уже нет в тот момент, когда она появляется». Потоки мгновенных возникающих и пропадающих состояний.

Дхармы выступают и объектом, и субъектом.

Буддизм разделяет учение о переселении души – метемпсихоз.

1. Сансара (символ колесо) – круговорот рождения и смерти. Все живые существа пребывают в круге рождения и смерти. В круге нет ничего постоянного, есть лишь движение от рождения к смерти. Люди, животные, боги – все пребывают в круге. Пропасти нет между человеком и богом, между человеком и богом. Боги – разряд живых существ на ряду с животными и человеком.

2. Карма – закон, которому подчинено всё живое. Закон нельзя отличить от поступков человека. Вся совокупность поступков – это и есть карма. Поступки, связанные причинно-следственным образом. Карма – это способность живого существа своим поведением определять параметры будущего рождения. Ни одно рождение не является целью. Апатичное отношение к будущим рождениям, с ним не испытывают надежд. Нет возможности искупления грехов. Жить по нормам, установленным сообществом.

3. Нирвана – процесс угасания. Нирвана с кит. – нет рождений. Отрицание. Цель буддизма: пробуждение и нирвана.

4. Сансара-Нирвана.

Цель йогической практики – благородный, серединный, восьмеричный путь к пробуждению и нирване.

Два направления буддизма.  Спорным вопросов является: Что есть Будда?

1. Малая колесница – ХИНАЯМА, ТХЕРАВАДА. Что есть Будда? Учитель, указывающий путь к спасению. Архат – монах, который пошел по пути, указанному учителем, идеал аскета. Освобождение возможно только монаху, только монах может достичь цели, мирянам это не постигнуть. Строгий путь. Распространен на юге, юго-востоке от Индии: о. Цейлон, страны Индокитая – Бирма, Таиланд, Лаос, Вьетнам, Камбоджа.

2. Великая колесница – МАХАЯНА. Широкий путь. Включает в себя много противоречащих школ, часто друг друга исключающих. Будда – это историческая личность Шакьямуни; историческая личность как воплощение космического принципа Будда. Здесь буддизм близок к теизму. В махаяне открывается путь для мирян, мирянин тоже может достичь пробуждения. Отсюда буддизм приобретает мировой характер. Появляются теории мгновенных пробуждений. Фактор веры – искренняя вера может пробудить человека. Новый образ аскета – бодхисатва – пробужденное существо. Главная характеристика Бодхисатвы – милость ко всем существам, образ обращен к сансаре, забота о спасении всего живого. Распространен в странах юго-восточной Азии, в Японии, Корее, Китае, Тибете (ламаизм, тибетский буддизм: Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Колмыкия). Тибетский буддизм имеет выраженное эзотерическое учение, внутреннее учение. Эзо – внутреннее, экзо – открытое, явное. Учение Алмазная колесница – ВАДЖРАЯМА. Тантрическая система. Тантризм – мистическое учение о двух мировых началах мужском и женском.

В 20-м веке буддизм активно распространяется в Европе и Америке (США – тибетский буддизм).

Библиография – в мифах и учебнике Григоренко.

 

ИСЛАМ.

Возникновение - 7 век новой эры. Самая поздняя мировая религия мира.

В 7 веке новой эры в Аравии появляется новое, мощное религиозное движение. Аравия на стыке Африки и Азии. В древности Аравия была центром. В 7 веке аравийское общество было развитым родоплеменным строем на грани феодализма.

Ислам стал идеологией объединения арабских племен в единое государство. Религиозная почва ислама: языческие культы (многобожие, политеистические формы), монотеизм – христианство, иудаизм, ханифы (люди чистой веры) = вера Авраама.

Ханифы – арабские монотеисты, которые опирались на арабские устные придания, по духу ближе всего к исламу. Главный храм – КААБА, в городе Мекка. Мекка – торговый город, религиозный центр арабских племен.

В.Ф. Панова «Жизнь Мухаммеда».

Основатель ислама – Мухамме(а)д происходил из семьи хранителя храма Кааба. Аристократический род, принадлежность к семье хранителя традиции. Ислам связывает свое возникновение с определенной личностью. Пользовался авторитетом в арабской среде, был талантливым врачом, ораторское дарование, в одном лице – духовный вождь и глава государства. Мухаммед организовал общину-государство. В исламе нет монашества, нет ухода от мирской жизни. Мухаммед провозгласил новые принципы, учение социально-политическое. Глава движения – главный политик. Мухаммед-пророк.

Пророк – проповедник. В проповедях пророки создают новую перспективу. Особый источник проповеди. Пророк говорит от имени бога.

 

16.04.2012

Религия откровения. Откровением называется такая форма знания, которая дается человеку непосредственно из божественного источника, передана сверхразумным образом – мистически.

ТАУХИД – идея единства бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: